На Волжском автозаводе готовятся к затяжному кризису. Уже объявлено, что в мае 2020 года выпуск машин возобновится только 18-го числа, а затем в течение полугода (начиная с 29 июня 2020 года) предприятие будет работать в 4-дневном режиме в связи с тем, что спрос на продукцию сильно упал.
На днях мне позвонил Алексей – школьный товарищ, который в последние годы работает сварщиком на вазовском производстве «Б ноль». Было около девяти часов вечера, и по постороннему шуму в трубке я догадался, что собеседник находится на заводе.
– А мы уже всё! – радостным голосом сообщил Леха.
– Как всё? До конца смены ведь еще три часа…
– План понизили, так что теперь по нескольку часов просто сидим. Говорят, что на зарплате это не должно сказаться, правда, домой раньше времени отпускать не хотят.
Голос у звонившего был бодрым и веселым, как будто нынешние проблемы автогиганта – большая радость. Впрочем, он не стал отрицать, что сильно переживает относительно нависшей над всеми неопределенности.
Вообще, антикризисное изменение рабочего графика – не новинка для АВТОВАЗа. Помню, как в 1998 году заводчане на протяжении месяца работали пять дней, а потом девять отдыхали (причем потеря в зарплате была несущественной), да и после этого людей частенько отправляли в простой по вине работодателя с сохранением 2/3 от заработной платы. Будет ли 2020-й каким-то особенным в этом плане? Скорее всего – да, ведь пока сложно даже прогнозировать, сколько продлится пандемия коронавируса и когда страна оправится от мощнейшего удара по экономике. Автомобиль – это не хлеб или гречка, и с его покупкой вполне можно повременить, особенно когда речь идет о том, чтобы пересесть со старого на новый.
Продукцию АВТОВАЗа, конечно, покупать будут, однако годовое падение продаж, по пессимистичным прогнозам, может составить 30-50 процентов. Если так, то нынешний кризис «переплюнет» как 1998 год, так и 2009-й, когда завод, выражаясь языком нашего эксперта Юрия Целикова, угодил в реанимационное отделение, а его спасение потребовало многомиллиардных бюджетных вложений. Деньги, по сути, проели, потратив их на выплаты рабочим и переобучение, сумев избежать социального взрыва в городе.
Теперь завод уже вроде не наш, а французский, однако правительство по-прежнему желает ему помогать, правда, наверное, уже не в таких объемах. В частности, на днях состоялась видеоконференция с участием Владимира Путина, Дмитрия Азарова, а также Ива Каракатзаниса.
– За последние три года АВТОВАЗ показал, что может работать в плюс. Но сейчас, в разгар кризиса, нам нужна поддержка, чтобы обеспечить автопроизводителей дополнительной ликвидностью до конца года. Это позволит поддержать все предприятия в цепочке поставок от автозавода до дилеров, – сказал президент завода, решив не упоминать о том, что планируется очередная оптимизация численности персонала.
– Вы знаете, что уже принято решение дополнительно закупить за счет федеральных средств автомобильную технику, – сказал в ответной речи Владимир Путин. – Имею в виду 1200 реанимобилей для региональных медицинских учреждений. Средства на них уже выделены, это 5,2 миллиарда рублей.
Волжский автозавод, как известно, реанимобили не выпускает, однако и ему наверняка что-то перепадет от госзаказа. В частности, уже заявлено, что дополнительно около 25 тысяч машин приобретут МВД, Росгвардия, Министерство обороны, МЧС и ряд других структур. Кроме того, президент России поручил направить дополнительные средства (7 миллиардов рублей) на программы льготного автокредитования «Семейный автомобиль» или «Первый автомобиль», когда можно купить отечественную машину по авансовому платежу со скидкой в 10 процентов.
Достаточно такой поддержки или Каракатзанис будет просить что-то еще – мы узнаем в течение ближайших месяцев. Наверное, он понимает, что чрезмерное усердие в этом плане нежелательно, ведь многих россиян и без того раздражает тот факт, что иностранное предприятие получает поддержку (неважно, прямую или косвенную) из федерального бюджета. Некоторые вообще считают, что Владимиру Путину стоило бы довести завод до банкротства, а потом почти за бесценок вернуть его в российскую собственность, подчеркнув тем самым значимость автопрома для государства. А что, не самый худший вариант…
Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 17 (1298) 30.04.20
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362
Читайте также
Последние новости