Лекцию на тему «Родители и дети» в рамках научно-популярного цикла проекта «Химия слова» прочел известный психолог, специалист по семейным и детско-родительским отношениям Александр Колмановский.
Кстати, это сын известного советского композитора Эдуарда Колмановского, написавшего такие бессмертные хиты, как «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша», «Хотят ли русские войны» и другие.
Лекция началась с того, что Александр Эдуардович объявил:
– У нас будет скорее не лекция, а интерактивный семинар. Можно и нужно задавать из зала вопросы, перебивать меня, сомневаться, спорить…
Тема лекции была обозначена довольно узко и конкретно, но в самом ее начале Колмановский заметил, что если существует такое понятие, как детская психология, то вроде бы отдельно существует еще и взрослая.
– После 25 лет практики я понял, что это миф: нет отдельной детской психологии, в любом возрасте реакции одинаковы. Но именно в детстве наши реакции формируются и с изменением возраста уже не меняются.
Любой из нас, «при всей похвальной самокритичности», находится во вполне справедливой уверенности в том, что он в целом хороший человек. При этом другой человек, даже, по мнению всех окружающих, неадекватный, имеет то же самоощущение.
– Ведь человек не чувствует своего запаха, а другие – чувствуют…
В случае какой-либо нашей неадекватной реакции, выраженной скандальным поведением, мы всегда можем найти оправдание своей выходке и, в общем-то, будем правы. Другому же спустить такой выпад в отношении нас бывает чрезвычайно трудно. Потому как, по выражению Колмановского, «чужие черепные коробки не слишком прозрачны».
Человек, помимо общей с животными натуральной психики, имеет высшие психические функции, оперирующие знаками, которые нам приходится читать, наблюдая за окружающими. В качестве материалов для семинара лектор использовал кадры из известных и не очень фильмов, игровых и мультипликационных. Сначала зал интерпретировал поведение заколдованного принца из сказки «Красавица и чудовище». Его гнев и крики, как выяснили под чутким руководством психолога участники семинара, не что иное, как проявление собственного страха и дискомфорта. Поняла ли это красавица? Очевидно, учитывая хеппи-энд сказки, но далеко не сразу.
Подверглась анализу и история Мимино, грузинского летчика из одноименного фильма.
– Он возил в горах баранов и мороженых кур, но мечтал о большой авиации. Наконец он в нее попал.
На экране появились прекрасные горные пейзажи, образы родственников Мимино, а потом – кабина пилотов, один из которых обратился к главному герою:
– Валентин Константинович, хорошо сейчас в горах?
– Ничего особенного.
Казалось бы, незначительный эпизод. Но на его примере всем объяснили, к чему приводит неправильное воспитание в детстве.
– Демонстративное внешнее поведение, изображение чувств, не совпадающих с реальным, – проявление негативного внутреннего состояния, дискомфорта.
Если человек боится осуждения – в случае с Мимино, например, слов «что ж ты в горах тогда не остался?», значит, он имеет уже печальный опыт.
– Если животное боится идти на водопой, значит, там его уже укусили…
Значит, человек привычно ждет осуждения со стороны. И в аналогичной ситуации привычно осудит другого…
Интересный пример, о котором Александр Эдуардович сожалеет, что не заснял на видео для семинара, был описан им словами:
– Я работал психологом в одной московской школе. Занятия начинались с девяти. В десять минут десятого мы с директором стояли во дворе и увидели двух бегущих к школе старшеклассников. Директор спросил: «Молодые люди, что ж так рано?» Один начал что-то сбивчиво лепетать про ушедший автобус. А второй просто сказал: «Я проспал». Как вы думаете, на чьей стороне будут симпатии?
Ситуация с опоздавшими школьниками обсуждалась подробно – как очень показательная. Рисовались схемы на больших листах, например схема самоприятия человека, на шкале которой мы постоянно мигрируем туда-сюда, не доходя до максимума и минимума. Максимальное приятие человеком самого себя, с достоинствами и недостатками, рано или поздно приводит к тому, что человек сам себе признается, допустим, в следующем: «Что-то я какой-то неорганизованный. С этим надо что-то делать». И спать раньше начинает ложиться, будильник заводит. В обратной ситуации – так и продолжает искать оправдание во внешних причинах. Как же формируется самовосприятие?
– «Укусили на водопое». Неважно, каким был градус осуждения: от ругани до ироничного замечания: «Опоздал? Ну-ну. Я бы очень удивился, если бы в этот раз иначе было…»
Человеку ненавязчиво формируют установку «Ты плохой». С этим сложно смириться, ведь каждый подсознательно убежден, что он хороший.
