Наша очередная встреча с ветераном ВАЗа Юрием Целиковым состоялась незадолго до Дня машиностроителя – одного из двух основных профессиональных праздников в Тольятти.
Настрой у собеседника был позитивным, и особого желания критиковать заводское руководство мы в этот раз не заметили. Впрочем, даже с миролюбивым Кузьмичом общение получилось интересным, в чем мы предлагаем лично убедиться читателям.
– Посещают ли вас, Юрий Кузьмич, тревожные мысли накануне профессионального праздника?
– С учетом того, что правительство нам расслабиться и заскучать не дает, чувство тревоги у россиян присутствует всегда. Что касается ВАЗа, то здесь я на удивление спокоен. Все больше позитивных моментов, которые дают уверенность в том, что оставшаяся часть многотысячного коллектива будет иметь работу, зарплату и неплохие перспективы. Я на заводе бываю каждую неделю, с людьми общаюсь, наблюдаю, так что оптимистическое настроение не просто так появилось. ВАЗ не погибнет! Он находится под управлением «Рено» – компании с мировым именем, сумевшей с честью пережить катаклизм, связанный с посадкой в японскую тюрьму Карлоса Гона. Автомобильную науку французы хорошо познали и сейчас передают ее нашим специалистам.
– К сожалению, не могу разделить ваш предпраздничный оптимизм, особенно на фоне неутешительных прогнозов экономистов, призывающих готовиться к очередному кризису в автопроме.
– Видимо, прогнозы эти делаются на фоне непростой политической и социально-экономической обстановки. Много есть вопросов к Дмитрию Анатольевичу и возглавляемому им правительству, которое на протяжении длительного времени держит в напряжении всю Россию. Спад ведь предрекают не только в автопроме, но и в других областях промышленности. Расслоение общества продолжается: богатые богатеют, а бедные беднеют.
– Подводите к тому, что ВАЗ выпускает продукцию как раз для тех, кто беднеет?
– Именно. Это так называемый средний слой, который не может себе позволить иномарку за полтора-два миллиона. Им нужен автомобиль по доступной цене, а таких становится все меньше. Вы же видите, что уже нет такого выбора в ценовой нише до 700 тысяч, поскольку улучшение качества машин требует повышения ценника. Если и дальше уровень доходов среднего слоя будет уменьшаться или оставаться на одном уровне, конечно, Волжскому автозаводу предстоят трудные времена. Но пока при общем падении рынка наша продукция продается неплохо.
Деньги-то у россиян еще не кончились. Во всяком случае, траты населения на покупку автомобилей и бензина растут. Вы давно были возле вазовских проходных? Там же нет свободных мест на парковке. Наверняка ведь не на последние гроши работники покупают машины и топливо для них.
– Не хотелось бы предполагать негативный сценарий, но если кризис действительно накроет автопром, как, по-вашему, поступит руководство завода? Опять будет сокращение персонала?
– Сегодня период жесткой экономии, однако надеюсь, что сокращения персонала не будет. Верю, что вице-президент по персоналу Дмитрий Михаленко, который уже проявлял чудеса изобретательности при Комарове, и на этот раз найдет выход. У него в рукаве много чудесных фокусов в виде сокращения рабочей недели, перевода сотрудников в другие цеха, получения дополнительной финансовой помощи от правительства.
Нужно использовать любые методы, но сберечь людей. Кто знает, вдруг потеплеют у России отношения с Западом, и это послужит толчком к росту экономики? Тогда план выпуска автомобилей придется увеличивать. Знаю, что сейчас Михаленко активно прорабатывает возможные варианты минимальных кадровых потерь с правительством при поддержке вице-президента по внешним связям и взаимодействию с акционерами Эдуарда Вайно. Последний, правда, собирается в этом году покинуть завод.
– Слышали, что на Вайно уже компромат накопали? Пишут, что в свое время он купил большой участок и дом в 454,2 квадратных метра на берегу Клязьмы за 256 миллионов рублей…
– Даже если это так, не думаю, что деньги на покупку недвижимости были получены незаконным путем.
– Его уход связан с переездом в столицу?
– Не знаю. Возможно, просто решил уйти на пенсию. Ему же в мае 70 лет исполнилось…
– Насколько серьезной будет эта потеря для завода? Наверняка удавалось какие-то вопросы в Москве решать благодаря связям Эдуарда Вайно…
– Не только в Москве, но и за рубежом. Он зачастую брал на себя решение внешнеэкономических вопросов. Знаю, что несколько раз на Кубу летал, да и в Европу тоже. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов не выездной, так как находится под действием западных санкций, а французы как-то сами по себе, так что зачастую именно Вайно представлял завод на важных встречах.
