Создается впечатление, что, несмотря на наступившую осень, пить горожане меньше не стали. Во всяком случае, в приближенных к моему дому разливайках по-прежнему многолюдно (особенно по выходным). Причем некоторые из таких заведений расположены прямо в многоэтажках, так что вместе с посетителями «веселиться» приходится и тем, кто имеет несчастье там проживать. В общем, решили мы, что рано еще делать зимнюю паузу в нашей рубрике «Алкобизнес», и отправились инспектировать очередную улицу Автозаводского района, подсчитывая количество пивнушек.
На этот раз мы выбрали улицу 70-летия Октября (ее протяженность – немногим менее трех километров), справедливо рассудив, что месяц для этого вполне подходящий, да и кварталы, вдоль которых эта улица пролегает, достаточно густо населены. Конечно, название ей давали в честь революции, однако, если судить по количеству питейных заведений, можно подумать, что это дань уважения знаменитому на весь мир Октоберфесту.
Мы насчитали там 71 торговую точку, в которой можно купить алкоголь, правда, в это число включены все сетевые продуктовые магазины, а также кафе и рестораны, которых на маршруте увидели аж одиннадцать. А еще говорят, что в городе праздника нет. Пей да закусывай…
Вглубь кварталов не заходили, учитывая лишь те торговые точки, которые видны с идущего вдоль проезжей части тротуара. Кроме того, в наш список попали те из них, что на пересечении с улицами Тополиной и Автостроителей, так что юридически не все могут быть приписаны к инспектируемой, хотя сути это не меняет.
Кстати, удалось пообщаться с женщиной, представившейся Тамарой Михайловной. Живет одна то ли в шестом доме по улице 70-летия Октября, то ли в восьмом, и каждый день ей приходится наблюдать, как мужское население 20 квартала шляется по пивнушкам.
– Перед выборами к нам во двор депутаты приезжали себя расхваливать, а я им прямо сказала, что киоски «Роспечати» закрывают, зато пивнушки как грибы растут, – сказала пенсионерка. – Нижнее белье купить – и то негде. Приходится ездить за три остановки.
Возле наших домов созданы условия только для того, чтобы выпить и закусить. Народ так и делает. На днях смотрю: мужик выходит из магазина, а в руках полный пакет баклажек пивных. Не удержалась и крикнула ему вслед: «Не упейся!»
– Много пьют? – спрашиваю.
– Очень. А потом еще орут под окнами и по подъездам ходят нужду справлять. Правильно молодежь говорит – уезжать надо из этого города. Никаких перспектив, кроме как спиться…У меня внучка недавно показывает на один из павильонов по продаже алкоголя и спрашивает: «Бабушка, а это что, дом для бомжей?» Я удивляюсь и прошу объяснить, почему она так решила, а в ответ слышу: «Потому что оттуда дяди какие-то странные выходят, в грязных куртках, рваных штанах и пьяные…»
Улица проходит вдоль шести кварталов. Больше всего точек мы насчитали в шестнадцатом – 18, следом за которым расположились двадцатый – 17, пятнадцатый – 11, семнадцатый и девятнадцатый – по 10, а меньше всего в восемнадцатом – 5.
Кто-то предпочитает покупать алкоголь в супермаркетах с разноцветными фасадами, другие – в облезлых павильонах возле остановок, ну а третьим милее всего магазинчики разливного пива, где не только отовариться можно, но и посидеть за столиком, посмотреть телевизор и поговорить за жизнь с другими любителями пенного.
Кстати, не так давно зашли с приятелем в одно из таких заведений (правда, на другой улице), чтобы «обмыть» удачно купленные на зиму пять мешков картошки. Взяли по пластмассовому стаканчику с напитком и по рыбке, а потом решили сыграть в нарды, которые владельцы пивнушек покупают для привлечения посетителей. Только расставили фишки, как за соседним столиком оживился подвыпивший мужчина.
– Ну чё, может, я на победителя, а? – спросил он.
– Нет, – отвечаю. – Мы уж тут как-нибудь сами.
– Да ладно, давайте по полтиннику за партию…
Получивший вторичный отказ незваный собеседник минут через пятнадцать уже похрапывал, уткнувшись носом в деревянный стол. Приятель даже пожалел, что не сыграл с ним на деньги, хотя я его предупредил, что вот как раз такие и являются самыми опасными соперниками.
Самое удивительное, что собутыльники уснувшего не обращали на него никакого внимания, не пытались будить, а лишь тыкали пальцами в пульт от висевшего под потолком телевизора, пытаясь отыскать там какой-то футбол.
После двух стаканчиков решили покинуть заведение, отметив неприятный запах в пивнушке, грязный туалет, а также обратив внимание, что большинство посетителей друг с другом знакомы, то есть, видимо, бывают там регулярно, и не только по выходным.
В целом атмосфера не располагала к длительным посиделкам, да и сам напиток явно не соответствовал красочным названиям – «баварское», «пражское» и тому подобное.
Кстати, в интернете мы нашли огромное количество объявлений о продаже мини-пивоварен, цены на которые начинаются от 50 тысяч рублей (это для домашнего пользования) и заканчиваются 2-3 миллионами. Недешево, конечно, однако теоретически любой желающий дилетант, имеющий начальный капитал, способен стать пивоваром, а посетители таких вот забегаловок будут пробовать это пойло, продаваемое под красивыми заграничными названиями.
Однако вернемся к нашей прогулке по улице 70-летия Октября. Точек по продаже разливного пива набралось 30, причем натыканы они достаточно кучно возле остановок или торговых центров. Если разделить длину улицы на количество таких павильончиков, то получится, что через каждые сто метров можно купить баклажку или стаканчик разливного.
Кстати, на других улицах Нового города, где мы побывали за последний год, ситуация примерно такая же, как по общему количеству алкомаркетов, так и по концентрации разливаек. А иначе и быть не может, к сожалению, ведь, согласно законодательству, от 50 до 100 процентов (в зависимости от крепости напитка) прибыли, получаемой от акцизов на алкоголь, остается в региональном бюджете. То есть развивать этот бизнес выгодно, несмотря на многочисленные жалобы местных жителей по поводу того, что народ спивается. Плюс в истории нашего города уже был случай, когда один из заместителей мэра имел прямое отношение к пивному бизнесу.
В заключение обратим внимание на еще одну проблему, актуальную не только для улицы 70-летия Октября. Торговых павильонов (фруктовых, хлебных, пивных, цветочных) становится все больше, причем устанавливают их зачастую не на асфальт, а на траву, лишая жителей окрестных домов части зеленой территории. Конечно, можно на подобное закрывать глаза (подумаешь, каких-то пять метров), однако тенденция нехорошая. Коммерсантам ведь если волю дать, то они все вокруг заставят, и придется вместо цветов нюхать дым, выходящий из трубы киоска, где из чего-то готовят шаурму.
Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 42 (1221) 19.10.18
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362
Читайте также
Последние новости