Следующая новость
Предыдущая новость

Чичиков в поэме Николая Гоголя «Мертвые души» – Первый новый русский

Чичиков в поэме Николая Гоголя «Мертвые души» – Первый новый русский

Очередная лекция проекта корпорации «Тольяттиазот» «Химия слова», прочитанная Леонидом Клейном, была посвящена поэме Николая Гоголя «Мертвые души», а точнее – образу ее главного персонажа. Называлась она «Первый новый русский, Или почему живой Чичиков проиграл мертвецам».

Лекцию Клейн начал с описания обеда. Тема еды в поэме возникает неоднократно:

– «Мертвые души» – одно из самых аппетитных произведений русской литературы.

И дело тут, как дал понять лектор, не в личном чревоугодии автора, а в стремлении его подчеркнуть здоровье и жизнерадостность персонажа, который обладает, несомненно, и другими положительными качествами. Например, целеустремленностью и предприимчивостью. Свой бизнес Чичиков начал еще в детстве, причем вполне честно: продал собственный завтрак, положив начало, так сказать, стартовому капиталу.

В карьере Чичикова случались провалы, и он начинал с нуля, не отчаиваясь и часто рискуя.

– Через 90 лет в отечественной литературе появляется персонаж того же толка. Все вы догадались, что это Остап Бендер…

Так же, как и Бендер, Чичиков сталкивается с дилеммой «деньги или любовь», и в итоге так же проигрывает. Но почему? Почему другой гоголевский персонаж, Хлестаков, уезжает из города на прекрасных лошадях и с кучей денег? А ведь его лишь по случайности принимают за ревизора, сам Хлестаков не сразу догадывается о причине благосклонности фортуны. Чичиков же выстроил хитроумный план, который в итоге провалился.

– «Мертвые души» – очень странное словосочетание, особенно для 19-го века. Ведь душа бессмертна. Конечно, мы понимаем, что речь идет о ревизских душах. Как и сегодня, когда мы платим налоги за свою собственность, так и в то время помещики платили налог за каждого крепостного, пока очередная перепись не выявляла беглых и умерших…

Помещики, которым Чичиков предлагает продать мертвые ревизские души, очень по-разному реагируют. Манилов изумляется. Коробочка уточняет, не будет ли Павел Иванович выкапывать умерших из могил, потом едет в соседний город с целью маркетинга – уточнить, почем нынче души, не продешевила ли она. Собакевич без удивления пытается надуть Чичикова, включив в список женщину: налог платили только за мужчин.

Лектор пояснил, что в поэме несколько пластов. Поочередные встречи главного героя со столь различными и внешне, и по складу характера помещиками ведут его по некой наклонной, к краху начинания. Ряд персонажей – от благодушного мечтателя Манилова до скряги Плюшкина, облик которого напоминает старуху-ключницу – показывает, к чему приводит лишь небольшое отклонение от первоначального хитроумного плана.

Но главное – фиаско героя вызвано его желанием убить двух зайцев. Провернув свою аферу, втеревшись в клан землевладельцев-дворян, «господин средней руки» Павел Иванович планирует остепениться и жениться. Продолжить свой малозначительный род – такая же идея фикс, как и стремление примкнуть к знати. Однако в этом феминистском, по выражению лектора, произведении Чичиков становится жертвой женской мести или, точнее, воздаяния за давние грехи. Ведь карьерный рост он когда-то совершил, обманув женщину. Пообещал жениться на страшненькой дочке своего начальника, получил повышение – и был таков. Тут опять прослеживается аналогия с Бендером: обманув вдову Грицацуеву в первой части дилогии, во второй тот получает отворот от Зоси.

В этом сюжетном пласте, пожалуй, сыграли роль и биографические мотивы. Гоголь, как известно, тоже так и не женился…

– Но и это не всё. «Мертвые души» – одно из самых патриотичных произведений русской литературы. Гоголь иронично пишет и об английских садах русских помещиков, и об их пристрастии к иностранным именам. Поэма задумана как проект по духовному исправлению России…

В притче о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче автор высмеивает таких «ура-патриотов», которым важна не столько правда о родине, сколько суждения о ней со стороны, чей метод прост: «не выносить сор из избы».

В школе мы учили наизусть отрывок про птицу-тройку. Леонид Клейн в завершение лекции привел рассказ Василия Шукшина «Забуксовал». Сын главного героя тоже бездумно зазубривает заданный отрывок, а отец его спрашивает:

– А кто едет в этой тройке?

Он и к учителю приходит с тем же вопросом, в ответ слышит, что это поэтический образ Руси и так далее.

– Значит, птица-тройка – поэтический образ Руси, а в ней едет мошенник Чичиков?! – изумляется главный герой.

Слушателей заинтересовал образ Чичикова, в какой-то степени – прообраз предпринимателей конца прошлого века, таких, как строитель финансовых пирамид Мавроди. Прозвучал даже вопрос:

– Существует ли в отечественной литературе положительный образ предпринимателя?

– Такие образы существуют, – ответил Клейн,– но их очень мало. Например, Васильков из пьесы Островского «Бешеные деньги». Этот персонаж утверждает, что воровство и коррупция просто непрактичны. Есть такие герои и у Лескова. К тому же в начале лекции я отметил, что и у Чичикова есть положительные качества. Но это не значит, конечно, что я хочу ему вручить медаль «За заслуги перед Отечеством»…

Чтобы в наши российские девяностые стать на стезю предпринимательства, необходимо было иметь задатки авантюриста. У нас ведь нет векового опыта предпринимательства. И даже в Америке, где такой опыт имеется, всем известны слова Генри Форда: «Я могу отчитаться о происхождении всех своих миллионов, кроме первого».

Женская линия в романе, метания героя между желанием любви и страстью к обогащению тоже заинтересовали присутствовавших на лекции. Бессменный ведущий и автор проекта Юлия Петренко, заместитель генерального директора «Тольяттиазота», напомнила, что в новом году «Химия слова» продолжится и в планах – отдельная лекция Леонида Клейна, полностью посвященная ключевым женским образам в российской литературе. И вообще, будет очень много интересного. Например, обещают снова встречу с главным редактором портала «Нейроновости» Александром Паевским.

– У нас будут две лекции, посвященные мозгу, – проинформировала Юлия Владимировна, – а начнется год с лекции Леонида Клейна, посвященной войне 1812 года, ее отражению в творчестве Льва Толстого. На первую лекцию в новом году мы приглашаем 26 января 2018 года.

Завершилась последняя лекция уходящего года традиционным розыгрышем призов: лектор вытащил из барабана три анкеты, заполненные перед началом мероприятия желающими. На сей раз повезло трем дамам. Подарки, сувенирная продукция от «Тольяттиазота», всегда актуальны, а накануне Нового года – особенно!

Лекцию слушала
Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти», № 50 (1178) 22.12.17

Источник

Последние новости