Следующая новость
Предыдущая новость

Как снимали фильм: Свой среди чужих, чужой среди своих

Фильм 1974 года «Свой среди чужих, чужой среди своих» рассказывает о крепкой мужской дружбе.

Эта кинокартина, если можно так выразиться, настоящий неподдельный гимн большевикам. Непревзойденный сюжет, великолепное музыкальное сопровождение, талантливая актерская и режиссерская работа – это все позволило киноленте стать национальным достоянием и стоять в одном ряду с лучшими советскими фильмами.

На мой взгляд, кинокартина «Свой среди чужих, чужой среди своих» в очередной раз доказывает, что главное в кинематографе всё-таки талант, а не опыт. Это первый и, пожалуй, самый лучший и эмоциональный фильм режиссера Никиты Михалкова. Следующие работы именитого режиссера, несомненно, очень сильные и не менее талантливые, но кинокартина «Свой среди чужих, чужой среди своих» настоящий бриллиант советского кинематографа.

Возможно, со временем начинает давить груз резко возросшей популярности, а бесчисленное множество наград за создание настоящих шедевров может немного притупить истинный талант, и вместо «конфетки» порой выходит что-то сильно посредственное.

Молодой Никита Михалков запросил фирменную цветную пленку «Кодак» для своего фильма и даже получил около пяти с половиной километров пленки, которой хватило только на половину фильма. И несмотря на возникшее затруднение, молодой режиссер не стал унывать и принял неординарное решение. Вторая половина кинокартины была отснята на дешевую черно-белую пленку. Эти черно-белые фрагменты придают какую-то непередаваемо стильную изюминку фильму. Особенно экспрессивным получился эпизод празднования окончания гражданской войны, когда друзья неподдельно радуются, а карета «прошлого времени» летит под откос.

Часть фильма снимали на Кавказе, к съемкам было привлечено немалое количество местных жителей. И во время работы над кинокартиной произошло несколько примечательных событий, о которых хотелось бы упомянуть.

Вся съемочная группа жила на турбазе, и в один из дней разгорелся конфликт с местными жителями. Произошла драка «стенка на стенку». Но приехавшие из столицы кинематографисты в честном бою доказали, что они настоящие мужики. После этого местные зауважали приезжих и охотно стали записываться на съемки в массовых сценах.

В планах профессиональных каскадеров был трюк, в рамках которого необходимо было совершить нападение и ограбление поезда. Рассчитывали скорость поезда, скорость всадников, придумывали страховку, чтобы запрыгивающие на полном скаку бандиты случайно не сваливались бы с вагона. Вся эта подготовка происходила невероятно долго.

Набранные в массовку местные парни, которые должны были сыграть бандитов, все это время были рядом и внимательно слушали. В какой-то момент один из парней массовки вскакивает в седло, галопом догоняет идущий мимо обычный поезд, на полном ходу запрыгивает на него, а затем с высоты прыгает в седло и как ни в чем не бывало подъезжает к обалдевшим от увиденного каскадерам. Было ясно, съемки нападения на поезд пройдут не так, как планировалось.

Когда пригласили местных участвовать в конной массовке для захвата поезда, чтобы изображать банду бывшего есаула царской армии Брылова, которого сыграл сам Никита Михалков, многие абсолютно серьезно спрашивали, какое оружие приносить на съемки.

В этом фильме по-настоящему раскрылся замечательный актер Юрий Богатырев, сыгравший Егора Шилова. Можете ли Вы представить, посмотрев данную кинокартину, что это, можно сказать, первая серьезная роль Богатырева? Во время съемок картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» он в первый раз сел в седло и в первый раз дрался.

Бессчётное количество дублей было отснято, когда Богатырев должен был по сценарию «от души» ударить Александра Кайдановского, сыгравшего бывшего белогвардейского ротмистра Лемке.

— Я не могу просто так ударить Александра – взмолился Юра.

— При чем тут ты?! При чем тут он? Встречаются белогвардеец и большевик-чекист. Вот только это должно тебя интересовать! – кричал на актера режиссер.

И даже сегодня, по прошествии нескольких десятков лет фильм смотрится на одном дыхании. Естественно, кому-то такая откровенная подача тех событий не нравится, кому-то не нравится новаторская разбивка на отдельные сюжеты, в каждом из которых свой отдельный герой и своя правда. В любом случае фильм не оставит никого равнодушным.

