В нашем городе мало кто верил в то, что мост через Волгу Тольятти – Климовка когда-нибудь начнут реально строить.
Напомним, о нем говорили несколько губернаторов подряд, начиная еще с Константина Титова, вспоминая тему обычно перед очередными выборами, отчего его так и прозвали – «предвыборный мост». Однако, к большому удивлению скептиков, объект пусть и не с первого раза, но спроектировали, и с января 2020 года на месте появилась строительная техника. И эпидемия коронавируса не остановила строительство. Реализация проекта находится под личным контролем главы региона. Непосредственно мост будет находиться буквально в трех-четырех километрах западнее села Подстепки на самом узком месте Волги, где до другого берега всего 3,7 км.
Партизанскими тропами
Корреспондент «Площадь СВОБОДЫ» решил своими глазами посмотреть, как идет возведение долгожданного объекта. Просека для дороги к будущему мосту уже вырублена в Ягодинском лесу. Она начинается от дороги Подстепки – Ягодное. Здесь же, в поле, возведен строительный городок, где, видимо, проживает большая часть рабочих. Сейчас на объекте работает более семи сотен мостостроителей.
Въезды в городок и к просеке перекрыты шлагбаумами с блокпостами. Просто так сюда не попасть: охрана требует пропуск или разрешение из Москвы. По берегу к строящемуся мосту тоже не пройти – есть огороженные территории, включая СНТ и предприятие «Автоград-водоканал». Поэтому единственный способ прокрасться к месту стройки – тайными тропами через лес. Как выяснилось, через чащу пролегает целая сеть дорог, и практически любая из них приводит в конце концов к строящейся трассе и будущему мосту.
Размах вырубленной под дорогу просеки поражает – ее ширина около сотни метров, естественно, деревьев порублено немало. Края просеки все еще усеяны сотнями пней, а посередине развернулись работы с грунтом. На месте уже вовсю трудится строительная техника – бульдозеры и экскаваторы, работа не прекращается и в выходные. Рельеф грунта, ранее находившегося в лесу, очень неровный, поэтому для дороги делают насыпь. Ближе к берегу она достигает высоты 3-4-этажного дома. Тут и там стоят предупреждающие таблички о проложенном под землей силовом кабеле, электрощитовые и какие-то другие будки. Основные работы идут у берега. Сделана квадратная насыпь, выходящая прямо в Волгу примерно на 50 метров. Очевидно, что здесь и будет основание моста. На сегодняшний день работают экскаваторы, краны. Из насыпи торчат несколько вертикальных опор из металла, на которых трудятся сварщики.
Навстречу друг другу
Когда стоишь на берегу и смотришь на противоположный, он кажется совсем рядом – рукой подать. Отлично просматриваются село Климовка, его видно как на ладони, и аналогичная стройка на другом конце будущего моста. Сегодня работы ведутся одновременно на обоих берегах Волги. Как на днях дорожили мостостроители на совещании с участием губернатора, со стороны Климовки готовы два свайных основания под опоры моста, еще одно – на нашем берегу. Всего на мосту их будет 25. Испытания нагрузками проходят и сваи в центре русла Волги. Это один из самых важных этапов строительства, так как от него будет зависеть надежность всей конструкции. Также специалисты проводят испытания несущей способности грунта на проектную и максимальную нагрузки. Всего забито в грунт порядка четырех десятков свай.
Пока береговая линия в районе моста представляет из себя стену постепенно обваливающихся в воду крутых обрывов. Здесь и там в воде видны останки деревьев, которые раньше росли на берегу. Он явно требует укрепления. Хочется надеяться, что проект эти работы предусматривает.
Для моста строится своя обводная дорога, которая пройдет по Ставропольскому району севернее Обводного шоссе Тольятти с выходом на трассу М5. На другом берегу Волги дорога проляжет от села Климовка через Шигоны к Сызрани, где также соединится с трассой М5. Почти 100 километров новых автомобильных дорог, которые будут включать в себя 37 искусственных сооружений и 3 транспортные развязки. На карте дорога с мостом образует своего рода «коромысло» для объезда плотины Жигулевской ГЭС и, соответственно, разгрузки этого участка. Что и говорить, этот вопрос назрел давно. По предварительным прогнозам, за сутки через этот новый участок международного транспортного коридора будет проходить минимум 60 тысяч машин.
Наш – особенный
Климовский мост нередко сравнивают с Крымским мостом. Каждый по-своему уникальный. Наш – особенный, и не только потому, что на его возведение потребуется более 50 тысяч тонн металлоконструкций, а длина каждого мостового пролета превышает сто метров, главная особенность – глубина Волги в месте возведения Климовского моста составляет 36 метров, что в три раза глубже, чем при строительстве Крымского моста.
Предполагается, что строительство волжского моста займет четыре года. Здесь, наверное, самое время вспомнить о транспортной эстакаде на М5 рядом с Тольятти, которую обещали завершить за три года, а строят уже шестой. Надеемся, что подрядчик ПАО «Мостотрест» (г. Москва), а это та же компания, которая строила Крымский мост, не подкачает и в этот раз – и объект сдадут вовремя.
Лес обещали восстановить
Как рассказал «Площади СВОБОДЫ» глава Ставропольского лесничества Анатолий Подгорнов, в районе строящегося моста вырублено ориентировочно 45-49 га леса. Естественно, это несет определенные экологические последствия для Ставропольского района. Поэтому сметой по строительству предусмотрено компенсационное озеленение. Застройщик должен будет высадить лес на такой же площади. В Ягодинском лесу соответствующих площадей нет, поэтому высадка леса запланирована в районе села Мусорка.
Цифра
43 млрд рублей составляет стоимость моста Тольятти – Климовка, а с учетом дорог протяженностью 90 км весь проект обойдется ориентировочно в 140 млрд рублей, что сопоставимо с бюджетом Самарской области (184 млрд рублей в 2020 году). Мост возводит ПАО «Мостотрест» (Москва).
Евгений Халилов, газета «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»
Читайте также
Последние новости