Так уж водится у нас в России, сколько зиму не жди, а приходит она всегда внезапно. Наверное, потому и появилась русская поговорка – как снег на голову – значит, абсолютно неожиданно и ни в коем случае не запланировано. Будто осадки в виде снега зимой на русской равнине – это исключительно форс-мажорное обстоятельство, а не климатическая норма.
Вот и в этом году снег, выпавший в первых числах зимнего месяца – декабря, почему-то дорожные и коммунальные службы города не ждали, а потому жители Тольятти попали в такое положение, когда ни проехать, ни пройти. Почему так случилось? Может, компании, отвечающие за содержание дорог, не имеют специализированной техники?
Или их руководители ожидали, вдруг снег растает?..
Последнее вряд ли могло случиться, ведь прогноз погоды сегодня далеко не тайна за семью печатями – спасибо Интернету. А показ спецтехники был представлен на всеобщее обозрение горожан накануне зимы.
…Но снег выпал, и тема его уборки стала хитом социальных сетей.
Этот странный аукцион
Впервые в Тольятти контракт на содержание автомобильных дорог заключен на два года с 19 сентября 2017 года по 31 октября 2019-го. Победитель, как и в предыдущие годы, определялся на основе электронного аукциона, то есть, можно предположить, что именно «Автодоринжиниринг» с сызранской пропиской предложила наименьшую сумму на содержание тольяттинских дорог. По условиям проведения аукциона так действительно должно быть, но, вникнув в особенности проведения электронных торгов в этом году, выясняется другое.
В этом году администрация города определила подрядчика лишь со второй попытки. Весной заключить муниципальный контракт не удалось, поскольку в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Самарской области поступила жалоба от ООО «СК «Ладья» на действия заказчика (департамента дорожного хозяйства и транспорта) при проведении электронного аукциона. Жалобу антимонопольщики признали частично обоснованной. И результаты торгов, победителем которых стало ЗАО «ЭкоСфера», аннулировали. На повторный, осенний аукцион заявки подали ЗАО «ЭкоСфера» и ООО «Автодоринжиниринг». И опять в УФАС поступила жалоба, в этот раз от ООО «Телекомсервис», у которого возникло 12 претензий к департаменту дорожного хозяйства и транспорта. И опять УФАС жалобу признало частично обоснованной. Однако «ЭкоСфере» документы вернули, а «Автодоринжиниринг» признали единственным участником. То есть, получается, что снижать сумму, заявленную администрацией Тольятти, сызранское ООО и не пыталось?
Интересно еще и то, что стоимость содержания дорог при первой (весенней) попытке определить подрядчика равнялась 705 021 454 руб., а осенью она увеличилась почти на 100 млн. Случайны ли все вышеперечисленные факты или кто-то лоббировал интересы «Автодоринжиниринга»? Пусть ответ на этот вопрос ищет прокуратура, мы же рассмотрим тему качества и ответственности за него при содержании автодорог в зимнее время.
Снега зимой не выпросишь
Итак, цена контракта на содержание автомобильных дорог составила 805 284 222 рубля. В эту сумму впервые вошел вывоз снега. Так, с улиц Юбилейной, Мира, Громовой он должен вывозиться полностью, 50% от убранного снега будет вывозиться с Московского проспекта, проспекта Степана Разина, улицы Революционная, бульвара 50 лет Октября, улиц Карла Маркса, Ленина, Коммунистическая, Чайкиной, Матросова.
Дополнительно оплачивается подрядчику нанесение горизонтальной разметки в размере 25 482 025 руб. и содержание подземных и надземных пешеходных переходов 1 773 147 руб. Итого 832 539 395 руб.
При этом согласно условиям контракта 15% бюджетных денег, или 124 880 909 руб., за вышеперечисленные работы могут освоить субподрядные организации. Однако по договору, заключенному с «Автодоринжиниринг», трем тольяттинским организациям достанется всего 32,9 млн: ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» 2 639 782 руб., ООО «Промкомстрой» 14 985 810 руб. и ООО «ДорСтройСервис» 15 296 706 руб. Именно так говорится в контракте на содержание автомобильных дорог, датированном 1 декабря сего года.
Что входит в содержание автодорог
Как известно, автомобильные дороги делятся по категориям. Их всего пять. Категория зависит от ширины проезжей части, самая большая ширина у дорог первой категории. В Центральном и Комсомольском районах всего по одной автодороге первой категории – Автозаводское шоссе и улица Матросова, в Новом городе их намного больше – проспект Московский, улицы Заставная, Революционная, Воскресенская, Юбилейная, Борковская, Ботаническая, Свердлова, Ворошилова, Полякова, проспект Степана Разина, Южное шоссе и др. Эти дороги, как и те, что классифицируются по второй и третьей категориям, должны полностью (от бордюра до бордюра или вместе с обочиной) очищаться от снега в течение суток после окончания снегопада. А свободный проезд транспорта должен быть обеспечен после окончания снегопада в течение 4-5 часов. При гололедице покрытие должно быть обработано пескосоляной смесью (ПСС) на 60% в расчетные сроки, согласно руководству по борьбе с зимней скользкостью (это отдельный большой документ, разработанный докторами технических наук сотрудниками «РосдорНИИ» и утвержденный Минтрансом России). Разгребание валов снега должно происходить на расстоянии более 5 м до пешеходного перехода, мест разворота, перекрестков и 20 м до остановок общественного транспорта. При этом высота снежного вала не должна превышать 50 см. Работы должны быть выполнены в течение трех суток после окончания снегопада.
