Следующая новость
Предыдущая новость

Духи и парфюмерные флаконы от Средневековья

07.07.2015 18:28

Духи и парфюмерные флаконы от Средневековья

"Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла", - говорила великая Коко Шанель.

История парфюмерии уходит вглубь веков. Древние люди приписывали ароматам божественную и магическую силу. Цветущей веткой персика шаманы изгоняли из человека духов болезни и зла. По свидетельству Геротода, благовонным можжевельником окуривали дом и постройки, чтобы предохранить их от удара молнии.

Римские бани, термы, остались только в изображениях на картинах. Христианская Европа бань уже не знала... Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Еще король Филипп-Август (тот самый, потерявший сознание от парижской вони) решил с запахами бороться единственным доступным ему способом: в 1190 году он издал поощрительные правила, предоставляя привилегии тем, «кто имеет право приготовлять и продавать все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистые воды, перчатки и кожаные изделия». Но народу тогда было наплевать, как кто пах, привыкли уже, и духами никто не пользовался.

Это благородное дело борьбы с вонью продолжил Король-Солнце. Проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), король повелел всем придворным душиться.

Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Но хотя французский король велел придворным активно пользоваться духами, чтобы хоть как-то разбавить неприятный запах, исходящий от них, сам монарх мыться брезговал и за всю свою сознательную жизнь умывался всего лишь несколько раз, вследствие чего своим «королевским» запахом смущал послов, что русских, что испанских.

Единственная гигиеническая процедура, которой подвергал себя Людовик XIV — умывание рук винным спиртом...Видимо, так королю идея о духах и пришла. А может лукавая история сместила акценты, и на самом деле придворные сами упросили Людовика озаботиться духами, так как не могли больше выносить запах Его Величества.

Как бы там ни было, Король-Солнце сам не заметил, что законодательно объявил новую концепцию хорошего запаха, обозначив таким образом разность подходов, назовем их условно: Восточный и Западный метод. С давних времен люди боролись с запахом пота, прибегая для этого к различным ухищрениям. В Древнем Риме, например, с этой целью применяли эфирные масла и принимали ароматические ванны, а в период средневековья стали пытаться запах заглушить. То есть в Риме люди старались пахнуть хорошо, а в Европе — не пахнуть плохо.

Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта. Потом средневековые женщины решили, что мужчин привлекают беременные, и Прекрасные Дамы даже носили специальные подкладки под одеждой, имитирующие округлившийся животик, что символизировало их репродуктивную полноценность.

В борьбе за внимание Благородных Рыцарей  женщины в средние века, несмотря на отсутствие элементарных понятий о гигиене и на то, что весь косметический арсенал античности был давно предан забвению, продолжали пользоваться средствами макияжа.

Румяна считалась признаком женщины легкого поведения, а Благородные Дамы использовали свинцовые белила, выщипывали брови и красили губы в ярко-красный цвет при помощи растительных красителей или, позже, помады с добавлением спермы быка.

Пудрились цинковыми и свинцовыми белилами слоем миллиметра в три, чтобы скрыть выпирающие прыщи. Одна сообразительная дамочка достигла поставленной цели, всего лишь налепив на свой самый видный прыщик черную заплатку из щелка.

Так появилась страшно модная в средние века «мушка» (не путать со «шпанской мушкой») — она позволила сократить количество извести на лице.

Или так, словами Циника: Так вроде считалось, что они имитировали пикантные родинки? Нет, красивое лицо — чистое лицо. Без всяких наростов. Для этого и штукатурка в три слоя. А скрывать придется то что выпирает. — Ах любезная Манон, какой отменный прыщ на вашей губе! — Ах что вы сударыня, это же просто родинка. — А что ж мы ее вчера не видели? — Да на себя посмотри, корова! Этикет знаете ли!

Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

Против такой дамской моды (не против метода с собачкой, а против обесцвечивания вообще) выступал еще архиепископ Кентерберийский Ансельм (тот самый ревностный защитник прав церкви и автор бредового онтологического доказательства существования Бога), публично провозгласивший блондирование волос нечестивым занятием и грозивший проклятием женщинам, которые это делали.

