Следующая новость
Предыдущая новость

Изменения в новом 2019-2020 учебном году для учителей, учеников и их родителей

06.09.2019 14:56
Изменения в новом 2019-2020 учебном году для учителей, учеников и их родителей

Первое сентября не только праздник, но и день вопросов. Что изменится в новом учебном году в жизни школы? Об этом наш разговор с руководителем департамента образования администрации Тольятти Ларисой Лебедевой.

– Лариса Михайловна, начинается новый учебный год. Много ли изменений принесет он в жизнь учителя, ученика и родителей?

– С 1 сентября 2019 года в общеобразовательных учреждениях Самарской области во всех 10-х классах вводится Федеральный государственный образовательный стандарт, в связи с чем обязательным будет участие 10-классников в занятиях внеурочной деятельности и выполнение индивидуального проекта. Учащиеся 3-х или 4-х классов (по решению образовательного учреждения) будут изучать курс «рассказы по истории Самарского края», а учащиеся 6-х либо 7-х классов (по решению администрации школы) – курс «история Самарского края». На уровне основного общего образования будет организовано изучение таких курсов внеурочной деятельности, как «информационная безопасность» в 7-9 классах и «развитие функциональной грамотности» в 5-9 классах.

– Интересное новшество – уроки шахмат. На какой результат рассчитано это нововведение? Какова будет нагрузка по этому предмету?

– Шахматный всеобуч введен в 10% образовательных учреждений городского округа Тольятти в рамках внеурочной деятельности по согласованию с родителями обучающихся. Такие уроки рассчитаны на обучение школьников игре в шахматы, участие в шахматных соревнованиях различного уровня.

– Где найдут столько гроссмейстеров для преподавания шахмат?

– Программа этих занятий построена таким образом, что любой учитель или педагог дополнительного образования сможет, используя методические рекомендации, научить детей играть в шахматы.

– А почему оказался ненужным третий урок физкультуры, который шахматы, как говорят, и заменят?

– В учебных планах общеобразовательных учреждений городского округа Тольятти (далее – МБУ) для изучения предмета «физическая культура» выделено в каждом классе по 3 часа в неделю. В отдельных МБУ данный предмет изучается в количестве 4 часов. Исключение составляют несколько учреждений, в которых в качестве третьего часа реализуются в рамках внеурочной деятельности такие программы, как «ритмика», «хореография» и другие программы спортивно-оздоровительной направленности. Речь о замене уроков физической культуры предметом «шахматы» не идет.

– Говорят, что обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный. Почему во многих, а не во всех? На китайский мы случайно не переходим?

– Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования в 5-9-х классах предусмотрено изучение второго иностранного языка. Однако в настоящее время никаких других нормативных документов по вопросу обязательного введения в учебные планы ОУ второго иностранного языка в 2019 году нет.

В учебные планы отдельных МБУ городского округа Тольятти включен второй иностранный язык. Это образовательные учреждения с углубленным изучением иностранных языков (МБУ № 9, 38), имеющие кадровые, методические и другие условия для изучения второго иностранного языка (например, МБУ № 94, 93 и др.)

– Лариса Михайловна, родителей и детей по-прежнему волнуют проверочные и экзаменационные работы разного уровня. Что касается Всероссийских проверочных работ: что здесь изменится в школах Тольятти в этом году?

– Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся. Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания. Особенностью проверочных работ является не только единство подходов к составлению инструмента проверки знаний обучающихся, проведение самих работ и их оценивание, но и использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ обучающимися. В следующем учебном году учащиеся 4-7-х классов будут выполнять ВПР в штатном режиме, а учащиеся 8, 10, 11-х классов – в режиме апробации.

– А что насчет классов с дронами и 3D-принтерами, роботами и ВР-очками? Это для кванториумов или для обычных школ?

– В 2019 году в рамках федерального проекта «Современная школа» в городском округе Тольятти планируется оснащение кабинетов технологии в двух школах, до 2024 года – еще в семи образовательных организациях (всего 9 кабинетов технологии). На оснащение одного кабинета из средств областного бюджета выделяется 1 млн 878 тыс. 829 рублей. Поставка оборудования планируется в сентябре 2019 года. В перечень оборудования для кабинетов технологии входят лазерный и фрезерный станки, графическая станция с монитором, 3D-принтер, шлем виртуальной реальности и т.д. Такое оборудование позволяет говорить о кабинете технологии как о мини-кванториуме, коворкинг-центре на территории школы для организации совместной работы, проектной деятельности обучающихся, проведения интерактивных занятий.

– Я слышала о новой возможности заработать по ЕГЭ дополнительные баллы. За что их могут начислить, и кто это будет делать?

– Условием допуска к государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов является итоговое сочинение. Результаты итоговых сочинений могут быть учтены вузами. По усмотрению учебного заведения к имеющимся баллам ЕГЭ могут быть добавлены дополнительные. Порядок учета результатов, полученных за итоговое сочинение, указывается в правилах приема, утвержденных вузом самостоятельно.

– С интересом узнала о культурных нормативах для школьников. Признаться, первое знакомство с этим словосочетанием немного настораживает. Мы будем нормировать уровень культурности ученика или учителя?

– Новая программа о культурных нормативах для школьников предоставит молодым людям дополнительные возможности по ознакомлению с художественными шедеврами, произведениями литературы, музыки и театральными постановками. Это программа в тестовом режиме будет апробирована в восьми регионах России. Самарская область не вошла в число этих регионов.

– Минобр РФ рекомендует школам ограничение использования гаджетов. Как и с какими гаджетами собираются бороться школы? Есть ли перечень, определенные требования, касается ли это вообще присутствия их в школе или только во время контрольных, экзаменационных работ?

– Нормативных документов, запрещающих в ОУ ношение гаджетов (телефонов, «умных» часов и т.д.), в настоящее время нет. Проблема действительно существует, но пока она четко не решена на законодательном уровне. Однако при сдаче государственной итоговой аттестации участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио-, видеоаппаратуру, иные средства хранения и передачи информации или использовать их при проведении других оценочных процедур как на всероссийском, так и уровне национальных исследований качества образования, на региональных, муниципальных проверочных работах и т.д. Порядок использования гаджетов учащимися может быть урегулирован локальным актом образовательных организаций.

– Хочется хотя бы коротко узнать о новой модели аттестации учителей. В чем ее суть?

– Среди задач из майских указов президента РФ Владимира Путина – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. Одним из инструментов для ее реализации должна стать новая аттестация педагогов, которая будет действовать с 2020 года. Устанавливается обязательный на всей территории РФ единый федеральный минимум баллов, подтверждающий успешное прохождение учителем оценки квалификации. ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы) включают в себя предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. Кроме ЕФОМов, аттестационный портрет педагогического работника должны дополнить еще три элемента, за которые будет ответственна школьная администрация: справка работодателя; анализ учебных результатов учеников; отзывы выпускников. Максимальный результат в баллах по всем критериям – 100 баллов, 60 или меньше из которых обеспечит выполнение ЕФОМ.

Первичная аттестация «Вход в профессию» (профессиональный экзамен) обязательна для лиц, претендующих на занятие должности учителя из числа выпускников педагогических специальностей и лиц, не имеющих стажа работы в должности учителя.
Другой уровень – соответствие занимаемой должности «учитель». Это обязательная аттестация, которая проходит один раз в пять лет. А аттестация учителей на первую и высшую категорию проводится по желанию учителя. Эти квалификационные категории тоже устанавливаются сроком на пять лет.

Марта Тонова, «Площадь Свободы», kiya-ha13@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь Свободы»

Источник

Последние новости