На минувшей неделе Тольяттинская городская дума утвердила в первом чтении проект бюджета города на следующий плановый период 2018-2020 годов. Документу осталось пройти согласительную комиссию и второе чтение, но основные его параметры вряд ли изменятся.
Практика принятия местного бюджета показывает, что ко второму чтению он обычно претерпевает в общей массе незначительные изменения, как правило, касающиеся самых острых социальных вопросов. Традиционно депутаты радеют за благоустройство на округах и оплату проделанных работ из муниципальной казны, лоббируют и другие интересы своих территорий. В последние годы ТГД активно анализировала и проблемы доходной части бюджета. Однако существенно переломить ситуацию не удалось.
Если убрать из казны средства вышестоящих бюджетов и учесть долговую нагрузку, картина может показаться апокалиптической. Оцените сами: в 2018 году мы планируем получить от налогов и других источников 6,2 млрд руб. При этом из вышестоящих бюджетов средства указаны пока только в размере 516 млн руб. Для сравнения: в 2017 году их размер составлял 6,4 млрд руб. За счет этого и доходная часть казны в 2017 году увеличилась до 12,6 млрд руб. То есть почти на 6 миллиардов рублей сверх того, что зарабатываем сами.
Напомним: не так давно тольяттинские депутаты всех уровней собирались, чтобы составить заявку на получение аналогичных средств из вышестоящих бюджетов, но в проекте бюджета о гарантиях получения этих средств ничего не сказано. Как поясняют источники «Панорамы Тольятти» в ТГД, это не стоит расценивать как отсутствие перспектив пополнения казны таким способом.
Тем не менее в пояснительной записке к проекту бюджета, подписанной главой города Сергеем Анташевым, черным по белому написано: «Общий объем расходов на 2018 год запланирован в объеме 6 975 252 тыс. руб., в том числе из средств вышестоящих бюджетов – 342 219 тыс. руб. На 2019 год – 6 705 518 тыс. руб., на 2020 год – 6 849 455 тыс. руб». Опять выходит, что администрация не планирует тратить больше, чем муниципалитет зарабатывает – средств вышестоящих бюджетов в расходной части нет. И если мы действительно в этом году будем жить по таким параметрам, то нас ждет очень грустная картина.
Кстати, дефицит казны в 2018 году составит 235 млн руб. Однако дело не в этом, в городе были времена и большего объема дефицита: в прошлом году его размер составлял 777,9 млн руб., в 2016-м – 783,7 млн руб. Но уж лучше дефицит в полмиллиарда, чем отсутствие в бюджете 6 миллиардов дополнительных средств. Между тем, принимая бюджет в первом чтении, депутаты тоже не сказали на эту тему ни слова. Возможно, такое занижение прогноза по доходам делается формально, подразумевая ранее упомянутые договоренности. Тогда об этом стоило сказать публично.
Однако есть и еще одна проблема, которая была и остается неразрешенной. Официально она звучит следующим образом: «Объем муниципального долга по состоянию на 1 января 2019 года составит 6 129 508 тыс. руб., в том числе объем обязательств по муниципальным гарантиям – 8 400 тыс. руб. Указанная величина муниципального долга составляет 98,5 % от доходов бюджета без учета безвозмездных перечислений».
Далее экономисты администрации прогнозируют, что и в течение планового периода ситуация не улучшится. В 2020 году прогноз по долгу – 99,7%, в 2021 – 98,9%. Другими словами, перспектив выбраться из тотальных долгов у города в официальных документах не просматривается. Переводя всё это на бытовой язык, как это любил делать бывший мэр Сергей Андреев, при котором эти долги и достигли уровня почти 100%, ситуация такая же, как в семье, когда все заработанные средства ее члены должны отдать банкам.
Здесь можно было бы анализировать структуру доходов бюджета и искать возможности оптимизации, но этим уже вовсю занимаются депутаты. Мы лишь отметим в очередной раз, что налог на доходы физических лиц по-прежнему составляет более половины из всех доходов – 3,2 млрд руб.. И число плательщиков этого налога в городе активно снижается. Другие источники доходов бюджета в принципе не способны компенсировать растущие долги, как их не администрируй.
Таким образом, мы получаем две загадки бюджета следующего планового периода: как зарабатывать вдвое больше и расплатиться с долгами, если число работников и их доходы снижаются? Куда из проекта бюджета исчезли миллиарды, которые мы получали сверху несколько лет подряд
Ирина Смирнова, Газета «Панорама Тольятти» 13.11.2017
Оригинал статьи опубликован в информационно-политическом рекламном еженедельнике Панорама Самарской области Тольятти
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 – 00664 от 13.02.2014
Читайте также
Последние новости