Кроме светлых волос очень модными у женщин в эпоху средневековья стали косы, как реакция на массовый сифилис — длинные волосы призваны были показать, что человек здоров.

Вскоре дамы решили соблазнять мужчин более откровенно — пришла мода на обнаженную грудь, женщины начали подвязывать под грудью пояс, чтобы приподнять корсаж. Церковь всячески боролась с этими предметами одежды, ведь они делали женскую грудь чересчур обольстительной, что никак не подобало христианке.

блохоловки

Ведь по буллам Папы Римского даже жена в постели с мужем «не должна шевелиться, руки должны быть вытянуты по бокам, и не мешать мужу в исполнении его долга», а думать о каком-то соблазнении — вообще грех смертный.

В XVII веке кардинал Мазарини (интересно, от балды ли показанный торговцем кокаином — «дьявольским порошком» в недавнем фильме с Депардье и Буке «Бланш») даже издаст эдикты, запрещающие изготовление деталей женского туалета, ибо по христианским понятиям платья должны были скрывать все изгибы фигуры, дабы не будить вожделение.

Но если запретительные указы не могли заставить женщин отказаться от корсетов и поясов, то указ, предписывающий использование духов, пришелся дамам по вкусу — они увидели в духах возможность обладать индивидуальным запахом, когда от остальных, еще не душившихся соперниц стандартно пахло немытым телом.

Поскольку Благородные Рыцари не хотели отставать от Прекрасных Дам (да и тоже должны были указ выполнять), то духам было уготовано большое будущее.

комментарий Циника: Запах немытых ног, запах изо рта — это далеко не самое страшное. Вы представляете как пахнет взмыленный конь? Вот примерно так пах и ездок после дневного перегона... И он далеко не спешил принять ванну после тяжелого рабочего дня с смягчителем для воды и увлажнителем для кожи.

Поскольку характерный запах просто пропитал всю Европу насквозь, вполне очевидно, что одним из самых вожделенных товаров стали индийские благовония. Ну и пряности, способные придать блюду запах, отличный от окружающей атмосферы. И, конечно же, духи.

Мыться — по-прежнему не мылись, зато стали выливать на себя несметное количество разных ароматических снадобий. Грасские перчаточники, получившие патент на производство духов еще от Людовика XIII в 1614 году, развернули производство.

А через столетие Европа уже не могла без содрогания представить свою жизнь без грасских ароматов с французской Ривьеры. Почему именно перчаточники? Потому что они уже имели определенный опыт по ароматизации перчаток.Моду на этот аксессуар из тонкой кожи, пропитанной ароматами, ввела во Франции Мария Медичи.

Знатные дамы имели коллекции из сотен пар перчаток, которые скрывали их (дам) грязные руки. А поскольку обрабатывать кожу, из которой делались перчатки, тогда хорошо еще не умели, то неприятный запах перчаток пытались приглушить разнообразными ароматами.

Эти же перчатки служили дамам за столом в отсутствие вилок. Впрочем, иногда мог поухаживать за Дамой и Благородный Рыцарь, подав кусочек мяса или куриную ножку на кончике шпаги или ножа (это пока Ришелье ножи не затупил и если у дамы еще оставались целые зубы).

Парфюмерные лавки наводнили столицы. Гигиене, правда, это никак не способствовало, ее так и не признавали. К чему? Есть духи, есть пудры, есть благовонные масла, и этим набором можно пользоваться хоть сто раз на дню.

Чем больше намешано разных запахов, тем обольстительнее — так диктовала мода. Резкая вонь немытого тела плюс столь же резкий запах духов... Это хорошо обыграли Стругацкие в книге «Трудно быть богом», где Антона Румату чуть не вывернуло на прелестную дону Окану, от одного ее запашка, смешанного с дорогими духами.

Духи, вопреки мнению романтиков, пахли не цветами — ароматы были в основном животного происхождения. Это и знаменитая чрезвычайной стойкостью бобровая струя (кастореум), и цибетин из желез цибетовой кошки, и мускус половых желез самца кабарги.

