Следующая новость
Предыдущая новость

Есть ли мораль в баснях Крылова

03.11.2017 17:24
Есть ли мораль в баснях Крылова

Очередная лекция интеллектуального проекта «Химия слова», который реализует «Тольяттиазот», была посвящена литературе.

Бессменный автор нынешнего сезона журналист и филолог Леонид Клейн, как уже сделали вывод постоянные его слушатели, был намерен опровергнуть еще один стереотип. Название лекции: «Иван Крылов. Ларчик просто открывался, или Есть ли мораль в баснях Крылова».

Зная Клейна, мы, опытные слушатели, предвкушали, как же лектор нам докажет, что морали нет! Сразу скажу, в чём в чём, а уж в этом убедить меня, например, было непросто! Почему? В общем-то, с этого

Леонид и начал:

– Крылов у нас на подкорке, мы просто не живем без него, хотя не задумываемся даже о происхождении следующих словосочетаний: «рыльце в пуху», «демьянова уха». В этом произведения Крылова сродни гениальному грибоедовскому «Горю от ума».

Действительно, мы всякий раз, не задумываясь, блещем: «Счастливые часов не наблюдают», «Ну как не порадеть родному человечку».
– А вот Пушкина, даже самые популярные цитаты из «Евгения Онегина» просто так «из кармана не вынешь»!

Всё верно. Чем же так удалось навеки покорить нас «дедушке Крылову», да и разве он не был молод?!

Был, еще как был! Ездил по провинциальным городам, обыгрывая в карты недотеп, шулерствовал, попросту говоря. В молодости же, очевидно, невзначай покорил сердце некой красавицы, которую родители вовсе не собирались отдавать хоть и за дворянина, но, как сейчас говорят, не имеющего постоянных доходов. У Крылова даже дома своего не было – жил на казенных квартирах!

– Но девушка чуть не умерла от любви, да, такое случалось в то время! Это сегодня от любви не умирают, потому что, собственно говоря, где она, любовь?

Можно поспорить с автором по поводу сентенции, не имеющей прямого отношения к теме. Но что же было дальше? Родители были вынуждены смириться и написали скрепя сердце: мол, так и так, Иван Андреевич, ваша взяла, приезжайте и заберите вашу теперь уже, так и быть, невесту.

– На что Крылов ответил, что ему не на что приехать: «Будьте любезны привезти ко мне барышню сами…»

Так что Крылов прожил этаким бирюком, распространяя сознательно разные были и небылицы о собственной лени, обжорстве и неопрятности.

– Когда он спросил, в чём ему лучше прийти на бал-маскарад, от приятелей услышал: «Да не беспокойтесь о наряде, просто умойтесь и причешитесь, вас никто и не узнает!»

На похоронах Крылова толпе раздали тысячу экземпляров его басен в черных траурных обложках – это тоже срежиссировал сам автор. Он написал девять книг, в которых, как выразился Клейн, «рамочно описал всю жизнь».

Неряшливый обжора и циник, на спор выучивший древнегреческий язык, чтобы читать в подлиннике Гомера. Да разве он похож на таких, кто морализаторствует?! К этой мысли хотел, конечно же, склонить слушателей Клейн описанием всех чудачеств баснописца. По его словам, точнее всего дух басен Крылова передает гениальный мультфильм «Пластилиновая ворона», где всё приблизительно и несерьезно.

Вспомните-ка его: «А может, это дворник был, он шел по сельской местности к ближайшему орешнику за новою метлой». Какая разница, лиса или страус, ворона или корова? Какая разница, что обещает лисица, она же дворник, той корове: «И вам седло большое, ковер и телевизор в подарок сразу врУчат, а может быть вручАт». И мораль в мультике сводится к юморной интерпретации плаката «Не стой под стрелой».

Другое дело Эзоп. Это он первый написал про ворону и лисицу, резюмировав, что, мол, это урок для человека неразумного. А Крылов просто рисует живую картинку: «Сыр выпал, с ним была плутовка такова». Впрочем, разве не звучит в начале этой же басни: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть глупа, вредна»?

И в другой басне, которую подробно разобрал Клейн, «Волк и ягненок», есть нечто, вероятно, по старинке принятое называть моралью. Тоже в самом начале: «У сильного всегда бессильный виноват». Если мы скажем то же самое современным слогом «Ты начальник – я дурак», что изменится? Последнее высказывание – это ведь тоже не мораль. Аксиома, которая не требует доказательств, а иллюстрируется примерами из жизни животных…

Но, видимо, раньше это называли моралью. За 200 лет многое изменилось, значения слов – точно. Только не актуальность сюжетов. Нехрестоматийная басня «Лягушки, просящие царя» – это вся российская история, от призыва к Рюрикам «придите и володейте!» до сегодняшних выборов.

Но хитрость (мудрость!) Крылова в том, что его никто и никогда не мог бы обвинить в подрывании устоев или в адресной критике! Единственная его адресная басня – «Волк на псарне».

– Это про войну 1812 года. Прочитав ее, Кутузов прослезился…

Помнится, нам еще в школе объясняли, что волк – это Наполеон, а псарь, соответственно, Кутузов.

– Морали в баснях Крылова или нет, или она неоднозначна! – сделал вывод об основных произведениях Крылова лектор.

Неоднозначно, например, суждение о глупости петуха, нашедшего в навозе жемчужное зерно, и сокрушавшегося, что оно не ячменное. А действительно, зачем петуху жемчуг?

– Лучшей лекцией о Крылове была бы… не лекция, а чтение его басен!

Вот это правда! Не зря же при отборе в театральные вузы требуется прочитать именно басню! А других баснописцев мы не знаем. Сумароков, Тредиаковский, Дмитриев – они все канули в лету, а Крылов – остался на века! И его живой, отточенный слог так и хочется декламировать!

В конце лекции Леонид Клейн сравнил его со слоном, который «всё идет вперед».

– И победно шествует до нашего дня…

И даже нет такой Моськи, которая бы осмелилась гавкнуть, что Крылов устарел, неактуален и, упаси Господи, не гениален!

А следующая лекция проекта «Химия слова» состоится 15 ноября 2017 года, в среду, в 19 часов в ДК «Тольяттиазот». Прочтет ее главный редактор сайта «Популярная механика», популяризатор науки Тим Скоренко. Тема лекции «Гаджеты шарлатанов: от корректоров ауры до «кремлевских таблеток».

– 21 ноября 2017 года отмечается 25-летие театра «Вариант», – добавила автор проекта «Химия слова», заместитель генерального директора корпорации «Тольяттиазот» Юлия Петренко. – Будет представлен первый вербатим, подготовленный театром для прошлогоднего проекта «Литературный оркестр». Приходите, билеты будут реализовываться по символической стоимости!

Лекцию слушала
Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти», № 43 (1171) 03.11.17

Источник

Последние новости