Следующая новость
Предыдущая новость

Изнанка схемы теплоснабжения Тольятти

21.12.2020 23:45

Недавно в Тольятти пытались обсудить с народом схему теплоснабжения Тольятти на период до 2038 года. Из-за того, как был организован диалог с общественностью до проведения публичных слушаний, они стали поводом для сбора подписей за отзыв с поста главы города Сергея Анташева. Счёт подписавшихся шёл на тысячи. Газета «Панорама Тольятти» наблюдала за процессом.

Хотели как лучше

Новую схему теплоснабжения администрация пытается принять уже около года, находясь в тлеющем конфликте с заинтересованной общественностью. По сути, речь идет о переходе муниципалитета к новой рыночной модели в «ценовую зону», по условиям которой меняется порядок образования тарифа. Исчезает принцип «затраты плюс», когда поставщик тепла приносит в орган регулирования информацию обо всех своих затратах, эти затраты делятся на общее количество вырабатываемого тепла и прибавляется несколько процентов прибыли.

Вместо этого в ценовых зонах действует метод расчета, названый «альтернативная котельная». Все производители тепла должны продавать тепло по единой цене. Если их затраты выше, они будут вынуждены повысить свою эффективность. При этом полученную от повышения эффективности экономию теплоснабжающие компании смогут направить на инвестиции. По официальной версии, изменения и затеваются в основном ради инвестиций.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» определяется необходимость рассмотреть проект новой схемы на публичных слушаниях. При этом характер решений на слушаниях не меняется и остается рекомендательным, но обойти процедуру нельзя.

Дело в том, что переход в ценовую зону теплоснабжения со стороны муниципалитетов должен быть добровольным. В статье заместителя министра энергетики РФ Юрия Маневича, опубликованной в издании «Реальное время», сказано, что это условие – одно из ключевых положений реформы теплоснабжения, частью которой и является принятие новых схем теплоснабжения и перехода муниципалитетов на ценовые зоны теплоснабжения.

Вот как Маневич описывает порядок перехода: «Внедрение новой модели теплоснабжения является добровольным для населенных пунктов. Оно происходит на основе совместного заявления органов местного самоуправления и ЕТО, в зоне деятельности которой или которых находится 50 % и более мощности генерации тепла. Эта заявка проходит одобрение регионального парламента и губернатора, затем направляется в Минэнерго, проходит согласование Минстроя и Федеральной антимонопольной службы, после чего может быть утверждена правительством».

Нигде в разъяснениях напрямую не сказано, что добровольность должна закрепляться решением публичных слушаний, однако другие ФЗ, а также принципы местного самоуправления определяют, что такие темы относятся к вопросам ведения органов местного самоуправления, а те, в свою очередь, состоят не только из чиновников. По логике министерства, решать вопрос о переходе в ценовую зону нужно было вместе с населением Тольятти, заручившись его согласием.

Не читали, но осуждают

Однако в Тольятти ни о каком согласии между администрацией и населением по этому вопросу говорить не приходится. В декабре прошлого года на слушания по изменениям действующей схемы пришло, по разным оценкам, больше тысячи человек, зал дворца спорта «Волгарь» был полон, и люди проголосовали против предложенной схемы. Между тем, решение Тольятти ждут, в статье замминистра сказано, что Тольятти уже в 2020 году ожидается в числе городов, решивших перейти на новую схему.

Нужно ли это самим энергетикам – непонятно. В информационном поле они заняли отстраненную позицию, хотя о необходимости информировать население в разъяснениях также сказано. «На сегодняшний момент у Минэнерго есть понимание низкой просвещенности как органов власти, так и населения о новой модели рынка тепла, – пишет Маневич. – Со стороны единых теплоснабжающих организаций, заинтересованных в переходе на новую модель рынка тепловой энергии, есть запрос на упрощение порядка отнесения поселения к ценовой зоне теплоснабжения».

Низкая просвещенность конкретно тольяттинцев, явившихся под двери администрации, была очевидна по содержанию дискуссий в соцсетях. В частности, было ясно, что люди путаются в основных понятиях предлагаемого проекта. Некоторые думают, что альтернативная котельная – это техническое сооружение и т.п. Смело можно утверждать, что никто из обиженных и оскорбленных новой схемой не смог бы объяснить, что именно в предлагаемом проекте его не устраивает. Люди выступали за все хорошее, против всего плохого.

