Следующая новость
Предыдущая новость

Черная пятница или битва за деньги Тольятти

В прошлую пятницу Дума г. о. Тольятти большинством голосов отправила на доработку представленный администрацией города проект бюджета на 2021 год в первом чтении. Примечательно, что решение было принято благодаря консолидации мнений всех депутатских фракций, за исключением «Единой России».

Чёрная пятница для администрации

Однако случилось это лишь на внеочередном заседании думы в пятницу 13-го. Двумя днями ранее, на очередном заседании, достичь подобного не удалось — не хватило одного депутатского голоса (17 против, 2 воздержались, 10 за). И решение по вопросу принятия проекта бюджета городского округа Тольятти на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов в первом чтении дума не приняла. От слова «совсем». Дело в том, что при рассмотрении вопросов относительно городского бюджета, решения в думе принимаются не обычным большинством, а квалифицированным, то есть – более ¾ от голосов всех присутствующих депутатов.

Квалифицированное большинство сложилось в пятницу 13-го, когда депутаты от КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР, объединившись, проголосовали за то, чтобы отправить проект бюджета на доработку, оставив в меньшинстве коллег от партии власти (22 против принятия проекта бюджета, 13 за). И надо сказать, что такой исход внеочередной думы повлек множество негативной информации в городских СМИ. В чем только проплаченные журналисты не обвиняли депутатов в целом и депутатов-коммунистов в частности: и в том, что «городская дума заблокировала работу по проекту бюджета на 2021 год» и «поставила под удар строительство школ и детских садов, ремонт дорог, благоустройство, а также реконструкцию набережной Автозаводского района» и что якобы всё это случилось из-за амбиций отдельных коммунистов.

Что не так?

Но у фракции КПРФ в городской думе на этот взгляд иное мнение. Его озвучила во время очередного заседания руководитель фракции Ольга Сотникова. Она в том числе сказала, что те, кто делают подобные заявления, либо намерено вводят жителей города в заблуждение, либо сами не понимают, о чем говорят. И что в условиях сложной социально-экономической ситуации такие неграмотные и безответственные заявления вредят всему городу, насаждают панику и нервозность, играют на чувствах горожан, которые любят свой город и беспокоятся о его будущем.

Руководитель фракции также привела неоспоримые факты законности действий коммунистов. Во-первых, администрация города внесла проект бюджета на 2021 и плановый период 2022-23 годов в городскую думу в последний предусмотренный законом день – 31 октября. И в соответствии с Уставом Тольятти (п. 9 ст. 69) у депутатов есть 14 дней для того, чтобы рассмотреть и принять бюджет. На 11 ноября (когда проходило очередное заседание думы) этот срок не истек, то есть нарушений со стороны думы не имелось. Таким образом, подчеркнула Сотникова, идет нормальный рабочий процесс, направленный на учет и закрепление в основном финансовом документе ключевых расходных обязательств, отражающих максимальные потребности жителей Тольятти. «Мы считаем, что внимательное и вдумчивое отношение к бюджету — это не только наше право, но и наша обязанность перед жителями города, которые нас сюда делегировали», — заявила руководитель фракции КПРФ.

Во-вторых, согласно ст. 57 Устава Тольятти в проекте бюджета подлежат учету все обязательства по финансированию расходов из бюджета городского округа, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации, Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа. Между тем, региональный закон о бюджете Самарской области рассмотрен на заседании правительства 10 ноября и на момент заседания Думы г. о. Тольятти еще только вносился на рассмотрение депутатов губернской думы.

Проект федерального бюджета прошел только первое чтение 28 октября, до 24 ноября в него вносятся поправки. На настоящее время нераспределенными остаются порядка 1,5 трлн рублей, которые в дальнейшем поступят в регионы РФ для исполнения государственных программ и социальных обязательств. «Таким образом, ст. 57 Устава г.о. Тольятти в настоящий момент не может быть исполнена по объективным, не зависящим от нас причинам, — подчеркнула руководитель фракции КПРФ. — Напомню, что строительство набережной как раз и будет финансироваться из федерального бюджета. Таким образом сейчас не может быть исполнена по объективным причинам ст. 67 Устава, так как в бюджете и основных его параметрах не отражены все поступления доходной части и в том числе расходы. То есть, нас вынуждают принимать городской бюджет без окончательного понимания, какие поступления из вышестоящих бюджетов возможны и какое софинансирование потребуется от нас. Бюджет Тольятти является напряженным и, изыскивая очередное софинансирование, мы, к сожалению, зачастую вынуждены резать социальные статьи. Во избежание дальнейших конфликтных решений по бюджету Тольятти мы бы хотели видеть максимально честные параметры во всей их полноте… Те, кто пытается заставить нас вслепую принимать бюджет прямо сейчас, требуют от нас ни много нимало – нарушения Устава г. о. Тольятти, а также нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетный процесс города».

