В начале февраля 2018 года в Сочи прошел финал первого всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России».
Заявки на участие в конкурсе подали 200 тысяч человек, из которых до финала дошли сто лучших. Среди них оказалось три представителя Самарской области. Один из победителей – 28-летний предприниматель из Тольятти Илья Пылаев – вошел в ТОП-20 конкурса.
С какими вызовами сталкивается российский бизнес, в чем нуждается экономика Автограда и что позволит региону сохранить талантливых управленцев – обо всем этом и многом другом Илья Пылаев рассказал в интервью «ВК».
– Вы родом из Тольятти, но высшее образование получали в Москве. Почему?
– Моя семья была тесно связана с Волжский автозаводом: дед работал на прессовом производстве, бабушка возглавляла отдел автоматизации и программ. Думаю, именно от них мне передалась любовь к серьезным промышленным предприятиям. Поэтому, закончив физико-математический лицей, я поступил в МГТУ им. Баумана на факультет «Инженерный бизнес и менеджмент», который окончил с красным дипломом. Я понимал, что сам хочу стать промышленником и работать на производстве.
После окончания университета я переехал в Самару и устроился в АО «Росскат» – завод по производству кабеля и медной катанки. Крупное предприятие с полутора тысячами сотрудников и миллиардными оборотами. Там я занимался различными проектами: от проката кабеля до организации систем закупок металла. Ушел из компании в 25 лет, будучи заместителем директора всей группы. Мне просто стало тяжело в большой структуре. Работа превратилась в постоянный бег с препятствиями, когда 50 % времени и эмоций тратится на разборки, конфликты, разгребание чужих проблем. Тогда я и решил открыть собственное дело.
– Каким был ваш первый бизнес?
– В 2014 году мне захотелось отдохнуть от кабеля и резко поменять профиль. Это было время, когда в отношении России были введены продуктовые санкции. Было понятно, что нужно уходить в пищевую промышленность: либо заниматься разведением крупного рогатого скота, либо вкладываться в переработку молока, либо делать что-то еще. Проблема в том, что стартового капитала у меня практически не было, а КРС и «молочка» требует больших денег. Поэтому я выбрал рыбу. Так появилась компания «Добрый осетр». Мы поездили по стране, подобрали оборудование, закупили малька и приступили к разведению осетра, сома и стерляди. Всё это происходило с участием нашего знаменитого рыбовода, заведующего лабораторией популяционной экологии института экологии Волжского бассейна РАН Игоря Евланова. С его помощью открылась рыбная ферма в Тольятти, потом в Альметьевске. Сейчас мы строим комплекс на 1000 тонн в Кукморе.
– Ваш основной бизнес-проект – компания «ТПК-Менеджмент». Когда появилось это предприятие, какие услуги оно оказывает?
– «ТПК-менеджмент» создавалась параллельно с осетровым бизнесом в 2015 году. В Москве находится головной офис компании, в Тольятти – служба финансового директора. Мы работаем с промышленными предприятиями, оказываем услуги по аудиту, консалтингу, управлению продажами. Задачи ставят разные – вплоть до возрождения остановленного производства, как это было на заводе «Кавказкабель» в Кабардино-Балкарии. Тогда предприятие запустилось и вышло на объем, которого оно не достигало прежде. Не могу сказать, что это сумасшедший профессионализм, просто мы старались работать в команде! Производство, технология, финансы, учет – в каждом блоке еженедельно ставили четкие задачи и добивались их исполнения. Мы приезжали к потенциальным клиентам, поставщикам, говорили, что хотим поднять предприятие, сделать его одним из лучших в стране. В итоге люди «зажигались» и начинали сотрудничать с нами.
– Прежде чем организовать бизнес в Москве, вы столкнулись с выбором: жить и работать в родном регионе или перебраться в столицу. Насколько сложным для вас он был?
– Этот вопрос встал передо мной еще за два года до выпуска. Уже тогда я принял решение, что, скорее всего, буду жить в Москве. Я понял, что в Тольятти, к сожалению, не смогу реализовать себя полностью. Я очень люблю этот город и часто сюда приезжаю. Здесь мои родители, друзья, Волга, мой бизнес. Здесь я живу совершенно другой жизнью. Но я четко понимаю, что, как многим региональным городам, Тольятти не хватает скорости.
– Какой вы видите ситуацию в Тольятти? Есть ли в нем возможности для развития здорового и перспективного бизнеса?