любимые в советские времена

Самый известный и основной компонент — отрыжка кашалота — амбра (отсюда и слово амбре). Это вещество — отходы пищеварения, образующееся в кишечнике кашалота. Оно выносится морем на берег и после удаления из массы «серой амбры» клювов, челюстей, останков каракатиц и рыбьих костей, и сегодня входит в состав духов (как, впрочем, и все другие вышеперечисленные ингредиенты), о чем множество современных дам и не подозревает.

и ещё эти

Классический пример — Poison от Кристиана Диора. (Сильный запах амбры связан с интересным аспектом, которого я здесь касаться не буду — связь с проявлениями инстинкта каннибализма, отмеченная известным французским врачом Дидье Гранжоржем в книге «Дух гомеопатического лекарства. Что сказала болезнь», глава «Ambra grisea. Люди меня пожирают», СПб. Центр гомеопатии, 2001).

Перчаточников подстегивали конкуренты: «Алхимики ... составляли остро пахнущие мастики и эссенции, не боясь смешивать воедино мочу младенца с настойкой из лепестков герани, порошок истолченных болотных жаб они перемешивали с цветами индийской пачули» (В. Пикуль). Еще дальше продвинулся аббат Руссо, медик Людовика XIV, считавший, что «все действие лекарства состоит в передаче им определенного запаха». Он разработал «универсальное средство», своеобразные целебные духи, считая, что: «несмотря на такие компоненты, как яички, половой орган и почки оленя, , этот бальзам должен обладать приятным ароматом» (Le Guerer A. Les parfumus a Versailles aux XVII et XVIII siecles).

В Англии и Голландии XVII-XVIII вв., в отличие от Франции, и косметическими средствами, и духами было пользоваться запрещено.

Ассортимент лавки Бальдини включал абсолютные цветочные масла, вытяжки, секреции, бальзамы, смолы и другие препараты в сыпучей, жидкой и вязкой форме - помады, пудры, мыло, сухие духи, эликсиры для отращивания бороды, капли для сведения бородавок и маленькие пластыри для исправления изъянов внешности — вплоть до притираний, лосьонов, ароматических солей, туалетных жидкостей и несчетного количества духов.

Патрик Зюскинд, «Парфюмер»

В связи с открытием первых университетов в период Средних веков знания о производстве парфюмерии углубляются, а сам процесс производства становится более сложным. В это время открываются обольстительные свойства парфюмерных средств, особенно эфирных масел. После этого открытия дамы с удовольствием стали окроплять свою одежду духами, смазывать кожу ароматизированными маслами и принимать ванны из цветочных вод.

Средневековье подарило миру новый сосуд для хранения благовоний – помандер, металлический шар с многочисленными отверстиями, через которые распространялся аромат. Считалось, что таким образом источаемый запах прогоняет чуму и другие эпидемии, улучшает процесс пищеварения, а также лечит женские и мужские заболевания.

В средневековый период с Востока в Европу завозятся пряности и специи: Марко Поло впервые доставил в европейские страны перец, мускатный орех и почки гвоздичного дерева. Здесь уже выращивают анис, тимьян, базилик, кумин и шалфей. А арабские моряки в это же время поставляют в Индию и на остров Цейлон корицу, имбирь, шалфей и кардамон.

Первая ароматическая вода, или первые жидкие духи, созданная на основе спирта и эфирных масел, появилась в первой половине XIV века. Она была преподнесена в дар королеве Венгрии Елизавете и даже названа в ее честь. Согласно легенде, семидесятилетняя государыня, сильно болевшая, попробовав ароматическую воду, весьма заметно помолодела и поправилась.

К началу XV века торговлей пряностями стали заниматься португальцы и испанцы, а в XVI веке – и голландцы. В это время появилось огромное количество ароматических вод, которые состояли лишь из одного компонента, в частности, розовая и лавандовая воды. А также стали производить воды с добавлением пряностей и цветочные воды.

Духи уже хранятся во флаконах, изготовленных из прозрачного или молочного стекла и хрусталя. Существуют помандеры, разделенные множеством внутренних перегородок, при этом каждую часть можно заполнить разными духами.

