Следующая новость
Предыдущая новость

Чьи же интересы они будут отстаивать

30.09.2017 12:28
Чьи же интересы они будут отстаивать

На примере работы ряда общественных советов создается устойчивое мнение, что цели их создания кардинально отличаются от заявленных.

Предполагалось, что работа общественных советов приблизит власть к людям и наладит обратную связь. Однако некоторые события наталкивают граждан на подозрение, что основная цель создания ОСМ – выборы. А пока выборов нет, у членов советов есть время на решение всяких коммерческих задач. Для этого определенный круг лиц под маской общественников стремится бичевать неугодных заказчику горожан.

Власть – советам?

Верная примета нашего времени: если в городе снова создаются общественные советы – жди выборов. В Тольятти жители «объединялись» в советы неоднократно. Это было перед выборами губернатора. Это было перед выборами местных депутатов. И надо отдать должное власти: такая идея в качестве предвыборного технологического хода себя оправдывает. Мелкие общественные деятели любят власть в любом виде. Их хлебом не корми, дай назвать себя каким-нибудь «председателем», «координатором», «советником» или «консультантом». А если к этому прилагается хотя бы какая-нибудь подачка от власти – ещё лучше!

В этом году в Тольятти аврально создано 85 общественных советов микрорайонов: 39 в Автозаводском, 27 в Центральном и 19 в Комсомольском районах. Каждый возглавляет председатель и курирует управляющий с заработной платой 25 тысяч рублей. И это в то время, когда затраты на власть должны бы сокращаться. Итого городская казна будет дополнительно тратить из дышащего на ладан бюджета как минимум 2,125 млн каждый месяц. На что?

Планы создания ОСМ озвучивались красивые. Якобы советы будут «выстраивать взаимоотношения с управляющими компаниями, оказывать содействие в созыве общего собрания собственников в многоквартирных домах, обеспечивать прямое участие жителей в приёмке работ по капитальному ремонту, по благоустройству территорий и содействовать процессу сборов налогов местного уровня, которые поступают в местный бюджет», – так глава городского округа Тольятти объяснял назначение общественных советов.

По словам Сергея Анташева, общественные советы смогут приносить в городской бюджет порядка одного миллиарда рублей с продажи пива. Дело в том, что пивоварни, коих в Тольятти развелось достаточное количество, не платят акциз в городской бюджет. И, по сути, большинство реализуемого пива в Тольятти является контрафактным… Также неясно, что же должны предпринять общественники, дабы убедить предпринимателей платить акциз? Якобы члены ОСМ будут создавать административные комиссии и штрафовать контрафактников. Злые языки поговаривают, что предлагаемая схема породит волну коррупции среди членов ОСМ. Что пивные дельцы будут предлагать проверяющим взятки – к гадалке не ходи. Поэтому, в какую круговую поруку выльется затея с проверками пивников, неясно.

Под маской общественности

«Образно скажу, управляющие микрорайонов – это, по сути, мои заместители, мои представители. С одной стороны, с их помощью мы доводим посыл власти до населения, а с другой, – получаем обратную связь: что волнует население, какие проблемы нужно быстрее решать. Лишь обозначив круг этих проблем, власть может предпринять действия для их решения. Я считаю, что новая модель взаимодействия с общественностью нам поможет повысить уровень удовлетворенности населения властью, – объяснял Анташев назначение ОСМ.

То есть получается, что раньше власть и людей ничего не связывало. И надо полагать, городская администрация со своими задачами неважно справлялась. Ну а теперь, когда мы с вами, налогоплательщики, оплатим, кроме администрации еще и работу 85 управляющих общественными советами, обратная связь будет близкой и нерушимой. Жить станет лучше и веселее.

Злые языки поговаривают: ОСМ создаются для того, чтобы как можно больше тольяттинцев были довольны властью, и, соответственно, правильно проголосовали на выборах.