– Раз уж коснулись кадровых изменений, не могу пройти мимо грядущей отставки вице-президента по продажам и маркетингу Яна Птачека. Без сомнения, это знаковая фигура, правда, вы в свое время часто ругали чеха в своих интервью…
– Не ругал, а критиковал за отношение к дилерам. Он ведь фактически самоустранился от подготовки к празднованию 50-летия фирменного вазовского автосервиса. И только под давлением нескольких вице-президентов и подключившегося позже президента Ива Каракатзаниса Птачек все-таки осознал важность события. Так что на этой неделе отмечаем. Пригласили на СТО «Центральная» (это на бульваре 50-летия Октября) около полусотни еще ходячих ветеранов автосервиса. Думаю, встреча будет приятной.
Возвращаясь к Птачеку, могу сказать, что ему повезло. В Тольятти он приехал в тот момент, когда рынок хоть медленно, но все-таки стал оживляться. По сути, чех грамотно выполнял функции дежурного по ВАЗу от фирмы «Рено». Мое отношение к нему нейтральное, но не могу не сказать, что уважал Птачека за то, что он был единственным из иностранных вице-президентов, кто прекрасно говорит по-русски. К ветеранам он положительно относился, правда, больше на словах.
– С дилерами-то ситуация нормализовалась?
– Она всегда тревожная. На тольяттинской площадке их осталось меньше десятка, причем в некоторых организациях происходят замены руководителей не без участия АВТОВАЗа, который влияет на дилеров через свою дочернюю компанию «Лада-Сервис». Есть, конечно, независимые, однако и их держат на поводке жесткими нормативами, не давая всех степеней свободы. Им даже не дают возможности выступить с речью на традиционных дилерских конференциях, видимо, из-за боязни услышать критику в адрес завода.
– Имел ли Птачек какое-то отношение к приглашению в Тольятти двух своих соотечественников, объехавших на вазовской «копейке» вокруг света?
– Вообще никакого. Он даже не хотел им «копейку» на «Весту» менять, но в итоге, видимо, сообразил, что нехорошо получится. Вдруг до Чехии слухи дойдут, что в Тольятти один чех для других чехов машину пожалел…
– Вы с ними переписываетесь? Если не ошибаюсь, эти два чеха собирались будущей весной приехать в Тольятти на празднование 50-летия выпуска первого автомобиля. Планы не изменились у них?
– Они мечтают об этом, но ждут официального приглашения. Проводят у себя на родине встречи, рассказывая людям про наш завод. В общем, самые лучшие в Европе пропагандисты продукции Волжского автозавода. Подаренная «Веста» им очень нравится.
– На смену Птачеку пришел француз Оливье Морне, до этого работавший в Китае. Что скажете про этого специалиста?
– У меня в распоряжении пока лишь его имя и фамилия, которые так и просятся в эпиграмму. Заготовки уже есть. Был на заводе Мор, а теперь у нас Морне, да еще и с салатным именем. Впрочем, не будем обижать человека, тем более что он еще даже не приступил к работе.
– АВТОВАЗ подал иски на общую сумму более 300 миллионов рублей к нижегородскому заводу «Автокомпонент», который летом сорвал поставки комплектующих и вынудил остановить производство. Не слишком ли жестко решили поступить с взбунтовавшимися из-за кабальных условий с отсрочками платежей партнерами? В душе вы кого поддерживаете в этом неоднозначном споре?
– Когда при Викторе Полякове возникала подобная ситуация и два вазовских руководителя начинали судиться, он поступал жестко, но справедливо. Просто убирал их с должностей, поскольку считал, что в подобных спорах виноваты оба. То, что подали иск – хорошо, поскольку суд определит степень вины каждого из участников конфликта. Нижегородцы ведь тоже понесли финансовые потери из-за того, что не поставляли комплектующие. Делали они это скорее вынужденно, а не умышленно, поскольку не получали от АВТОВАЗа деньги.
Ситуация действительно сложная, и нельзя обсуждать ее поверхностно. Да, в душе я на стороне поставщиков, поскольку им выкручивают руки, заставляя за счет ухудшения жизни своих работников повышать благосостояние владельцев Волжского автозавода. Если бы подобное произошло во времена СССР – я однозначно был бы на стороне завода, поскольку от программы выпуска автомобилей зависело абсолютно все, включая бюджет страны. Сегодня же остановка сборочных линий была даже на руку нашему заводу, поскольку уменьшение объемов продукции обычно влечет за собой повышение спроса.
– Во времена СССР разве была такая большая отсрочка платежей поставщикам?
– Бывали случаи, когда какое-то предприятие начинало срывать поставки. Помню, что Виктор Поляков даже к услугам военно-транспортной авиации прибегал, чтобы комплектующие в кратчайшие сроки попадали на ВАЗ. Но вы не забывайте, что котел финансовый тогда был общим, и все старались помогать друг другу. Сегодня же все работают по принципу: если что-то не нравится – гуляй на все четыре стороны, а мы других найдем. Иными словами, недоразвитый капитализм, о чем я уже говорил в прошлом интервью.
