Следующая новость
Предыдущая новость

Алексей Краснов: «Мусорную» реформу в Тольятти ждёт откат назад

31.08.2019 17:25
Алексей Краснов: «Мусорную» реформу в Тольятти ждёт откат назад

Добиться декларируемого улучшения экологической ситуации в стране с помощью «мусорной» реформы не позволит сама власть – считает один из истцов судебных разбирательств против реформы по обращению с ТКО. С депутатом Самарской губернской думы Алексеем Красновым «Тольяттинский навигатор» беседует о том, что было поднято со дна в ходе судебных заседаний по «мусорной» реформе, и что ещё хотели скрыть от народа разработчики нововведения.

Эксперты работают, но если посчитать

— Алексей Геннадьевич, экспертиза тарифов так называемой «мусорной» реформы готова?

— Мы запрашивали информацию с Самарского областного суда. Нам пришёл ответ, что по просьбе экспертов экспертиза продлена до 29 августа 2019 года. В принципе, это неудивительно, учитывая, что объём тарифного дела – порядка 900 страниц.

— Насколько я знаю, вы параллельно с экспертами исследовали тарифное дело. И весьма тщательно. Какое-то резюме можете вывести из своих исследований?

— Да. Мы много говорили во время судов: основные претензии связаны с неоправданными транспортными расходами. Из 6 млрд расходов, заявленных на 2019 года, 4 млрд — расходы на транспорт. Причём в тарифном деле расчёты расходов на транспорт абсолютно не представлены. Есть некий локальный сметный расчёт, что один километр провоза одной тонны мусора будет обходиться оператору в 36 рублей с копейками, и эти цифры просто умножены на количество километров, которые, как предполагает «мусорный оператор», проедет весь транспорт, перевозя ТКО. Абсолютно абсурдная позиция с точки зрения экономики! Ещё в суде мы говорили: если грузовая машина везёт груз на 100 километров, то цена снижается. Это известно любому автомобилисту, да более того – школьнику.

— Вы сейчас осторожничаете в оценках? В интернете звучат доводы, что тарифное дело сплошь фальсифицировано, поскольку за основу взяты дутые цифры.

— Я не осторожничаю, я просто до этого не дошёл пока. Если уж даже мы, не экономисты, берём тарифное дело и видим абсолютно в каждом разделе противоречия основам ценообразования и методическим рекомендациям ФАС, то что говорить об экономистах, которые тихо «шизеют» и «выпадают в осадок» от того, что видят? Цены на аренду офисных помещений, сравнимые с арендой бутиков в самых проходных местах «первой линии». Количество работников, непонятно откуда взявшихся, учитывая, что нет штатного расписания, должностных инструкций, поэтому непонятно, чем все эти люди будут заниматься.

Например, заявлено чудовищное количество экологов: 20 человек. Это очень большая цифра! Дирекция в составе 48 человек тоже ни в какие ворота не лезет. Что же это за корпорация такая? Ведь мы все видим, что региональный оператор ничем не занимается, он лишь посредник для сбора денег с населения и передачи их компаниям, которые перевозят и «хоронят» мусор. И для этих целей им на первое полугодие требовалось, если не ошибаюсь, 729 человек? Не жирно?

И так во всём – полный абсурд. На суде ответчики заявили, что приобрели 10 мусоровозов. Кто водит эти мусоровозы, если все 10 штатных водителей, согласно табличке, заявлены в дирекции? Перевозят директоров и топ-менеджеров.

Далее: административный персонал посчитан почему-то вместе с производственным, и зарплата его заявлена в качестве производственных затрат. А административные расходы являются закрытой информацией, что недопустимо.

Ну и основная претензия — мусорный оператор обязан иметь производственную и инвестиционную программы. А их просто нет!

— Насколько я помню, сторона ответчика в суде заявляла, что они и не обязаны их иметь?

— Было такое, хотя это противоречит Правилам обращения с ТКО, существующим внутри 484 постановления. В них русским по белому написано, что в числе документов, которые подаёт региональный оператор на формирование тарифа, входят производственная и инвестиционная программы.