Так кто же вошел в состав ОСМ? Персональный состав координационных советов микрорайонов можно найти в открытом доступе в Интернете. Как сообщается на странице администрации городского округа Тольятти, «этому подразделению отводится ключевая руководящая роль в ОСМ. Поэтому среди членов координационного совета – старшие многоквартирных домов, сотрудники администрации, депутаты, представители местных общественных организаций, школ, учреждений культуры, социальной защиты и поликлиник, а также участковые полицейские». Но вот что интересно, некоторые люди, вхожи в состав координационных советов сразу нескольких микрорайонов. Так, некий Сергей Русаков представляет все координационные советы Автозаводского района и часть Центрального района, Наталья Савенкова – все советы Комсомольского района, есть и другие тольяттинцы, входящие одновременно в десяток советов.
Как эти люди будут успевать работать в десятках общественных советов? И вообще, они люди или, может, биороботы какие-нибудь? Понятно, что это сделано специально. Но для чего? Пока вопросы остаются без ответа.

Общественники не прошли

Информации же о руководителях ОСМ, которые за свою работу будут получать зарплату, в интернете не найти. Но «Тольяттинский Навигатор» располагает информацией по Центральному району. Так, в Старом городе 27 советов, которые возглавили: десять – директора школ, по три – заведующие детских садов, директора тольяттинских колледжей, по одному – директор муниципального учреждения и руководитель горбольницы, еще тремя ОСМ руководят представители городского бизнеса, есть среди главных «общественников» и помощники депутатов.

Осмелимся предположить, что подобная ситуация с руководством ОСМ сложилась и в других районах города. То есть возглавили общественные советы люди, имеющие непосредственное отношение к действующей власти и зависимые от тольяттинской администрации. И как вы думаете: чьи же интересы они будут отстаивать? А вот тольяттинцев, которые занимают так называемую активную гражданскую позицию и стремятся сделать наш город лучше, причем не за деньги, а за идею, в состав ОСМ не включили.

Так как же быть с основным посылом создания ОСМ – приблизить власть к людям? Если руководить советами назначили тех, кто уже получает зарплату из муниципального бюджета? И хватит ли времени и сил у директоров школ, главврачей, помощников депутатов на дополнительную общественную нагрузку?
В общем, сомнений в действенной работе ОСМ – масса. И вот раздаются уже первые звоночки, подтверждающие, что некоторые представители власти используют общественные советы для своих целей.

ОСМ как место для коррупции?

Так, по мнению общественников Портпосёлка в общественный совет микрорайона вошли люди, к посёлку отношения не имеющие. А анкеты реальных жителей в администрации «потеряли». Об этом рассказала в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Тольятти» председатель ТОС Портпосёлка Нина Коновалова. Какие-то свои интересы в Портпосёлке активно продвигают, по словам Коноваловой, сотрудница горадминистрации Нина Железцова и некая женщина, являющаяся помощницей депутата Самарской губдумы Алексея Степанова. В настоящее время ТОС посёлка намеревается оспаривать состав новоявленного общественного совета. Поскольку, как отмечает Нина Васильевна, при его создании принцип, согласно которому член ОСМ должен жить или хотя бы работать в границах соответствующего микрорайона, был полностью отброшен.

Как известно, Портпосёлок давно манит своими прелестными видами на Волгу и хорошей экологией девелоперов. С 90-х годов прошлого века его пытаются застроить элитным жильем. Но ТОС, возглавляемый Ниной Коноваловой, оборону держит. Как вспоминает Нина Васильевна, жителей Портпосёлка открыто называли «тараканами, которые должны разбежаться от создаваемых им невыносимых условий». Да и в наши дни попытки рейдерского захвата продолжаются. Нина Коновалова опасается, что решения, направленные на снос старого Портпосёлка и строительство многоэтажек, будут пытаться продавить теперь через «глас народа, исходящий через ОСМ».

…и для прессинга?