Для дорог четвертой и пятой категории требования по уборке смягчаются. Так, обеспечение свободного проезда транспорта после снегопада не превышает 8 часов. Остановки общественного транспорта, тротуары и подходы к ним должны быть очищены в течение 24 часов после окончания снегопада. Подземные и надземные пешеходные переходы содержатся в течение всей зимы очищенными от снега и наледи.
О вывозе снега отдельно
О том, что в этом году впервые в контракт по содержанию дорог заложен вывоз снега, а также срезка грунта (слой земли за бордюрами), чтобы убранная с магистрали грязь не сливалась обратно на дорогу, было озвучено устно на совещании в администрации города. Отражено это и в контракте с подрядчиком. Пункт: «5.3.24. Обеспечить вывоз снега, мусора, прибордюрной грязи, согласно требованиям, установленным в техническом задании (Приложение №2)».
Читаем техническое задание: «6. Перечень и состав выполняемых работ: Содержание проезжей части автомобильных дорог с бортовым камнем (при наличии бортового камня) и (или) обочины (при наличии обочины): Зимнее механическое сгребание; подметание и распределение пескосоляной смеси (ПСС) на проезжей части; удаление уплотненного снега и наледи, сгребание скола, складирование, вывоз скола; разгребание валов снега на перекрестках, пешеходных переходах, остановках пассажирского транспорта; формирование валов, погрузка в транспортное средство, очистка от мусора и посторонних предметов проезжей части и обочин, вывоз снега на специализированные площадки, сбор и транспортирование мусора («Мусор и смет уличный», код по ФККО 7 31 200 01 72 4) с последующим захоронением на специализированном полигоне…»
Однако в контракте перечень специализированных площадок отсутствует. Нет и полигонов для складирования грязного снега. При этом в Тольятти имеет силу постановление мэрии № 3432-п/1 от 26 ноября 2010 года, подписанное еще первым заместителем мэра Кирпичниковым. Оно определяет места складирования снега в городе.
В Автозаводском районе это ул. Борковская, участок севернее здания, имеющего адрес: ул. Борковская, 50а; ул. Борковская, участок севернее здания, имеющего адрес: ул. Борковская, 8. В Центральном районе юго-западнее пересечения Обводного шоссе и ул. Васильевской. В Комсомольском районе ул. Куйбышева, южнее в/ч 6622; ул. Громовой, в районе озера АТП-3, северная часть дороги на троллейбусное депо и Поволжское шоссе, четная сторона, территория в районе скотомогильника.
Таким образом, получается, что снежная каша, замешанная на противогололедных добавках, мусоре, приправленная песком и наверняка относящаяся к опасным видам отходов, будет ссыпаться на площадки рядом с Васильевскими озерами и озером в районе АТП. А куда будет отправляться срезка грунта за бордюрами? Неужели туда же? Чем это обернется для экологии и горожан? Правильно, ничем хорошим. Это во-первых.
Есть и во-вторых. Как без данных, куда вывозить снег, сколько вывозить, была просчитана стоимость контракта? Ответ напрашивается один: от балды!
Как оценивается работа
Выполняемые работы подрядчика оцениваются в баллах от нуля до пяти. Так, в зимнее время оценка зависит от сроков обеспечения свободного проезда всех видов транспорта после снегопада. Оно не должно превышать определенное время (см. выше). Зависит и от сроков окончания очистки всей проезжей части до дорожного покрытия, а также от сроков разгребания снежных валов.
То есть критерии оценки чистоты дорожных покрытий абсолютно внятные. Однако их не встретишь в релизах администрации города, докладывающих горожанам о борьбе со снежной стихией. «Дорожные службы осуществляют круглосуточную уборку снега на магистралях Тольятти. За три дня, 4, 5, 6 декабря, на дорогах ночью работало около 80 единиц техники, днем – порядка 70 машин, пишут «Городские ведомости».
За указанный период вывезено более 2 тыс. кубометров снега. Часть снега транспортируется на Центральную площадь, где к новогодним праздникам планируется построить снежный городок. В ночь с 5 на 6 декабря на дорогах города работало 79 единиц техники, днем задействовано 68 единиц. Расход противогололедных материалов (пескосоляной смеси) составил 830 тонн…»
Контролировать неконтролируемое
Можно ли по информации администрации города определить качество уборки городских автодорог? Какое отношение к контракту имеет информация по количеству работающей техники? Никакое! Ведь в контракте не указаны требования по количеству техники, объему переработанного снега и т.д. Зато чиновники управления ЖКХ по Центральному району в служебной записке докладывают главе района о контроле за подрядчиком следующим образом:
«Улица Мира. Дорога зачищена, местами заужена, шуга». «Улица Карбышева. Дорога очищена не на всю ширину, карманы не очищены, шуга, подходы к переходам не очищены».