Готовясь к очередному суду, мы обратили внимание на то, что существующего постановления правительства об основах обращения с ТКО почему-то нет в списке нормативных актов, на которые должно было опираться областное министерство ЖКХ при изготовлении экспертизы. В нём есть статья, а в статье написано, что деятельность регионального оператора строится не только в соответствии с территориальной схемой, а ещё и с региональной (то есть государственной!) программой по обращению с ТКО в Самарской области. Но в этой программе написано, что одним из приоритетов является строительство мусороперерабатывающих заводов! А в документах, которые предоставил региональный оператор, про это нет ни слова! То есть у нас региональный оператор действует вопреки государственной программе и тому постановлению правительства, которое утверждало правила обращения с ТКО.

И так далее, и так далее

Моё общее впечатление, когда я читаю тарифное дело и сопоставляю его с нормативными документами нашей страны – законами, подзаконными актами, постановлениями и так далее, – автор сначала написал, как ему нравилось, а потом заглянул в законодательную базу. Ужаснулся. Но решил почему-то, что и так сойдёт.

Главный посыл основ ценообразования и методических рекомендаций в чём? В стране сложилась плохая экологическая ситуация, потому что мы, в основном, мусор «хороним». Не рассортировывая и не перерабатывая его. Отсюда следует: систему надо изменить. Для этого нужны некие показатели эффективности. Во всевозможных постановлениях, рекомендациях ФАС есть отсылки на показатели изменения экологической ситуации. Вот именно эти показатели эффективности изменения экологической ситуации как раз и трактуют, что каждый оператор по обращению с ТКО – и региональный, и «обычный» – обязан создать производственные и инвестиционные программы, которые в итоге способны вывести на изменение экологической ситуации в стране. Иначе для чего было принимать 89-й ФЗ, 269-е постановление? В 2016-м году, был принят огромный комплекс законодательных актов именно для того, чтобы экологическую ситуацию изменить. И весь этот пласт законов пронизан одной и той же логикой: государство создаёт региональных операторов, все они выстраиваются в русле региональных программ, а те следуют тому, что им в основных принципах предписывает 89-й ФЗ. А именно: раздельный сбор мусора, сортировка мусора, утилизация – то есть вычленение из мусора утиля и его переработка – ну и менее 20% уходит на сжигание или захоронение.

— То есть то, что представитель департамента ценообразования вам предложил сделать самостоятельно?

— Да, то что Мокшин предлагал нам собраться с жителями дома и самим всё организовать!
Так вот, всё это обязано было с 2016 года сделать правительство Самарской области. Принять региональную программу, где всё расписать, проработать территориальную схему, скорректировать потоки и запустить всю систему. А то, что мы сейчас имеем, – это преступление против граждан и экологии, которое будет иметь колоссальные экологические последствия.
За шесть с половиной миллиардов можно утилизировать вообще весь мусор в Самарской области. Улучшить экологическую ситуацию так, что никому и не снилось. По моим подсчётам, на то, чтобы вывозить и «хоронить» мусор, 500 миллионов хватило бы, как говорится, за глаза. И не надо огород городить, лезть в карман и без того нищему населению!

Для галочки

— Перейдём к нормативам накопления. Здесь, как я понял, ситуация уже ясна? Или остаются какие-то сомнения?

— Я не знаю, какие могут быть сомнения у судьи, а для нас ситуация кристально ясна. Приведу факт: сторона ответчиков лгала суду на протяжении нескольких последних заседаний. У нас есть аудиозаписи, протоколы заседаний, где ответчики по много раз утверждали, что основанием для принятия действующего норматива являлись некие замеры объёмов вывоза ТКО, которые осуществлялись в 2015-16-м годах на основании письма Нефёдова в муниципалитеты.

В итоге документы, которые сами мусорные ответчики принесли в обоснование своих слов, показывают: никаких замеров в порядке, определённом законодательством, сделано не было. В материалы дела сданы документы, не заверенные надлежащим образом. Например, сельские муниципалитеты предоставили документы, в которых печати и подписи стоят только на титульном листе. А дальше — только копии. Не заверенные! Документы не подшиты соответствующим образом, не пронумерованы. Всё говорит о том, что это фальсификация. Формально должно было быть пять муниципалитетов, на основании данных замеров ТКО которых были бы приняты эти нормативы. Но Самара сразу указала, что в 2015-16-м они никаких замеров не производили! Уже только одно это признание указывает на то, что ответчики лгали суду.