В следующем столетии флаконы становятся все более разнообразными: их делают из окрашенного и матового стекла, черненого серебра, золота с драгоценными и полудрагоценными камнями. А для составления ароматических композиций духов начали использовать жасмин и розу.

Вообще, идея носить флаконы с парфюмом и небольшие амулеты на шее зародилась еще в древнем Египте, но они играли больше функциональную роль, но не декоративную и были мало привлекательными.

Позже, в средневековье, появилось целое поколение невероятно шикарных изделий, которые выглядели роскошно, отображали статус своего обладателя и были произведением ювелирного искусства.

Современные ювелирные изделия более сдержанные, минималистичные, ультрамодные и при этом функциональные, а аромат способны удерживать... годами, благодаря новым технологиям.

Превратить духи в чистое золото не удалось еще ни одному парфюмеру. А вот заключить их в сияющие золотые флаконы — задача вполне выполнимая.

В 1608 году во Флоренции, в доминиканском монастыре Сайта Мария Новелла, создается первая в мире парфюмерная фабрика. Монахам-парфюмерам покровительствовали герцоги и князья, и даже сам Папа Римский.

В 1709 году француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями в Кёльне, впервые выпустил в продажу душистую воду "Кельнская вода". Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала называеться eau de cologne или одеколон. Императору Наполеону настолько полюбился новый аромат, что он покупал до 60 флаконов в месяц!

В XIX веке производство духов перестало быть кустарным. Появляются первые парфюмерные фабрики.

В 10-е годы XX ст. кутюрье принимают решение соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Полю Пуаре приходит в голову гениальная идея дополнить ароматами линии одежды. Подхватив этот тренд, великая Габриэль Шанель  выпускает  в 1921 году духи под своим брендом "Chanel №5".

Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с искусственными. В 1917 году он выпускает "Chypre" (Шипр), ставший впоследствии «дедушкой» для целого семейства запахов. Развиваются т.н. восточные и амбровые запахи, передающие мягкие,  ванильные и ярко выраженные животные ароматы.

В начале 20-х годов были открыты способы создания ароматов "синтетическим" путём. Альдегиды, впервые использованные в "Chanel №5" совершили настоящую революцию в парфюмерии.

В 50-х годах французская парфюмерия достигает своего подъёма. На начало 60-х приходится большой "бум" ароматов для мужчин. В 70-е годы пришла мода на коллекции "pret-a-porter". Так возникла новая парфюмерия "pret-a-porter de lux". Она не потеряла высокого качества и изысканности "haute couture", но стала более доступной.

В 80-е годы дизайнеры вовсю экспериментируют с флаконами. Появляется мода на густые, тяжёлые, "амбровые" ароматы. В конце 80-х в лабораториях создаются свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.

В 90-е годы насыщенные запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более лёгкими ароматами. Новая технология "Живые цветы" ("Living-Flower Technology") позволяет теперь "собирать" запах живых цветов и растений. Для этого их помещают под стеклянный колпак и через специальное ответвление "вытягивают" аромат.

Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменятся.

Сейчас каждый может купить туалетную воду или духи, исходя из своих индивидуальных предпочтений. Современный рынок парфюмерии предлагает ароматы на любой вкус.

Парфюмерия как отрасль индустрии зародилась в XVIII веке, но коллекционирование старинной парфюмерной посуды, как ни странно, – один из самых молодых видов собирательства. Причин этого парадокса несколько.

В ХХ веке коллекционирование флаконов тормозилось большим количеством качественных подделок из хрусталя и фарфора, заполонивших антикварные рынки 1920–1930-х годов. Другая причина – редкость, хрупкость, "эфемерность" самих объектов коллекционирования. Несмотря на то что за последние двести лет в Америке, Азии и Европе были выпущены миллионы парфюмерных флаконов, из них до нашего времени дошли лишь немногие: большинство людей, использовав духи, флаконы просто выбрасывали. В середине 1990-х французская фирма Coty начала скупать у москвичей старые флаконы своего производства. Акция полностью провалилась. Выяснилось, что массовая парфюмерная продукция прошлых лет – огромная редкость.

Последние новости