Они не были тупыми солдафонами и идиотами, как это было принято показывать в советских фильмах, посвященных гражданской войне. Для молодого поколения это было совершенно чуждо.
Фильм снят по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Именно по пьесе, а не по книге «Белая гвардия». Кстати, возникает вопрос: можно ли называть всех героев фильма белогвардейцами? Ведь ни одни из не отправился на Дон, где формировалось Белое движение.
В фильме фигурируют следующие офицеры: полковник-артиллерист Турбин Алексей Васильевич (Андрей Мягков), полковник генерального штаба Украинской державы Тальберг Владимир Робертович (Олег Басилашвили), капитан-артиллерист Студзинский Александр Брониславович (Петр Щербаков), штабс-капитан, артиллерист Мышлаевский Виктор Викторович (Владимир Басов), поручик, адъютант Гетмана Украинской державы Шевринский Леонид Юрьевич (Василий Лановой). А также 18-летний юнкер Николай Васильевич Турбин (Андрей Ростоцкий), которого ласково называют Николкой.
В фильме всего-навсего одна героиня – Елена Васильевна Тальберг (Валентина Титова). Она сестра Алексея и Николая Турбина, супруга Владимира Тальберга.
Кроме того, есть одна маленькая, но довольна заметная роль двоюродного брата Турбиных – Суржанского Лариона Ларионовича (Сергей Иванов). Или как его все называют в фильме – Лариосик.
События картины происходят в конце 1918 года в Украинской державе. К Киеву приближаются войска Семена Петлюры, а вслед за ними войска большевиков.
Владимир Басов давно хотел снять фильм по пьесе Булгакова, но он понимал, что разрешение на съемки не так просто будет получить.
Пьеса о белогвардейцах в конце 20 годов прошлого века с успехом шла в Московском художественном академическом театре. Постановка очень нравилась Иосифу Сталину, поэтому и была разрешена. Посмотрев спектакль несколько раз, Сталин для себя сделал странный вывод: если даже семья Турбиных признает силу и власть большевиков – значит власть справедливая и непобедимая…
Как вспоминал Басов: «Дни Турбиных» – моя давняя страсть. Может быть, потому что я сам был мальчишкой в армии как раз в Николкином возрасте и не раз ходил на этот спектакль в Художественный театр…». Режиссер хотел напомнить советским зрителям, что мы очень похожи, близки с героями Булгакова. Что наши мысли, желания и чувства нисколько не отличаются.
Случилось чудо, и сценарий фильма «Дни Турбиных» был утвержден. Тут нужно отметить несколько немаловажных факторов, повлиявших на это. Во-первых, к середине семидесятых Басов уже имел определенный статус «благонадежного» режиссера. Во-вторых, был специально сделан отдельный сценарий телефильма из-за того, что комиссия, принимающая сценарии для большого экрана, была намного строже. В-третьих, в сценарий внесены изменения, не имеющие ничего общего текстом Булгакова, но вводившие в заблуждение советский худсовет. Например, фраза диктора в начале фильма: «Все хотели управлять Украиной, но только большевики понимали, что ее надо защищать!».
Владимир Басов после получения разрешения на съемки понимал, что время работает против него. Это разрешение может быть в любой момент аннулировано, об этом ему также говорила его супруга, исполнительница главной роли в фильме, Валентина Титова. Чтобы опередить советскую застойную машину, трехсерийный фильм «Дни Турбиных» был снят буквально за смешное время – чуть более двух месяцев. Из-за этого в жертву были принесены съемки на улицах Киева, в фильме всего несколько минут кадров на открытом воздухе. В основном все было снято в одном помещении. К минимуму сведены батальные сцены.