Долг достиг максимума

Кроме того, в представленном проекте бюджета коммунисты увидели много изъянов. Это и новое сокращение муниципального задания у муниципальных учреждений Тольятти. И сокращение затрат на оплату коммунальных услуг тех же школ и детских садов при продолжающемся росте тарифов. И попытки переложить финансирование ключевых потребностей школ на плечи родителей – за счет увеличения доли платных услуг в образовательных учреждениях города. И отсутствие внятной дивидендной политики в отношении хозяйствующих субъектов, находящихся в собственности муниципального образования. И отсутствие принятой программы приватизации, хотя она является составной частью собственных доходов городской казны.

Коммунисты отметили, что в проекте бюджета отсутствуют и пожелания участников публичных слушаний по проекту бюджета, предложения по реализации их наказов.

Но основной причиной отправления на доработку проекта бюджета является муниципальный долг Тольятти, который на данный момент достиг критических значений и ставит под угрозу финансовую и долговую устойчивость муниципального образования.

С 2022 года в соответствии с п. 7. ст. 107 Бюджетного кодекса РФ исполнение показателя «Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговый доходов местного бюджета и дотаций их бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» установлено на уровне предельного значения не более 20%. Представленный проект бюджета Тольятти свидетельствует о том, что указанный показатель исполнен быть не может. Исходя из представленных администрацией цифр, в 2022 году указанный показатель будет на уровне 31%. В 2023-м — на уровне 29%, в 2024-м — на уровне 28%.

Что же касается показателя «Объем муниципального долга…», то представленный проект бюджета предполагает, что он составит 83% (при предельном значении 85%) на 1 января 2021 года. В условиях сокращения доходной части собственных налоговых и неналоговых доходов сохранение указанного параметра в предельных значениях крайне проблематично и имеет риск достижения показателя в 85% и выше.

«Представленный проект бюджета не содержит реальных мер, направленных на достижение показателя высокой долговой устойчивости, что, при дальнейшей финансовой нестабильности, станет серьезным фактором риска при исполнении бюджета, — донесла до собравшихся Ольга Сотникова. — Поэтому мы предлагаем отправить проект бюджета на доработку для того, чтобы администрация внесла в него доходы вышестоящих бюджетов, пожелания, озвученные тольяттинцами на публичных слушаниях по проекту бюджета, а также рекомендации, зафиксированные в проектах решений думских профильных комиссий».

Где благоустройство?!

Депутаты других фракций также были настроены критично. Александр Денисов (фракция «Единая Россия») хоть и сообщил, что будет голосовать за принятие проекта бюджета в первом чтении, но выразил возмущение тем, что в нем отсутствуют средства на внутриквартальное благоустройство. «Хочу напомнить и по возможности отметить в протоколе, что 80% всех наказов избирателей касается темы благоустройства – придомовой территории, внутриквартальной. Но вы предлагаете только 1,5 млн на проектные работы. Опять средств нет? – обратился к чиновникам депутат. — В 2019 году их нет, в 2020 году – средств нет».

Денисов не был голословен. Он предложил и источники финансирования: «Скажу об источниках. Первый: по непрограммным расходам департаменту городского хозяйства заложено 63 млн рублей. А что это за непрограммные расходы? Потом 37 млн направлено на предполагаемые в будущем году исполнительные листы (оплату судебных решений, которые сложились не в пользу администрации города. – Прим. ред.). Будут исполнительные листы – будем вносить изменения в бюджет. Соотносить доходы и расходы. Второй источник – мы на комиссии по горхозу прописали – 50% экономии от аукционов, которые проведет данный департамент в 2021 году на сумму 1 млрд 47 млн направить именно на благоустройство, то есть на выполнение наказов избирателей. Дума за это проголосовала. Глава города согласился предусмотреть в 2021 году данные средства. Почему об этом ни слова не говорится сегодня? Предлагаю всё это зафиксировать по-новой — и решение думы, и ответ главы города на эту тему. А потом еще раз вернуться к непрограммным расходам главного распорядителя бюджетных средств — департамента городского хозяйства.