Новокуйбышевск прислал документы, в которых указывается, что муниципалитет не заказывал никаких исследований за бюджетный счёт у СамГТУ. При этом муниципалитет получил данные очень оригинальным способом: якобы некое акционерное общество заказало эти исследования за свои (и весьма немалые) деньги, а потом передало в дар администрации. Что является абсолютным нонсенсом. Эта схема, я уверен, противоречит 44-му федеральному закону, и вообще является основанием для проведения расследования со стороны полиции. Да и в остальных письмах муниципалитетов, как я уже говорил, не стыкуются даты, сроки. А самое главное, повторюсь: документы не сшиты, не пронумерованы, что говорит о том, они, видимо, были распечатаны буквально за неделю до заседания суда.

— Нефёдов не разослал письма? Или администрации ли его указания «пропедалили»?

— Всё проще. Ни чиновники, ни правительство, ни «мусорные» операторы не думали, что кто-то когда-то будет эти документы поднимать и кто-то всё это увидит. А уж что будет суд – даже и помыслить не могли. Поэтому они ничего и не делали. А сейчас всё это подшивается на живую нитку к существующим реалиям, потому что суд идёт… Господство чиновников, коррупционеров, олигархов в течение 30 лет привело к тому, что все привыкли, что никому дела нет. Что никто никогда никуда не заглядывает. А мы вот взяли и заглянули…

— То есть в 2015-16-м они всё это делали…

— …просто для галочки. И вполне возможно: не будь нормативы и тарифы завышены так бессовестно – в несколько раз – всё бы, может, и «прокатило». А потом бы в архиве администрации «прорвало горячую трубу», и все документы оказались бы испорченными кипятком. И всё. Концов не найти.

Власть пойдёт на уступку?

— Ваш прогноз на развитие ситуации?

— Самое разумное для власти – это самостоятельно сделать шаг назад. Пойти на уступку. Просто потому, что опубликованные недавно отчёты «ЭкоСтройРесурса» показали: мусора вывозится якобы в два раза меньше, чем указано в расчётах. Хотя я считаю, что эти цифры — тоже дутые, и мусора вывозится в 20 раз меньше. А тут в Новокуйбышевске один из директоров муниципальных мусорных полигонов высказался в газете «Единой России», что тарифы завышены на 15-20%. Судя по всем этим «прокидонам», власть лихорадочно соображает, как ей выйти из положения. И для них одним из вариантов является «откат» назад. Но не факт, что они это сделают…

— Как вы считаете, запустить «мусорную реформу» в её идеальном виде – для реального улучшения экологической ситуации – получится?

— Нет. Если кто-то где-то начнёт делать как надо по справедливости и по науке, это получится второй Грудинин. За что власть и её шавки ненавидят Грудинина? Он, попросту говоря, является коммерсантом, наглядно показывающим, как можно построить социально ответственный бизнес в России. Если один из регионов вдруг возьмёт и сделает всё по-человечески, не за шесть с половиной миллиардов, а за шестьсот пятьдесят миллионов: и вывезет мусор, и настроит мусороперерабатывающих станций, и начнёт раздельный сбор отходов, и вычистит окрестности, то такой регион получит сразу сверху «чёрную метку». Ему скажут: вы что, осатанели? Ну-ка, верните как было! Это круговая порука. Поэтому они будут выкручиваться до последнего, показухой заниматься.

Я даже могу предположить, как станут дальше развиваться события. Первое: срочно откроют 4-5 сортировочных пунктов и назовут их «заводами». Нагонят гастарбайтеров, оденут их в резиновые халаты и перчатки, поставят пару механизмов для отсеивания металла, и 350 журналистов со всей области со слюнями начнут рассказывать: вот, коммунисты хают мусорную реформу, а это такое благо! Уберут пару-тройку небольших несанкционированных свалок. Благодарные «жители» станут лить слёзы в камеру и рассказывать, как они ждали этой реформы.

И даже может быть накажут двух-трёх чиновников за то, что неверно рассчитали тарифы и нормативы. То есть будет обычное российское очковтирательство. А мы будем бороться. Бить их в газетах и на митингах, в интернете и судах. Будем раскрывать их афёры. Потому что: кто, если не мы?

«Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 7 (432) 07.03.17
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

Источник

Последние новости