Это хорошо или плохо? И как это соотносится с контрактом? Дата и время обследования дорог указаны – 4 декабря по состоянию на 14.40. Но в служебной записке не говорится, когда закончился снегопад. Можно предположить, что это определять должна метеослужба. А иначе не понятно, дороги расчищены подрядчиком для обеспечения проезда транспорта или шуга и заужения остались после окончательной расчистки.
То есть тольяттинцы не понимают: устраивает или нет работа подрядчика администрацию города. Сами-то они уже оценили качество уборки дорог: «Только что под моими окнами по Ленинскому проспекту впервые за три дня снегопада проехали три грейдера. Ура! Возможно, к концу недели они расчистят дороги!» «Лучше совсем не чистить, чем делать такие барьеры. Как в транспорт должны забираться дети и пенсионеры? Ведь именно они в большинстве своем не ездят на личных авто по делам… Высота барьера чуть ниже пояса и выше колен, ага». Такие оценки качества очистки дорог более понятны, чем у чиновников.
Вот потому пользователи соцсетей и делают выводы: «Чиновники, как и подрядчик, работают по понятиям! Главное процесс, движуха, контролировать неконтролируемое, но не выполнение договора и не обеспечение результата: чистые и безопасные дороги».
«Косяки» Автодоринжиниринга
ООО «Автодоринжиниринг». Этим летом данную компанию поймали за сбросом отходов в Волгу.
«В прямой видимости от пляжа базы отдыха «Волна» сызранское ООО «Автодоринжинириг», ремонтирующее тольяттинские городские дороги, сбрасывало отходы в воду. Грузовики сыпали в Волгу старые бордюры, асфальт, куски битума прямо на глазах отдыхающих», сообщали СМИ. Конечно, хочется верить, что никто из руководства напрямую не давал указания валить в Волгу строительный мусор, который в течение многих лет накапливал в себе тяжелые металлы и нефтепродукты. Но если даже это инициатива самих рабочих, дабы сэкономить горючее, то руководство должно, наверное, пресекать подобное. Кстати, природоохранная прокуратура уже выписывала «Автодоринжинирингу» предписание, требуя вывоза накапливаемых отходов на полигон, когда предприятие арендовало участок в тольяттинской промзоне и устроило там несанкционированную свалку.
В качестве подрядчика по содержанию тольяттинских дорог «Автодоринжиниринг» тоже уже участвовал в разборе полетов. Так, после первого декабрьского снегопада глава города потребовал от своего первого заместителя Игоря Ладыки нацелить подрядчика на своевременное и качественное выполнение работ. А также потребовать данные ГЛОНАСС по технике, дабы иметь возможность отслеживать перемещение машин по городу в режиме онлайн.
Напомним, что до Тольятти «Автодоринжиниринг» был в течение нескольких лет генподрядчиком по уборке снега с автомобильных дорог в Сызрани. Согласно оценкам и комментариям, а также отчетам чиновников, компания работала на «отлично» исключительно на бумаге. По факту у жителей Сызрани и местных СМИ к подрядчику было довольно много нареканий.
17% это мало. Или много?
На днях в группе «Мой город Тольятти» Фейсбука была поднята весьма интересная тема. Администратор группы Дмитрий Шатунов задался вопросом, что подразумевают чиновники, когда говорят о финансировании работ, например в 17% от норматива. В этом году столько процентов заложено в содержание дорог. «Что именно под этим подразумевают чиновники я до сих пор не понимаю, пишет Дмитрий. Убирать снег с каждой пятой или шестой улицы? Чистить улицу на 1/5-1/6 ширины? Депутатов спрашивал те тоже внятного ответа не дают (видимо, сами не понимают)».
Сколько же будет 100% норматива в денежном эквиваленте? Посчитаем. 832 миллиона делим на два года, будет 416 миллионов год. И это есть 17%. Тогда 100% 2,447 миллиарда. Или 204 миллиона в месяц. За эти деньги можно будет круглосуточно, а то и 25 часов в сутки, чистить, латать, мыть и убирать дороги. Да еще и платить достойную зарплату рабочим.
Однако чиновники так не считают. Первый заместитель главы администрации Игорь Ладыка как-то на пресс-конференции сообщил, что 100-процентное финансирование, это все то же самое, что и 17%, только плюс вывоз снега. «Всего на три городских магистрали заложено 100-процентное финансирование. Это улицы Юбилейная, Мира и Громовой (по одной на район, чтобы никому обидно не было). Там не только будут сгребать снег на обочины, но и полностью вывозить его на одну из пяти площадок».
Так вот, оказывается, где собака зарыта!
Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 32 (457) 20.12.2017
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07
Читайте также
Последние новости