Дом №32 по Приморскому бульвару (Автозаводский район) – большой и старый. Ему почти полста лет, но капремонта до 2017 года он не знал. Даже установка детских горок и качелей-каруселей обходила его стороной больше 10 лет. Как считают ряд жителей квартала, за это надо «благодарить» одного депутата в серебристом костюмчике, который ещё до того, как стал руководителем муниципальной управляющей компании, разделил всех старших по домам этого округа на «своих» и «чужих». Своим (тем, кто депутата поддерживает на выборах) – скамейки, детские площадки, асфальт новый. Чужим (тем, кто не поддерживает депутата) – нет денег…

Но вот свершилось! В этом году Фонд капительного ремонта пообещался выделить без малого 31 с половиной миллиона рублей на ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло- и водоснабжения дома №32.

Старшая по дому Тамара Афанасьева со всей ответственностью включилась в капремонт. Она даже присутствовала на электронных торгах, где был определен подрядчик на ее дом. Тамара Анатольевна следит за выполнением сроков работ и вместе с советом дома и представителями Фонда постоянно проверяет подрядчиков. Знают ее в лицо не только тольяттинские кураторы ФКР, но и в Самаре она часто бывает. Однако, несмотря на все ее старания, работы подрядчик затянул и график их выполнения сорвался. По договору ремонт должен быть завершён 30 ноября этого года. И если замена электро- и водоснабжения, скорее всего, будет выполнена вовремя, то отопительную систему подрядчик еще и не трогал. А на дворе – скоро октябрь, и отопительный сезон вот-вот начнется.

Отговорка подрядчика стара как мир – нет денег. С его слов, все оборотные средства компании истрачены, а перечисления от ФКР поступят никак не раньше, чем через год от момента начала работ на доме (май 2017-го).

В Фонде капремонта Тамаре Анатольевне и вовсе сказали: «Все свободные средства ФКР направлены в Самару на ремонт фасадов домов по Ново-Садовой. Ведь в следующем году чемпионат мира по футболу».

Жителям дома №32 по Приморскому бульвару от этого чемпионата ни жарко и ни холодно, а вот от перспективы уйти в отопительный сезон со срезанными в квартирах батареями – мороз по коже. И вот чуть больше недели назад на доме состоялось собрание, посвященное срыву работ на доме…

Кто заказчик?

Вообще, стороннему наблюдателю, присутствующему на собрании, после 20 минут словесной перепалки стало ясно, что на доме имеются две инициативные группы. Одна – инициативная группа Афанасьевой. Другая – инициативная группа представителя координационного совета 13-го микрорайона Лины Низамовой. При этом по смыслу действия Низамовой напоминали действия некоей общественной помощницы депутата Жеребцова. Собственно, и выступление Низамовой свелось к тому, что она подробно рассказала о том, как и куда депутат Жеребцов писал письма по поводу капитального ремонта дома № 32. И даже зачитала эти письма. Какой конкретно результат дали эти письма в части решения проблемы затянувшегося ремонта на доме, Низамова ответить не смогла. Учитывая, что до этого Афанасьева подробно отчиталась о восьми собраниях совета МКД по поводу срыва работ, а также о собственных поездках в Самару в ФКР за свой счёт и об её участии в работе комиссии, реклама параллельной эпистолярной деятельности депутата из уст «просто жительницы дома» выглядела по меньшей мере странной.

Если отсеять охи и ахи, то суть собрания свелась к следующему: подрядчик признал, что сроки ремонта он сорвал, и предложил два пути: менять отопительную систему в отопительный сезон или перенести работы на следующий год. Вот тут-то и бросилась в глаза странность позиции госпожи Низамовой: большая часть её недовольства почему-то была направлена не на подрядчика и не на куратора от фонда, а на старшую по дому Афанасьеву. Апеллируя к тому, что главное для неё – это интересы жителей, Низамова заняла какую-то абстрактно-критическую позицию, следуя которой так и не смогла внятно сформулировать свой механизм решения проблемы.

В итоге собрания собственники решили, что вопрос требует очень серьёзного обсуждения, а документы о продлении договора с подрядчиком – тщательного обсуждения, но так и не прояснились ответы на вопросы: чего хотела от Афанасьевой член совета микрорайона Низамова? Зачем она зачитывала собственникам письма Жеребцова?