И все равно вышел потрясающий и невероятно душевный фильм. Благодаря замечательному актерскому составы были натурально переданы зрителю переживания героев в это непростое время, когда власть и идеология меняются несколько раз за год, когда близкие люди отдаляются друг от друга из-за политики…
Несомненно, в фильме значительную роль сыграл образ Андрея Мягкова (Алексей Турбин). Он глава семьи и в то же время командир дивизиона юнкеров. От него брат и сестра ждут наставлений, а офицеры и юнкера приказов.
Андрей Мягков еще раз доказал свою актерскую разноплановость. В этот раз он настоящий полковник, переживающий за Родину, за вверенных ему юнкеров и за свою семью.
Алексей Турбин проявляет неимоверную человечность, когда на общем построении сообщает офицерам и юнкерам, что не нужно воевать и лучше расходиться по домам. Он, прошедший войну с немцами, демонстрирует навыки настоящего командира, когда голосом истинного военачальника усмиряет взбудораженный его речью строй. Он заставляет себя слушаться в тот момент, когда только начинались пререкания и крики. Турбин четко и грамотно дал понять, что воевать уже не за кого и не за что. Он убедил 18-летних юнкеров в том, что они еще слишком юны, и их жизни не стоят политических козней.
Полковник Турбин пресек желания некоторых офицеров и юнкеров ехать на Дон и присоединиться к Белому движению. Он понимал, что это Гражданская война, в которой никогда не будет победителей.
Андрей Мягков выразительно показал в своей роли страдания, переживания и поиск истины дворянином, офицером. Он спас от неминуемой гибели несколько сотен молодых людей, но сам, один, без своих однополчан, остается на боевом посту, где погибает на руках своего младшего брата. Он был честен перед всеми и перед собой до самого конца.
Как же точно Василий Лановой сыграл поручика Шервинского. Он вжился в роль, передал его душевное состояние, когда при нем Павел Петрович Скоропадский, облачаясь в немецкую форму, тайно бросает армию.
Шервинский – красавец мужчина, обладатель хорошего голоса, он любит Елену Васильевну. Он понимает, что его место на сцене, однако в то же время он офицер и долг перед Родиной превыше всего. И снова мы видим переживания дворянина, когда жизнь меняет цвета с белого на черный, с черного на серый.
Нельзя не отметить игру самого Владимира Басова. Его штабс-капитан Мышлаевский (кстати, режиссер вернулся с фронтов Великой Отечественной войны в звании капитана Советской армии) выглядит очень убедительно и естественно. Есть конечно небольшое предположение, что Басов уж очень много времени уделил внимания своему герою и героине, роль которой сыграла его супруга, но он режиссер – ему видней.
Валентина Титова в своей роли смотрится просто великолепно. Она действительно влюбляет в себя всех мужчин.
Для книги, пьесы и фильма про столь трагический период нашей истории как никогда нужен свой Лариосик. Он совершенно не военный человек, однако именно он выражает мнение многих людей, находящихся за дверью квартиры Турбиных.
В целом фильм получился достойным. Он понравился зрителям, но был негативно встречен советскими критиками. Да, действительно белые офицеры были показаны обыкновенными людьми, они высказывали разумные мысли. На них отлично сидела военная форма, то есть была подогнана по размеру. Ведь в большинстве советских фильмов белогвардейцев показывали глупыми и жестокими да и форма была как-будто с чужого плеча.
Неизвестно откуда пошла информация о том, что фильм «Дни Турбиных» показали один раз и положили на полку на десять лет. На самом деле это не так. Первого ноября 1976 года показали первую и вторую серию телефильма, а на следующий день была показана заключительная серия. Время показа самое рейтинговое для советского ТВ – 19:45.
В следующий раз фильм «Дни Турбиных» показали по Центральному советскому телевидению в Олимпийский 1980-й год. В 14:00 14 сентября – первая серия. В 15:15 21 сентября – показали вторую серию и в 14:00 27 сентября – демонстрировали третью серию. А вот потом действительно фильм не показывали целых семь лет вплоть до 1987 года.
Тайны фильма «Любовь и голуби»
Читайте также
Последние новости