Следующая новость
Предыдущая новость

Глубину народного бедствия оказалось возможным передать без звуков сражений и потрепанных гимнастерок

Глубину народного бедствия оказалось возможным передать без звуков сражений и потрепанных гимнастерок

«Саня, Ваня, с ними Римас» – новая постановка театра «Колесо», приуроченная к празднику Победы. Поэтому отличительная черта спектакля, созданного режиссером Олегом Скивко, это ее бытовой жанр, народная мелодрама.

Война в ней, в общем-то, и не присутствует. Первое действие происходит в июле 1941-го в глухой уральской деревушке на реке Чусовой, второе – в 1949 году там же. Единственный военный мотив – музыка победного марша, под который актеры выходят на поклон в финале.

Но глубину народного бедствия оказалось возможным передать без звуков сражений и потрепанных гимнастерок. Цена победы для простого человека – не вернувшиеся с войны близкие. Владимир Гуркин написал свою одноименную пьесу уже в нулевые, посвятив ее своим предкам, даже имена в ней подлинные.

В центре повествования – супруги Александра (Елизавета Фарапонова) и Иван (Андрей Амшинский). Иван со свояком Петром (Роман Верхошанский) уходят на фронт, не по призыву, а по совету милиционера Римаса. Их по доносу собираются арестовать. Возвращается только Иван, и то – спустя четыре года после Победы. Жена Петра Софья (Галина Злобина) не пережила вдовства, несладко в годы войны пришлось и старшей из сестер Анне (Елена Радионова). В тылу свои враги, в данном случае – некий председатель колхоза Губарев.

Критика властей, ирония по отношению к самому Владимиру Ленину – то, чего в парадных пьесах на военные темы не допускалось. Юмор по-деревенски, вплоть до скабрезного, и, главное, постоянное распитие самогона, с позвякиванием аутентичных оловянных кружек. Правда жизни – это как раз то, что подкупает зрителя, помнящего, что автор народного хита «Любовь и голуби» – тот же Гуркин.

Трагизм истории заключен в той ситуации, которую Римас (Александр Двинский) передает через обычай своего родного литовского народа. Если воин не возвращался с войны, жена обязана была ждать три года, а потом выбрать другого. Если же запоздавший муж все же объявлялся, честно ждавшая его женщина была вправе выбирать одного из двух. На самом деле Александра предоставляет выбор мужчинам, которые соревнуются в благородстве.

В этом спектакле особенно хороша слаженность актерского состава, им удается создать атмосферу большого дружного русского семейства. Молодая актриса Александра Баушева (во втором составе Алина Ледовская), играющая дочь Петра и Софьи Женю, удачно вписывается в слаженный коллектив актеров средней возрастной категории. Режиссер вложил в актерские уста неактерские интонации, уральский говор несколько затруднил зрителям-волжанам слуховое восприятие сцен.

А вот работа художника-сценографа Сергея Дулесова впечалила сразу после того, как раздвинулся занавес: крыши деревенских домиков в меняющейся подсветке. Правда, деревянный помост на первом плане очень напоминает сцены из пресловутой комедии «Любовь и голуби». Но это, наверное, специально, людям же нравится…

Спектакль держит несгибаемая и только в глубине где-то ранимая героиня Елизаветы Фарапоновой. Типаж узнаваемый, тот, что коня на скаку остановит. А вот Галину Злобину зрители, пожалуй, впервые увидели в роли деревенской бабы. И она как нельзя успешно с ней справилась, обычно играя дам и леди. Амшинский и Верхошанский – тут попадание в роли безошибочное, да и с универсальной актрисой Радионовой режиссеру повезло. Загадочная прибалтийская душа – роль словно специально для Двинского. Возможно, пьеса «Саня, Ваня, с ними Римас» выбрана, причем довольно давно уже, для постановки как раз потому, что на труппу раскладывается, просто как по заказу писанная.

Музыкальным стержнем спектакля выбран казачий романс «Верила, верила, верю». Сильные и слаженные актерские голоса под баян выводят незатейливые слова-заклинания:

Белую розу срываю,
Красную розу дарю,
Желтую розу разлуки
Я под ногами топчу…

Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 18 (1249) 17.05.19

Источник

Последние новости