– Ситуация в Тольятти – это сложный и болезненный вопрос. С промышленных предприятий освобождается масса сотрудников. Чтобы они могли найти работу, нужен средний высокотехнологичный бизнес, которого довольно мало. Зато большая концентрация ресторанов и торговых центров. Они почти всегда пустые и каждый год меняют вывески. Проблема в том, что у людей, которые эти рестораны открывают, нет условий и компетенции для создания других видов бизнеса.
Нужно, развивать у предпринимателей технические знания, чтобы они хотели открывать более сложный бизнес, имели все необходимые для этого компетенции.
– Тольятти – это кузнеца инженерных кадров. Неужели здесь не хватает умных, технически подкованных людей?
– Одно дело – быть профессиональным инженером, другое – организовать новое производство. Да, у Тольятти огромный научный потенциал, но Силиконовой долины здесь не возникает. Может быть, нам пора ковать другие кадры – управленческие?
– Вы профессионально консультируете крупные промышленные предприятия. Как вы видите дальнейшее развитие ПАО «АВТОВАЗ»?
– Подвижки на предприятии, однозначно, есть. В частности, отлично обновился модельный ряд. Сейчас, как мне кажется, заводу необходимо завоевывать иностранный рынок. Важно наращивать объем выпуска и настойчиво продавать за рубеж. Даже если эти продажи будут по себестоимости. В СССР, где автомобильного рынка практически не было, дела у завода шли хорошо. Но в современной России предприятию тесно – ему составляют конкуренцию европейские, китайские, японские производители. Поэтому нужно идти на развивающиеся рынки – в Африку, Латинскую Америку, Индию, где идет постоянный рост экономики и при этом очень низкий уровень жизни.
Кроме того, нужно разнообразить подходы к продукции. Сейчас вся линейка АВТОВАЗА состоит из бюджетных автомобилей. От этого нужно уходить. К примеру, Hyundai выпустил на рынок люксовую марку Equus, на которую тут же выстроились очереди. Это позволило улучшить продажи других моделей и в целом изменить отношение к производителю. К этому же должны стремиться и мы.
Главная проблема АВТОВАЗА – это имидж. Предприятие качественно изменилось, делает хорошие машины, а про него продолжают рассказывать анекдоты. Нужно переломить это отношение, тогда пойдет рост.
– Несколько слов о конкурсе «Лидеры России». Для чего нужен проект? Существует ли проблема закрытости государственных и бизнес-структур, в которые талантливые молодые управленцы зачастую не могут попасть?
– Безусловно, такая проблема существует. Еще на полуфинале глава региона Дмитрий Азаров рассказывал, как устроена система кадрового резерва, когда заместитель начальника стоит в резерве на должность начальника. Чтобы ситуация менялась, и был организован этот конкурс. Это реальный социальный лифт для талантливых молодых людей. Безусловно, конкурс – это не биржа труда. Но сами наставники говорили, что готовы присмотреться к финалистам и, возможно, пригласить их на работу. И речь не только о госслужбе. На конкурсе я встретил много управленцев из крупных корпораций – Ростлекома, Газпромнефти. Это начальники региональных управлений, директора проектов. Они работают в своих городах, но вышестоящее руководство их просто не замечает. При этом они – патриоты своей компании и хотели бы добиться в ней глобальных изменений. Вот этот конкурс и позволяет им заявить о себе.
Лично я участвовал, чтобы проверить себя, посмотреть на собственные возможности под другим углом. Мне реально хотелось бы заниматься более масштабными проектами, развивать свой бизнес и попробовать новые направления. Зарабатывание денег – это не самоцель. Вдохновляет вызов, возможность вырасти над собой.
– Выступая на полуфинале конкурса, врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров призвал полуфиналистов остаться здесь и приносить пользу своему региону. Какие меры нужно предпринять, чтобы избежать утечки талантливых кадров?
– Лично я верю в Самарско-Тольяттинскую агломерацию. Думаю, мы могли бы создать в регионе мощные центры, где будет и туризм, и промышленность, и банковская сфера. Нужно развить инфраструктуру, внутри которой будут расти новые производства, крепнуть университеты, появляться школы и детские сады. Если города области станут успешными, оттуда не просто перестанут уезжать, наоборот туда начнут приезжать.
Газета «Волжская коммуна»
Читайте также
Последние новости