Так получилось, что родившиеся в семидесятые или в восьмидесятые годы довольно часто видели этот фильм в детстве, поскольку его очень часто показывали по телевизору, что не совсем свойственно советскому ТВ.

А объясняется это очень просто. Была сделана копия фильма для телевиденья с субтитрами, и в какой-то момент было принято решение, что для людей с ограниченными возможностями по второй программе днем необходимо показывать фильмы с субтитрами, а фильмов таких было мало. Вот поэтому школьники практически наизусть знали сюжет и даже фразы фильма.

— Куда ты лезешь, Ваняев?

— Я… опять вы за свое, я Ванюкин!

— Ваняев!

В этом фильме каждый актер на своем месте, нет проходных, даже маленьких ролей. Как же гениально играет наш Александр Калягин роль контуженого начальника железнодорожной станции Ванюкина. Актер своей игрой невероятно точно передает образ этого маленького и трусливого человечишки. И Егор Шилов за несколько секунд понимает его характер, понимает, что он никуда не убежит из-за своей трусости, а пойдет и расскажет товарищам Егора всю правду!

Особенно запоминающимся было появление в фильме Константина Райкина, сыгравшего роль татарина Каюма. Ему удалось получить из своей роли максимум энергии. Райкин ни на минуту не засомневался, когда ему сказали, что по роли он должен быть абсолютно лысым. Его побрили налысо, и, когда он выступал в театре, ему приходилось носить специальный парик.

Эпизод, когда Каюм хочет столкнуть в горную реку Егора, но падает сам, а после чего за ним прыгает Шилов, был снят без дублеров. В фильме это все выглядит так просто и непринужденно!

Только представьте: температура в реке +3 градуса, высота, с которой прыгают актеры, 12 метров, а глубина речки всего два метра. Это весьма опасно прыгать с 12 метров в водоем такой глубины, но правильно замерить ее глубину из-за сверхсильного течения не получилось, и поэтому актерам пришлось рисковать.

Река подхватила героев с такой скоростью, что никто не успел даже глазом моргнуть, как они исчезли. Только сила и мощь Богатырева помогли им добраться до берега. Они получили многочисленные синяки и порезы о камни, но, самое главное, обошлось без серьезных травм.

В Гражданской войне никогда нет победителей – это главный вывод, который нужно навсегда запомнить. В фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» мы видим офицера Лемке, которого бесподобно сыграл Александр Кайдановский. Он воевал против большевиков в армии Капелля. В фильме он уже просто налетчик, охотник за золотом. Он понимает всю бессмысленность ситуации в борьбе с победившими красными, однако ему хочется спасти уже не свою жизнь, а свою честь и душу. Мы можем наблюдать слезы настоящего боевого офицера, когда он видит встречу настоящих друзей в финале фильма.

Александр Кайдановский не случайно получил роль офицера, который чувствует себя уверенно в седле. Он был призван в 1973 году в армию и попал служить в конный полк при Мосфильме… Съемки фильма проходили так раскрепощённо и весло, что однажды Кайдановский подрался на съемках с режиссером, и поскольку он служил в армии – попал на гауптвахту. После выхода фильма он стал популярным и часто играл офицеров в наших фильмах.

В фильме есть небольшой фрагмент, который называется «сон атамана Брылова». В этом фрагменте в первый и в последний раз появляется жена Никиты Михалкова – Татьяна Соловьева. Кстати, свадьба режиссера и модели прошла во время съемок фильма в сельском ЗАГСе. Когда молодые зашли в небольшой деревянный дом, выскочила мышка, от вида которой Татьяна запрыгнула на стул, на котором и простояла всю церемонию бракосочетания.

Вторая свадьба была чуть позже. Женихом был друг Никиты Михалкова, художник Александр Адабашьян, невеста – художница Екатерина Шадрина, которая играла подругу чекистов в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Музыку к фильму написал Эдуард Артемьев. Он практически всегда сочинял мелодии к фильмам Михалкова. Режиссер и композитор встретились в московском Доме Кино. Михалков буквально на пальцах показывал, какая должна быть музыка, чтобы от этой мелодии веяло молодостью, приятными воспоминаниями, дружбой и всем, чем может дорожить человек. И когда Эдуард сел за рояль и начал играть, получилась просто изумительная мелодия. Кто-то ее называет самой узнаваемой музыкальной композицией советского кино, а кто-то, что это лучшая мелодия нашего кинематографа!

Читайте Как снимали фильм «Самая обаятельная и привлекательная»

Источник

Последние новости