Песенка о том, что «от сессии до сессии живут студенты весело», похоже, безнадежно устарела
О том, как принять на себя студенческую «шинель» и справиться со стрессами во время учебы в вузе, наш разговор с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры «Теоретическая и прикладная психология» Тольяттинского госуниверситета Валерией Пантелеевой.
Вольница
— Не будешь ходить в людные места во время эпидемии гриппа, не поймаешь инфекцию. Не пройдешь сессию, не поймаешь стресс?
— Ну, конечно, сессия — это всегда оценка, а любая оценка — это стресс. Он может быть меньшим или большим. Я помню, для меня самой стрессовой была первая сессия. Потому что я просто не знала требований университета и не могла оценить своих способностей уже не на фоне школьников, а на фоне студентов, таких же, как я. Тут еще надо сказать, что стрессом может стать не только сессия, но и вообще само обучение в высшем учебном заведении.
— Как же так, Валерия? Поступил в университет, и вроде бы счастье привалило?
— Первый — адаптационный — период традиционно рассматривается как время, которое может стать стрессом. И одной из причин тут является сама сложившаяся система образования.
— Слишком резкая вилка между классом и курсом?
— Да, школьная и вузовская системы различаются. И скорее нужно говорить о неготовности школьника к тому, что вуз — это совсем другое существование. Иной стиль жизнедеятельности. В школе твой день был полностью расписан, и все было очень регламентировано. В вузе все окажется иначе.
Современная система обучения в вузе построена по принципу 30 на 70. То есть тридцать процентов аудиторной работы, семьдесят — самостоятельной. Может оказаться, что учебные пары будут даже не каждый день. Появляются свободные дни. И если вчерашний школьник привык, что его загружали извне, то он первое время просто не знает, что с новой полной свободой делать. У него создается впечатление, что учеба в вузе — полная вольница. Он может гулять в «Парк Хаусе», ходить в кино.
Кризис
— Новая свобода пока воспринимается как посыл к чему-то точно хорошему. Как минимум эмоционально. Но потом…
— А потом наступает сессия.
— И с ней стрессы? Валерия, давайте тогда разберемся, что такое стресс вообще и стресс на фоне вузовской жизни?
— А я бы вообще ушла от понимания стресса и рассматривала бы весь студенческий период как кризисный.
— Интересно. Сколько же у нас есть всяких признанных кризисов: кризис седьмого года брака, кризис среднего возраста, кризис…
— Что такое кризис? Когда человек себя плохо чувствует, когда у него жизненная перспектива четко не обозначена, когда впереди непонятно что. Он не знает, куда ему идти и как туда идти. Если человек знает, куда ему идти, он, как правило, испытывает положительный стресс.
— Положительный стресс — все равно стресс? Есть моменты, которые тоже вредят здоровью, усложняют состояние человека?
— В любом случае, гормональные изменения при этом в некоторой степени сходны. Но если негативные стрессы отравляют «продуктами распада», то этот стресс мобилизует и даже вдохновляет.
Не отвлечься на переживания
— Сам по себе студенческий период — переходный. В психологии профессионального самоопределения есть такое понятие, как ведущая деятельность. Это то, что обеспечивает и проявляет развитие личности. Ведущая деятельность школьника — учебная, во взрослой жизни — профессиональная. В студенчестве учебно-профессиональная. И везде при этом будет разная мотивация, разная система ценностей, разные настройки.
В студенческой период возможны два вида кризиса. Первый — в период адаптации, когда человек пришел изучать какую-то профессию. Он думает: «Сейчас я буду лечить людей или, допустим, синтезировать интересные химические соединения». А вместо этого ему начинают давать теорию, в которой все научные понятия абстрактны. Эти первые дисциплины, как правило, не имеют прямого отношения к выбранной специальности. И человеку становится сомнительно, туда ли он попал. Он задается важными вопросами: когда же будет интересно, когда я буду профессионалом.
— Как быть?
— Вот это сложное состояние можно преодолеть, если студент включается в научную работу с младших курсов. Работает в какой-то исследовательской группе, ведет научное исследование реферативного типа, пишет курсовую работу по профилю или же просто решается на то, чтобы заказать курсовую в Москве с гарантиями и решить таким образом этот вопрос. Не для того, чтобы просто отписаться, а чтобы действительно изучить тот вопрос, которому он хотел бы себя посвятить в будущем.