– Человек чувствует, что он виноват, – это неприятие самого себя. Но признать вину – значит подвергнуться наказанию.
Тот, кого не наказывают, не убеждают в том, что он плохой, также не осудит другого человека, сумеет отделить проявление внутреннего дискомфорта от его личных качеств. Собственно, этот постулат всем известен в религии: истинный священнослужитель не осуждает грешника, но осуждает грех. Самому же грешнику он сочувствует.
В ситуации сочувствия и сопереживания установка диаметрально другая: «Тебе плохо». Кто не согласится?! Самоприятие увеличивается.
– Детей нельзя ругать и наказывать. Никогда и ни за что.
Когда Колмановский огласил этот тезис, зал сначала замер, потом зааплодировал. Но, конечно, на этой позитивной ноте семинар не закончился. Ведь Александр Эдуардович сам просил сомневаться и спорить. И он дождался нужного вопроса:
– Хорошо, в семье ребенку станут сопереживать и сочувствовать, у него будут правильные установки. Но он рано или поздно окажется во внешнем мире. И что же произойдет, когда он столкнется с хамством и грубостью?
Лектор сначала пошутил:
– Если ребенок во внешнем мире, возможно, отравится некачественной пищей, из этого же не следует, что нужно приучать его к ней с детства…
Потом указал на одну из схем, где было обозначено поведение заколдованного принца из сказки:
– Ребенок поймет, что выраженная агрессия не имеет отношения к нему самому и его качествам, она – проявление страха и дискомфорта того, кто эту агрессию проявляет. Сформируется устойчивость к подобным негативным проявлениям извне.
И опять привел пример из школьной практики:
– Учительница раздавала работы и называла оценки: «Петров – четыре, Иванов – три». Наконец дошла до одной из учениц и разразилась криком: «Да это никуда не годится, просто отвратительно, ты никогда не научишься писать сочинения!» На что девочка ответила без всякой иронии: «Вера Александровна, но вы же меня научите». Учительница замолчала и села.
Александр Эдуардович признал, что на 100 процентов выполнить условие никогда не ругать и не наказывать ребенка невозможно.
– Для этого взрослый должен сам иметь стопроцентное самоприятие. А таких людей нет. Срываются все, но одни чаще, другие реже. Попытки перфекционизма в процессе работы над собой могут быть губительны. Нужно понимать, что все мы люди и самый правильный может в какой-то момент отвесить чаду подзатыльник. Но, когда нам удается реже срываться, мы с удивлением замечаем, что детский криминал потихоньку сходит на нет…
Потом Колмановский рассказал немного о себе, так как вполне ожидаем был вопрос:
– А вы-то своих детей совсем не наказываете?
Впервые родителем Александр Эдуардович стал в 19 лет, поэтому и опыт воспитания сына не отличался от массовых примеров, увы, неверных.
– Второй ребенок появился через 17 лет, когда я уже стал носителем этого языка, мне стало легче понимать детей. К тому же, к ее и моему счастью, это была девочка…
Пример, который Колмановский привел из своей личной живой практики, относился уже к его внуку:
– Мы сидели в гостиной, а шестилетний внук увлеченно играл на ковре. И тут он вдруг повернулся к нам и заявил: «Чё пялитесь?!» Я сказал: «Что ты, Гришенька! Мы смотрим на тебя с удовольствием и любовью!
Но если тебе не нравится, мы не будем смотреть!» Внук тут же кинулся целоваться. Но первой моей реакцией, конечно, было желание сказать: «Гриша, ты как разговариваешь?!»
Попасть не просто на лекцию, на настоящий семинар такого востребованного в столице психолога, как Колмановский, – большая удача для горожан, ставшая возможной благодаря проекту «Тольяттиазота».
Многие не преминули этой удачей воспользоваться, причем заранее: я видела пару будущих родителей, которые уже сейчас запасаются бесценными знаниями о том, как правильно выстраивать отношения с ребенком.
А следующая, завершающая 2017 год, лекция состоится 15 декабря и будет посвящена литературе, ее тема: «Первый новый русский, или почему живой Чичиков проиграл мертвецам». Филолог Леонид Клейн поговорит с тольяттинцами о творчестве Николая Гоголя.
Лекцию слушала Надежда Бикулова,
«Вольный город Тольятти», № 48 (1176) 08.12.17
Читайте также
Последние новости