Схема теплоснабжения г.о. Тольятти до 2038 года – это технический документ из 19 глав, и нет никаких сомнений, что большинство участников их не читало. При этом люди уверены, что принятие этой схемы их разорит, так как вырастет тариф на тепло. Откуда взялись такие мысли? Их транслируют спикеры КПРФ, до предела упрощая смысл нововведений. Администрация города связь между новой схемой и ростом тарифа отрицает и упорно движется в сторону перехода.

В ноябре этого года публичные слушания по схеме снова закончились скандалом. В назначенный день несколько сот человек пришло к зданию администрации Центрального района, чтобы принять участие в публичных слушаниях, но их попросту не пустили внутрь, позже объясняя это в соцсетях сложной эпидемиологической обстановкой и соответствующим форматом собрания, в том числе трансляцией онлайн и сбором письменных предложений.

Пошли по пунктам

В ответ фракция КПРФ Тольяттинской городской думы (ТГД), депутаты которой и организовали интерес общественности к теме, подготовила обращение на имя губернатора Самарской области Дмитрия Азарова с требованием отменить предложенную схему и отправить в отставку главу города Сергея Анташева. Как сообщает депутат ТГД Максим Гусейнов, обращение подписали не менее 3 тысяч человек. Для этих целей партия даже организовала пункты сбора подписей.

Это был не лучший способ объяснить народу, что к чему, но другие участники вопроса и, в частности, сами энергетики не сделали и этого. Причин, по которым они отказались вести разъяснительную работу в СМИ, они объяснять не стали, твердя при этом, что тарифы не они устанавливают и связи со схемой в этом деле нет. Источники издания считают, что замалчивание проблемы может быть связано с тем, что переход накладывает на единую теплоснабжающую организацию обязательства по обновлению теплосетей.

– По всей видимости, администрация – пока единственная структура, которая заинтересована больше всех в принятии новой схемы. Не только потому, что этого требуют сверху, но и по причине состояния теплосетей города, – считает один из заинтересованных в теме собеседников «Панорамы Тольятти». – Только вот объяснить это людям толком они не смогли. Сама по себе реформа имеет смысл, но будут ли энергетики инвестировать? Или, как «ВоКС», добьются своего и забудут про ремонт сетей.

Вот что заявил на слушаниях за закрытыми дверями представитель АО «ТЕВИС» Михаил Горшков: «По мнению АО «ТЕВИС», проект схемы в представленном виде не подлежит утверждению по основаниям, изложенным ранее в замечаниях, представленных в адрес администрации, а также в связи с тем, что 18.11.2020 утверждена корректировка инвестиционной программы АО «ТЕВИС» (приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.11.2020 № 224). Данная инвестиционная программа не нашла отражения в проекте «Схема теплоснабжения городского округа Тольятти на период до 2038 года».

Несмотря на все спорные моменты, схема, судя по всему, ляжет на стол губернатора. Возможно, ее уже опередили письма от тольяттинских депутатов. Набирает обороты и информационная кампания в соцсетях. Люди накручены и уже не хотят слушать никакие рациональные доводы. Если это добровольный переход на новую рыночную модель, на котором настаивало министерство, то выглядит он оригинально. И первую скрипку в нем все равно играют совершенно не те структуры. Если, конечно, КПРФ не исполняет тайных желаний самих энергетиков сорвать реформу.

Ирина Смирнова, «Панорама Тольятти», декабрь 2020 г.

Справка

Анализ ценовых последствий, проведенный Минэнерго в 2017 году, на примере 512 муниципальных образований показал, что для 35,8 % населения тарифы на тепло могут быть заморожены, для 33,7 % их рост может составить 2–4 %, еще для 15,5 % рост тарифов оценивался в 4–6 %, а в оставшихся 15 % муниципальных образований рост тарифов оценивается в более чем 6 % в год от базового уровня тарифа.

Источник

Последние новости