При всей любви нашей к юбилеям, особенно таким круглым, как столетие, в городе годовщина чапанного восстания прошла незаметно. Оно вспыхнуло в марте 1919 года, и именно в Ставрополе был создан временный исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, который руководил борьбой «за советскую власть без коммунистов». Возглавил его Алексей Долинин, уроженец села Ягодное.
Только в юношеской библиотеке на Голосова, 20 прошла встреча учеников соседней школы с организаторами исторической реконструкции чапанного восстания в селе Жигули. Это руководитель конного клуба Ирина Глинская и специалист по особо ценным территориям, кандидат биологических наук Юрий Рощевский.
Юрий Константинович умеет заинтересовать и взрослых, и детей. Начал он с вопросов:
– Чапанка – одна из гражданских войн. Кто с кем воевал в этой войне?
Вскоре после подавления восстания, бушевавшего всего две недели на территории Сенгилеевского, Карсунского, Мелекесского, Сызранского и Ставропольского уездов, была озвучена официальная версия, бытующая, как говорит Рощевский, до сих пор в соответствующих источниках.
– В книгах написано, что белогвардейцы подослали провокаторов, но это неправда. Воевала Красная Армия против крестьян.
Что же стало причиной восстания?
– Хлеб у крестьян за зиму забирали два раза…
После того как Ленин принципиально разошелся с народовольцами, ставка делалась на пролетариат. Поэтому, чтобы накормить рабочих Петрограда, отнимали зерно у крестьян. В первый раз забрали все, во второй раз покусились на святое – на семенной фонд. И даже, как пишут некоторые исследователи, не в хлебе было дело. Чаша терпения крестьян переполнилась, когда потребовали лошадей и подводы, чтобы везти хлеб в далекий Петроград. Естественно, обещали вернуть. Естественно, никто не поверил. А крестьянину без лошади – смерть.
3 марта ударил набат в селе Новодевичьем, тогда Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. И далее огонь восстания, как по соломе, разошелся по окрестным селам: Ягодное, Усолье, Усинское. 7 марта восставшие захватили Ставрополь.
Как особо ценную территорию, Юрий Рощевский изучает Самарскую Луку. Продемонстрировав карту, он отметил, что именно внутри речной петли бунтовали настолько сдержанно, что жертвами последовавшего красного террора стали единицы крестьян.
– В Александровке, например, крестьяне не стали браться за вилы и топоры, они залезли в погреба и отсиделись там, пока красные отряды не ушли из села…
По мнению специалиста, самаролукцы потому не стали лезть на рожон, что в свое время наразбойничались, научились ценить жизнь. А может, просто поняли, что с властью бороться себе дороже, лучше использовать страусиный метод. Кстати, во время одной из лекций об истории нашего края, проходившей в музее, на вопрос о том, что такое чапанка, кто-то из слушателей пошутил:
– Это вроде капремонта, только хуже…
Многие совсем недавно именно этот метод – «отсидеться в погребах» – использовали. Увы, не помогло. Фонд капремонта – не Красная Армия, его этим не проймешь…
Ну а если без шуточных аналогий, то это страшное восстание обошлось в тысячи жертв с обеих сторон. Например, Усинское было сожжено дотла, как свидетельствует из рапорта Ленину руководившего подавлением Михаила Фрунзе. Усинское – самое богатое село Сызранского района, удивляющее сегодня добротностью построек с изумительной резьбой наличников. Восстановили из пепла – вот они какие, кулаки!
Считалось, что боролись против советской власти кулаки. А ведь чапан – это зимняя одежда крестьян из грубого домотканного сукна. Тех крестьян, которые даже полушубок меховой справить не могут, но хлеб для посева вырастили, сберегли. Потому что работяги, не пьяницы.
Организаторы исторического экскурса в библиотеке на Голосова утверждают, что они написали самую правдивую книгу о чапанке. Это небольшая брошюра, на обложке которой – фотография того самого чапана, хранящегося в музее села Большая Рязань. И даже выкройка этого бедняцкого кафтана имеется в книге. Почитать ее можно, взяв в той же библиотеке.
Хотя в Ставрополе-Тольятти о чапанке почти не вспомнили, в губернском центре, который огонь крестьянской войны не захватил, открылась историко-документальная выставка «Чапанная война: к 100-летию крестьянского восстания в Поволжье». При этом на открытии один из научных сотрудников областной библиотеки, где она действует, выразил восхищение мужеством своих коллег, решившихся ее организовать.
Ирина Глинская сослалась на ряд причин, по которым в последние годы не проводится историческая реконструкция чапанной войны. Но известно, что до сих пор есть противники любого упоминания этой темы…
Это при том, что жертвы чапанки давно посмертно реабилитированы. При том, что все знают: в этой локальной гражданской войне не было правых и виноватых. Жестокость карателей по-своему была симметричной: ведь и крестьяне совершали поступки за гранью. Например, вспарывали животы красноармейцам и забивали зерном. Но если смотреть чуть дальше, то не явился ли последствием продразверстки голод в Поволжье с его каннибализмом?
И даже в 90-е, когда стали лихо все ниспровергать и разоблачать, о чапанке не заговорили. Только наш тольяттинский автор Евгений Кандрухин написал книгу с тем же названием. Сегодня ее можно найти, пожалуй, только в библиотеках. И кстати, если тема все же заинтересовала: сектором краеведения татищевской библиотеки подготовлен библиографический дайджест «Чапанное восстание: 100 лет спустя». Ознакомиться с документами можно на их сайте.
Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 12 (1243) 29.03.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362
Читайте также
Последние новости