Следующая новость
Предыдущая новость

Кавказская пленница: Что не вошло в фильм или как снимали приключения Шурика

Фильм «Кавказская пленница» должен был начинаться с довольно забавной сцены, которая была отснята, но в итоговою версию картины так и не попала. Сотрудник милиции проходит вдоль недавно установленного забора в тот самый момент, когда Вицин с непередаваемым выражением лица бывалого художника рисует букву «Х». Моментом позже, к Трусу подходит Юрий Никулин, который немного задумчиво смотрит на одинокую букву на заборе, берет уголь у Вицина и рисует рядом букву «У».

И тут взгляды Балбеса и блюстителя законов встречаются. Милиционер ускоряет шаг и направляется прямиком к новоявленным художникам. Но Никулин не теряется и второпях завершает начатое. А уже через пару мгновений на заборе начинает красоваться надпись «Художественный фильм». Этот фрагмент был безоговорочно запрещен художественным советом, который принимал новую комедию Леонида Гайдая.

На этом интересные факты об этой замечательной картине не заканчиваются. Некоторые внимательные зрители могли заметить, что фамилия главного отрицательного героя СААХОВ написана на бумаге и наклеена на табличку с должностью. Самое интересное, что первоначальная табличка, но уже с фамилией ОХОХОВ была сделана под заказ для фильма. Но фамилию пришлось менять, поскольку один из руководителей Министерства культуры СССР носил эту выдуманную для фильма фамилию. А еще один из членов Совета министров имел похожую фамилию АХОХОВ.

И даже после смены нашлись «однофамильцы». На Мосфильме появился обиженный сотрудник с фамилией СААКОВ. И чтобы не тратить время и деньги на пересъемку материала, Никулин позвонил напрямую руководителю Минкульта СССР Фурцевой. Екатерина Фурцева, выслушав эти невероятные приключения с фамилией заведующего Райкомхозом из фильма, приказала: «Не менять ничего, продолжить съемки!»

Однако, самым большим разочарованием для советских зрителей было то, что они не смогли увидеть продолжение (2-ю серию) фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». По задумке режиссера после не очень понятного окончания первой части все герои встречаются чуть позже в этом же месте. Шурик снова приезжает на Кавказ, но уже в качестве участника научной экспедиции по поиску «снежного человека», о котором не умолкает вся советская пресса.

Шурик снова встречается с Ниной, и их чувства разжигаются с еще большей силой во время поиска неуловимого мифического существа. В конце второй части Нина и Шурик, пройдя через череду невероятно веселых и смешных приключений, должны были разоблачить наших старых знакомых: Труса, Балбеса и Бывалого. Это именно они взбудоражили весь СССР, выдавая себя за «снежного человека», появление которого привлекло в этот край тысячи туристов.

Не только сцены и фамилии были подвергнуты цензуре, но и наши любимые песни из фильма. Например, «Песня о медведях»:

Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи (Первоначально было: чешут медведи спины)
О земную ось.

Приемной комиссии не понравилось слов «чешут». Кто-то даже заметил: «Медведи блохастые что ли?» Пришлось переписывать текст и перепевать песню.

Комедия могла бы называться просто «Кавказская пленница», поскольку изначально на главную роль корреспондента, который охотился за обычаями рекомендовали взять Виталия Соломина или Андрея Миронова. Однако Гайдай убедил художественный совет снять в главной роли Александра Демьяненко, и название фильма стало таким, каким мы привыкли его видеть: «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Это был отличный ход с точки зрения продвижения фильма в массы, поскольку советским зрителям очень нравились комедии с этим немного нелепым студентом.

А вот найти актрису, которая без колебаний предстанет перед зрителями в 1966 году в купальнике было сложно. Гайдаю в этом вопросе помог Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Он пригласил на пробы гимнастку Наталью Варлей из цирка, для которой выступление в купальнике было нормальным.

С похищением Нины (кстати, главная героиня получила имя в честь супруги Гайдая) было много сложностей. Варианты сценариев с похищением «комсомолки и просто красавицы» в Минкульте просто-напросто заворачивали и запрещали, мотивируя это тем, что показанная схема может «понравиться» и войти в советскую жизнь… После долгих и мучительных изменений было согласованно «легкое похищение», которое и вошло в окончательную версию фильма.

Для того, чтобы фильм был более весёлым и динамичным, Гайдай принял достаточно неординарное решение. Он закупил пять ящиков шампанского. Всем артистам и коллективу съёмочной группы пообещал выдавать по две бутылки напитка за каждую придуманную сценку или смешную реплику при условии, что она ему понравится и будет снята. Неизвестно что больше подействовало на Юрия Никулина, Евгения Моргунова и Георгия Вицина: шампанское или желание победить друг друга. В итоге Вицин получил 20 бутылок (оставил себе одну, остальные раздал съёмочной группе, поскольку не любил шампанское), Моргунов за 9 удачных идей получил 18 бутылок, а Юрий Никулин получил аж два ящика шампанского.

Стоит отметить, что идея Георгия Вицина с визгом биться в конвульсиях между Бывалым и Балбесом была одной из лучших и была оценена в целых четыре бутылки. Вицину после выхода фильма еще очень долго вспоминали этот эпизод.

Победителями этого конкурса во время съемок были такие знаменитые фразы и моменты фильма, как «Чей туфля??? Мой», «Шляпу сними», и качающийся огромный ветеринарный шприц в нижней части спины Бывалого.

За лето 1966 года фильм был полностью снят. Съёмочная группа в начале осени прибыла в Москву, где предстояла работа по монтажу и озвучке отснятого материала. Этот процесс занял почти всю осень.

В конце ноября 1966 года фильм был смонтирован и продемонстрирован художественному совету. Сразу после просмотра комиссия практически единогласно решила фильм запретить для показа. Фрагмент, где заведующий районным коммунальным хозяйством похищает комсомолку, чтобы женить ее на себе, назвали антисоветским! А песни в фильме вообще назвали просто пошлыми.

Был выделен месяц для перемонтировки, и в конце 1966 года приемная комиссия снова посмотрела фильм. И снова нашли насмешку над советским судом, а товарищ Саахов вообще был намеком на Сталина. Фильм был повторно запрещен.

Проставьте себе, каким было расстройство Леонида Гайдая, артистов и всей съёмочной группы, которые потратили почти год на создание фильма.

И вдруг буквально спустя несколько дней после второго разгромного запрета, фильм выпускают на все экраны Советского Союза. Да не просто выпускают, делают максимальное количество копий, выдают максимальную рейтинговую оценку, что дает возможность показывать фильм в лучшее вечернее время, выходные и делать несколько сеансов в день.

Оказалось, что Леонид Ильич Брежнев попросил прислать ему для просмотра совсем новую комедию, и ему привезли «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика». Брежнев был в полном в восторге, он смеялся весь фильм до слез.

Ему очень понравилась фраза в ответ на замечания Вицина «Вы даёте нереальные планы!», на что Никулин с гримасой выдает «Это как его… волюнтаризм!», а хозяин дома замечает: «В моём доме не выражаться!» А ведь Никиту Хрущева сняли как раз за обвинение в волюнтаризме, и это слово тогда считалось политическим ругательством.

Так, благодаря случаю и чувству юмора Брежнева замечательную советскую комедию увидели только в 1967 году почти 77 миллионов зрителей. И этот фильм входит в золотой фонд нашего кинематографа. Это комедия, которую хочется смотреть снова и снова.

Источник

Последние новости