У некоторых старших по домам 6-го квартала существует предположение, согласно которому Жеребцов попросту дал команду Низамовой раскритиковать Афанасьеву и заменить её на месте старшей по дому № 32. Зачем? Дело в том, что депутат является руководителем управляющей компании, которая по странному стечению обстоятельств обслуживает… соседний дом по адресу: Приморский, 42. Вообще, домов на обслуживании компании Жеребцова очень мало. Два или три. Именно поэтому, как предполагают старшие, и началась травля Афанасьевой: чтобы сместить её с должности старшей по дому, поставить на её место «своего человечка», а потом и сам дом прибрать к рукам. Казалось бы, повод для травли высосан из пальца: старшая по дому не имеет никакого отношения к подрядчику, повлиять ни на него, ни на фонд никак не может. Здесь, видимо, главное – докопаться и поднять шумиху. Побольше криков, воплей, обвинений. А там, глядишь, пойдёт так, как нужно «большим людям».

Трудно поверить в версию, что помощники депутата стали членами общественного совета для того, чтобы отжимать дома у других управляющих компаний. Но если так пойдет и дальше, то помощи от общественных советов тольяттинцы в лучшем случае не дождутся, а в худшем – получат прессинг неугодных ради отработки чьих-то коммерческих и политических заказов.

Комментарий
Алексей КРАСНОВ, депутат СГД, (фракция КПРФ):

– У общественности к этим новым очередным общественным советам много вопросов. Есть вопросы и у нас, представителей депутатского корпуса. Вот, например, координационный совет 5-го квартала микрорайона, где я проживаю. Я вошёл два месяца назад в этот совет, но до сих пор нас председатель не собирал. Где-то какие-то учения проходят. Где-то кто-то какие-то бутылки водки показывает и разъясняет, как отличить контрафактный алкоголь от неконтрафактного. Но это всё, опять же, я узнаю по слухам, выцарапываю «по знакомству», или же читаю в Интернете. Сам я никаких приглашений не получал, и даже просто не проинформирован, что происходит с этим советом, в котором я состою. Может быть, он собирается, но втихаря, в подвалах каких-нибудь? В любом случае, я трижды сдавал свою анкету в администрацию, мои контакты они по нескольку раз записывали себе. Если мне потом скажут, что не смогли меня пригласить, то это будет тупая и циничная ложь.

Что касается рейдерских захватов… Любая сила, которая формируется не снизу, а сверху, по распоряжению начальства, обречена на то, чтобы выполнять заказ этого начальства. Это же очевидно. Посмотрите на участковые избирательные комиссии, сформированные большей частью из завучей и учителей. Почему власть это сделала? Потому что на завуча и учителя легко надавить. А ещё потому, что завуч и учитель близки к родителям, то бишь – к населению. Они автоматически с электоратом общаются. И по мере возможности влияют на избирателя в нужную властям сторону. Речь идёт об этом ужасном винегрете из псевдопатриотических идей, верноподданнической психологии и просто желания быть «рупором силы». Я думаю, вы понимаете, о чём я. Именно поэтому совсем неважно, под какую волынку создаются общественные советы. Важно то, что все эти советы должны выполнять волю вышестоящей власти – от управляющего микрорайоном до губернатора области.

Желание получивших власть членов совета «рулить» на домах и в квартале тоже вполне объяснимо. Как только получили какой-то статус, и уже пытаются «снять пенки» и начать «разруливать». Они так поступают, потому что такова их психология: от власти они ждут только одного – выгоды. А когда выгода не идёт к ним в руки, они сами пытаются её найти. Только так можно интерпретировать поведение членов совета на Приморском, 32. Я думаю, что дальше ситуация будет только усугубляться, и конфликты между назначенными в советы властью людьми и коренными жителями кварталов будут только множиться. В конце концов, как я считаю, именно этого власть и добивается – рассорить людей друг с другом, погрузить их в пучину бесконечных мелких склок и дрязг, отвести критику от высших лиц страны, области, города и направить её на всякую «мелочь» типа управляющих микрорайонами, которые на самом деле ничего существенного не решают и решать не могут.

Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № № 22 (447), 22 сентябрь 2017 года
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

Источник

Последние новости