На словах одно, на бумаге другое

Представитель фракции ЛДПР Евгений Архангельский тоже выразил свое неудовлетворение проектом бюджета и в целом работой администрации над ним. «Мне показалось крайне странным, что у нас глава города говорит одно, а в бумагах отражается совершенно другое, — начал депутат. – В итоге получается, администрация совершенно не в курсе того, что запланировано ее главой? Например, мы вместе с администрацией обсуждали вопрос размещения на торгах 750 дополнительных нестационарных торговых объекта. Но в бюджете это не нашло отражения. И я теряюсь в догадках: либо это потребительский рынок не договаривает, либо нас пытаются ввести в заблуждение… Вот потому и не позволяет позиция, которую заняли представители отдела потребительского рынка, принять фракции ЛДПР решение по бюджету».

О популизме и прозрачности бюджета

Отвечая на заявления и реплики депутатов, и. о. заместителя главы городского округа по финансам, экономике и развитию Лариса Миронова, казалось, была раздосадована тем, что бюджет не приняли в первом чтении. И, наверное, потому попыталась обвинить депутатов в популизме, сказав, что какие-то их замечания абсолютно справедливые, а «какие-то носят, извините, популистский характер».

Далее Миронова напомнила о том, как прежде утверждался бюджет: проект в первом чтении рассматривался думой, которая утверждала общие параметры бюджета, после чего он направлялся для работы в согласительную комиссию. И. о. замглавы назвала такой алгоритм конструктивным способом принятия бюджета, огульно обвинив депутатов в угрозе срыва бюджетирования на 2021 год.

И тут взял слово депутат Самарской губернской думы Алексей Краснов:

— Раз уж обвинили депутатов в популизме, тогда скажу, — начал коммунист. — Семь лет я — депутат, и за это время ни разу не услышал и не увидел прозрачности бюджетирования, о которой вы сейчас говорили. Более того, как депутат, подозреваю, что АО «ПОКХ» (АО «Производственное объединение коммунального хозяйства», которое сдает в аренду муниципальные сети по теплу, воде и канализации российским олигархам. – Прим. ред.) разворовывает деньги. И те, которые ПОКХ зарабатывает, и те, которые получает в виде субсидий. В прошлом созыве депутат Гринблат постоянно выступал по данной теме. И ни разу за семь лет не были открыты никакие экономические показатели данной тайной организации. И до сих пор депутаты не знают, на что ПОКХ тратит деньги, и это не отражено в бюджете! В бюджете вообще не отражены доходы от муниципальных организаций, в нем нарисованы только доходы, получаемые от уплаты налогов физическими лицами. То есть основную часть средств город получает за счет простых граждан, замученных, замордованных огромным количеством различных запретов, а теперь еще и больных ковидом. А вы — огромная организация – не можете найти никаких доходов, обладая гигантским административным ресурсом, огромным аппаратом, обширными нормативными возможностями и, наконец, давлением, которое оказываете. Вы не можете зарабатывать вообще никак! Зато обвиняете депутатов в популизме!

Далее Краснов предложил:

— Откройте сведения о ПОКХ депутатам, и мы за несколько дней проанализируем всю финансово-экономическую деятельность этой организации и увидим, я уверен, что там есть огромное количество денег!

В ответ на реплики руководитель правового управления Александр Великосельский пытался убедить или даже уговорить депутатов: дескать, они должны принять взвешенное решение, то есть одобрить бюджет. На что Ольга Сотникова парировала: взвешенное решение должно устраивать как минимум две стороны – и думу, и администрацию. В итоге, как мы уже говорили выше, голоса разделились: 17 против принятия бюджета, 10 за, 2 воздержались.

Справка. Популизмом называют действия политиков, которые заигрывают с народом. Однако не все политики, дающие громкие и трудновыполнимые обещания, — популисты. И потом, популизм так распространился в России, потому что власть не хочет обсуждать важные проблемы, а критику объясняет глупостью или злым умыслом. И всех, кто способен подвергать ее действия критике, называет популистами. Словом, не угоден власти – значит, популист. Предлагаешь облегчить жизнь трудового народа – он же самый.

Ольга Баркалова, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 22 (559), 19 ноября 2020 года
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

Источник

Последние новости