Нынешние резиденты культурной точки на карте Тольятти (где долго не было полноценных постановок) называют свое детище творческим объедением «Театр на Голосова, 20», периодически сбиваясь на более привычное «Театральный центр Голосова, 20».
Впрочем, как бы это ни именовалось, радует уже то, что там снова стали показывать спектакли. Пусть для малого количества зрителей (зал пока не пережил «перезагрузку») и на нерегулярной основе. Открытие театра ознаменовалось премьерой спектакля «Небесная, или Четыре часа из ее жизни» по пьесе современного драматурга Алексея Щипанова из Екатеринбурга.
Моноспектакль в одном действии, имеющий пояснение, что это «манифест молодой женщины», поставил Андрей Антипенко, а главную (и единственную) роль сыграла Марина Филатова, служащая в театре «Колесо». Постановка спектакля была финансово поддержана Союзом театральных деятелей Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации. По мнению авторов спектакля, реализация данного проекта даст возможность возродить и вновь запустить театральный процесс в легендарном центре, поможет вернуть постоянных зрителей и привлечь новых ценителей театральных экспериментов.
Когда женщина плачет
Начинается «Небесная» с истерики по непонятному поводу и рассказа о том, что гигантское цунами в Юго-Восточной Азии оставило в нашем мире неизгладимый след. Героиня мечется по сцене, переходя с одной темы на другую. Актрисе удается в моноспектакле главное — удерживать внимание зрителя. Во многом это заслуга сценографов — театр теней, проекционная стена, которая то превращается в карту мира, то во дворец, то в место, похожее на красный вигвам (эстетика «Твин Пикса» продолжает преследовать местных художников) и так далее.
Как выясняется позднее, героиня пришла домой после свидания. Дама прождала в кафе два часа, будучи не в силах сдвинуться с места. А он не пришел! Узнаваемо? Вне всякого сомнения, но вот интересно ли?
После спектакля на пресс-конференции режиссер Андрей Антипенко признался, что текст пьесы, что принесла Марина, ему не понравился. Тут я согласна, что выигрывает от этого воплощения в основном актриса, которой захотелось проявить себя в главной роли, да еще в таком нервозатратном жанре, как моноспектакль. В итоге мы имеем ситуацию, когда сценография сильнее текста. А свет и иные эффекты, созданные Яной Железняк и командой видеографа и звукорежиссеров, очень хороши. Кроме разве что расплющенных в панораму отрывков из фильмов с голливудскими красавчиками. Эти кадры идут под телефонный бубнеж мужчин, которые рассказывают Марине, почему они не смогли. Хотя если задача была этакими неубедительно фальшивыми мужскими оправданиями как-то развенчать романтические мифы об отношениях, то, пожалуй, это уместно.
Кто вы, маска?
Занятно, что героиню, как и актрису, зовут Марина. И очень хорошо, что четыре часа из жизни молодой женщины проходят на сцене за час. Не сразу, но становится ясно, что героиня — не определенное лицо, а скорее собирательный образ, который горюет о разном. И если подходить логически (как к цельной истории), то, скорее всего, концы с концами не сойдутся. В одном месте мы понимаем, что героиня одинока, в другом она говорит, что у нее есть муж и дети. Но это происходит со зрителем лишь до того момента, пока не становится ясно, что женщина со сцены учит нас жить. Она повторяет, что надо любить друг друга, а мужчина должен быть ответственным и т.д. Порой мне казалось, что я нахожусь на классном часе, а хорошая и эмоциональная учительница наставляет школяров на путь истинный. Переходя от дидактичности к легкой истерике, а от нее к светлой грусти, героиня раз за разом повторяет: «Марина, 32 года, но выгляжу моложе, по крайней мере, так говорят…» Текст из сайта знакомств перемежается с жизненными наставлениями. Эти рефрены в духе монологов из фильмов Киры Муратовой едва не доводят происходящее до абсурда. Если бы не звезды, которые, возвращаясь так же неотвратимо, как и повторы текста, умиротворяют зрителя и настраивают его на философский лад. И вот уже не кажется странным, что женщина в 32 года, пожалуй, слишком наивна.
Не будем придираться, ведь этот спектакль только начинает свой путь по тольяттинским подмосткам. Создатели собираются сделать постановку выездной и играть не только на Голосова, но и на других сценах.
Кроме того, в работе у новой-старой экспериментальной площадки находятся еще 2-3 театральных проекта, о которых мы узнаем уже скоро.
Елена Кочева, «Площадь Свободы»
ekocheva@yandex.ru
Читайте также
Последние новости