Несколько лет назад у меня в гостях был английский историк, на тот момент писавший монографию о Керенском. У нас в городе жил (мы с ним дружили) Герман Подейко, который видел и даже перекинулся парой слов с Керенским на выставке в США. Получается, что даже мне довелось пожимать руки, здоровавшиеся с главным участником событий 1917 года.
Мое отношение к Александру Керенскому понятно. Он сам однажды на вопрос, что надо было в первую очередь сделать в 1917-м, ответил:
– Расстрелять.
– Кого?
– Меня!
Что говорит о нем положительно.
В истории нередки удивительные совпадения. Отцы Ленина и Керенского дружили. Их матери имели немецкие корни, поэтому обоих революционеров недоброжелатели записывали в евреи. Володя Ульянов старше Керенского на 11 лет – читал больному Саше «Хижину дяди Тома». Какие разные выводы сделали мальчики из этой трогательной книги. Оба стали юристами и, в конце концов, революционерами. Один боролся за лучшую долю для угнетенных, другой – масон, либерал – за буржуазную Россию.
Прекрасные ораторы, они обладали громадным влиянием на публику: Ленин – убедительной логикой аргументов; Керенский – артистическим пафосом блиставшего в школьных спектаклях красавца, восторгавшего экзальтированных дам. У Ленина детей не было, у Керенского – два сына, до конца не простившие ему то, что бросил их мать и завел на стороне дочь.
Разные люди, разные судьбы. Керенскому власть упала в руки – демагог, популист, глава масонской ложи России (во Временном правительстве из 24 членов 23 – масоны). Организовали отречение императора другие, но именно Керенский отправил царскую семью в Тобольск. Видимо, так отомстил императрице, сказавшей, что «Керенского нужно повесить!» Он пламенно выступал на митингах, доводя себя до экстаза, рвал на груди рубаху с криками: «Россия будет свободна… умру за революцию!», падал в обморок.
А страна в это время рушилась, разваливалась. За бесконечные речи Керенского прозвали главноуговаривающим («когда я кончил, не помню, что я сказал» – признавался он). Доболтался. Когда узнал, что власть перешла к большевикам, покинул Зимний дворец на автомобиле американского посольства. Он никому не нужен: на Дону, куда бежал, ему посоветовали убираться прочь, иначе повесим. Лучший выход – эмиграция в Англию.
За границей его все посылали подальше, чуть ли не били. До 1940 года жил в Париже, менял женщин. Когда пришли нацисты, бежал в США. Дожил до глубокой старости и умер от рака крови. Русская церковь отказалась его отпевать. Похоронен в Лондоне.
Совсем другая судьба у Ленина. Теоретик и практик революции, он завершил дело всей жизни.
– Революция, о которой говорили большевики, совершилась! – это его слова.
Но большевики как раз и не хотели брать власть и всячески от нее открещивались. Воля Ленина, напор, решительность, умение убеждать – вот истинная причина успеха Октября. На него нагромоздили множество нелепиц, неправды, но от этого историческое значение личности Ленина меньше не стало. Сегодня копаются в его детстве, выискивая в обычных мальчишеских шалостях отголоски будущих «злодеяний». Большинство из них – попросту плод извращенных домыслов противников революции.
Взять хотя бы разговоры про «ненависть к религии». Выдергивают слова на полях в книге или жесткие заявления, не упоминая, что Ленин разрешал достраивать храмы, праздновать Пасху в кремлевских соборах, подписал декрет, освобождавший от воинской повинности по религиозным убеждениям. А его указание изымать ценности у священников (не имеющие отношения к богослужению) для голодающих Поволжья, так это лишний раз подчеркивает его отличное знание Библии и истории церкви. Он наверняка знал про то, как еще в третьем веке архиепископ Иерусалимский Кирилл во время страшного голода продавал церковные вещи – золото, серебро, ценные завесы и покупал на вырученные деньги пшеницу для страждущих.
И про жестокость Ленина – сплошь выдумки. Можно вспомнить, как он простил покушавшегося на него Германа Ушакова. У нас вбивают в сознание фальшивки про то, что Ленин распорядился расстреливать казаков, что он снял орлов с московского Кремля (их сняли в 1935 году). И так можно разоблачать по всем домыслам и наветам. Но у меня другая задача: сравнить судьбы земляков, главных участников двух революций.
Керенский – это «анекдот» на страницах истории. Ленин же – фигура исторического масштаба, истинное значение которой будет понятно через столетия. В наше время «униженной России» это осознать не желают. Ленин мыслил глобальными категориями. И современным витиям, долдонящим штампы про злого гения, надо напомнить, что ленинская Россия проделала путь, который страны Запада прошли за 300 лет, и стала мощной державой. Не случись Октября – и распалась бы Россия, это признают даже западные ученые. И не Ленина-Сталина вина, что прямое предательство последующих правителей привело нашу страну туда, где мы находимся.
И те, кто навешивают на Ленина всевозможные грехи и пошлости, делают это ради того, чтобы оправдывать собственные права на воровство, предательство и разврат. У них вся наша история – «куча дерьма», которая им выгодна. Очернение образов Ленина-Сталина стало тяжелейшим ударом по народной нравственности, крушением всего святого, после чего им можно всё: подличать, красть и ненавидеть Родину.
Пропаганда делает свое черное дело. На вопрос, что принесла стране Октябрьская революция, 31% россиян затруднился с ответом, 29% сказали, что «пользы и вреда примерно в равной степени» и лишь 21% – «скорее больше пользы». Только 6% видят в Октябрьской революции источник национальной гордости.
Сергей Дьячков, социолог, почетный гражданин Тольятти, член Союза российских писателей.
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 43 (1171) 03.11.17
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362
Читайте также
Последние новости