– Тем не менее, от продукции «Автокомпонента» вазовские боссы решили не отказываться. Получается, что нижегородцы в какой-то степени незаменимы.
– Незаменимых у нас, как известно, нет. Просто при переходе на импортные аналоги произойдет резкое подорожание комплектующих, да и процент локализации сразу упадет, что является нарушением договоренности с правительством России. Взаимоотношения АВТОВАЗА с поставщиками завязаны в тугой узел, который нужно рубить либо медленно и аккуратно развязывать. Подав иск, решили рубануть, но только самый краешек. Мое мнение таково, что нижегородцев нужно простить и в последний момент отказаться от претензий на финансовую компенсацию. Пуганули – хорошо, но на этом стоит остановиться, проявив благородство по отношению к поставщику.
– Недавно в Тольятти закрылся крупный автоцентр по продаже иномарок на Обводном шоссе. Клиенты уверяют, что деньги отдали, а обещанные машины так и не получили. Не припомните, в истории ВАЗа были случаи, когда один из дилеров вел себя подобным образом?
– После того как на завод пришли москвичи, было много случаев, когда дилеры брали у людей деньги, а выдачу ПТС (паспорта технического состояния автомобиля, – прим. авт.) задерживали.
– Завод к этому имел какое-то отношение?
– Конечно. На ВАЗе ввели новую систему, согласно которой ПТС выдавали только после перечисления дилером оплаты за автомобиль. Некоторые из продавцов стали умышленно задерживать перечисления (попросту прокручивали полученные деньги), ну а крайними оказывались покупатели, остававшиеся без средств и машины. Если не ошибаюсь, при Борисе Алешине это было.
– Близится к завершению строительство сквера в честь 50-летия ВАЗа. На днях слышал в мэрии, что планируется там высадить какую-то аллею, причем каждое дерево хотят закрепить за конкретным ветераном завода. Вам пока еще никакую елочку или березку не предлагали вкопать в землю?
– Слышал об этом, но пока официального приглашения не получал. Ходячих ветеранов еще достаточно, и деревья они, конечно же, посадят, тем более что у большинства есть дачный опыт. А вообще, сквер этот, судя по всему, будут сдавать частями. В свое время примерно так же было на ВАЗе, когда первую нитку конвейера уже запустили, а вокруг все еще продолжалась стройка. Дай Бог мне ошибиться, но закончить сквер в полном объеме к обозначенной дате без недоделок будет очень сложно, поскольку много времени потеряли из-за задержки финансирования. Дорожку откроют, ленточку перережут, а потом будут доделывать.
– Помню, что кто-то из депутатов местной думы сказал, что даже мысли не должно возникать по поводу того, что сквер могут не успеть завершить в срок. Мол, это будет позор для всего города…
– Нам не привыкать переживать позор, тем более в данном случае он невелик. В уже упомянутой сегодня Чехии вообще слово «Позор» на дорожных знаках пишут, правда, там оно означает «Внимание!» Пусть для нас это также станет поводом для усиления внимания.
– Что вообще думаете по поводу празднования 50-летия выпуска первого автомобиля, которое будет отмечаться в апреле следующего года? В свое время вы предлагали даже специальную монету к юбилею выпустить, номиналом в одну копейку…
– Несколько раз об этой копейке напоминал руководителям завода. Все соглашались, но дальше разговоров дело не пошло. Как я понял, идею донесли до председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной, но она ее не поддержала. Ладно, в любом случае праздник должны провести достойно.
Насколько мне известно, прорабатываются варианты с приездом президента России Владимира Путина, правда, пока на этот счет никакой конкретики. Еще можно было бы пригласить представителей всех стран, которые поставляли оборудование для строительства завода. Это может стать хорошим орудием для разрушения стены непонимания между Россией и мировым сообществом.
– Трампа тоже стоит пригласить?
– Американское оборудование есть, причем часть его до сих пор работает, потому что в свое время мощную ремонтную службу на заводе создали. А что, пусть чудик Трамп тоже приезжает. Хотя вряд ли, ведь он на 9 Мая планировал прилететь в Москву, а 50-летие первого автомобиля всего за три недели до этого. Не думаю, что он за такой короткий срок дважды нашу страну посетит.
– В заключение, Юрий Кузьмич, у вас есть возможность поздравить заводчан и других машиностроителей с профессиональным праздником.
– Присоединюсь к поздравлению Ива Каракатзаниса, пожелавшего вазовцам решимости в достижении целей, профессиональных высот и личных побед. От себя добавлю, чтобы в семьях все было хорошо и праздничное настроение присутствовало!
Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 37 (1268) 27.09.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362
Читайте также
Последние новости