— То есть так он отчасти приближает себя к мечте, которая привела его в вуз?
— Да. И тут как раз, если он находит себе научного руководителя и начинает с ним работать в интересующей его сфере, у него разрешается этот кризис. Главный момент на начальных курсах — «не улететь». Не отвлечься на переживания, не потерять интерес к учебе.
К работе
— А кризис номер два?
— Второй кризисный период — у выпускников. Им нужно переходить на следующий вид деятельности. Надо искать работу, начинать работать. А они боятся этого, испытывают неопределенность, могут быть не готовы к этому. Если они писали курсовые лишь бы сдать, у них и связей никаких нет. Потому что во время той работы ты выходишь на реальные предприятия, на реальных людей. Возникают связи, устанавливаются отношения, ты как-то себя показываешь. А если ты этого не делал, то получается, что ты в шоке, потому что ты вновь не знаешь, что делать. И тогда ты можешь подумать: «Да ладно, я еще в магистратуре останусь, продлю свое детство».
Человек со старших классов школы должен видеть свою жизненную перспективу и понимать, что ему для этого нужно. Готового специалиста нигде, ни в одной стране мира не выпускают. Ни в Японии, ни в Америке. В Японии, например, учатся для того, чтобы наладить профессиональные связи, а потом с этими связями карьеру сделать. Это даже одна из их традиций.
Пожизненно учиться
— Выпускник вуза выходит на рынок труда вначале как разведчик?
— По крайней мере, еще студентом он должен зайти на какой-нибудь работный сайт и там зарегистрироваться. И посмотреть, какие есть вакансии, которые хорошо оплачиваются, и чем они отличаются от тех вакансий, которые обещают мало. Там будут перечислены компетенции, которыми нужно овладеть во время учебы в институте. А если эти компетенции не дадут в разжеванном виде, нужно прийти к ним самостоятельно. Рынок труда — и это мировая тенденция — сейчас очень неустойчивый, и профессии устаревают очень быстро, и спрос на них меняется. Пожизненный наем есть только в Японии. Но не факт, что пожизненный наем на работу — это хорошо. Потому что, по слухам, министр труда Японии умер от… переутомления на рабочем месте.
— Как же мы от Японии далеки…
— В наше время в любой стране не один раз выбирают профессию. Надо быть готовыми к тому, что придется пожизненно учиться и перепрофилироваться.
Социальный приют?
— Валерия, получается, что между кризисом начала студенческой жизни и кризисом финала в вузе очень уж маленькая прослойка. Студент должен быть счастлив хотя бы на третьем курсе?
— Да, когда он наконец понял: ура, так вот оно — то самое, за чем я сюда пришел!
— В этом смысле среда играет роль? Например, как ему повезло или не повезло с группой?
— Да. Бывают группы сильные, а бывают болотистые. Ну никакие. Придешь туда, и работать трудно. Не раскачаешь, ничего им не нужно. Что греха таить, сейчас нередко начальная ступень высшего образования — это, грубо говоря, — социальный приют.
— Вот как?
— Бывает, что дети закончили школу, работать их пока не возьмут, им рано, они просто ходят в институт, как ходили в школу, и отсиживают там пары. Косички заплетают, в телефончиках сидят. Зато если группа сильная и в ней люди ориентированы на профессию, там точно есть драйв. Там преподаватель заряжается от студентов, а студенты — от преподавателя. Они интересуются, привносят новое.
Пилюля от стресса
— Валерия, так есть лекарство от кризиса?
— Самоопределение — вот главное лекарство. Если человек знает, что хочет, то он это преодолеет. Да, есть сложности с каким- то предметом, не строятся отношения с преподавателем. Но человек, который знает, зачем он пришел в вуз, воспринимает это не как проблему, а как задачу. Есть такая формула — « я это делаю для того, чтобы». Чтобы приблизиться к своей мечте. Чтобы стать тем, кем я хочу.
Человек со старших классов школы должен видеть свою жизненную перспективу и понимать, что ему для этого нужно.
Что такое кризис? Когда человек себя плохо чувствует, когда у него жизненная перспектива четко не обозначена, когда впереди непонятно что. Он не знает, куда ему идти и как туда идти. Если человек знает, куда ему идти, он, как правило, испытывает положительный стресс.
Читайте также
Последние новости