Наша страна и наш город переживают непростые времена. Ежедневно мы ощущаем нестабильность экономической ситуации и рост недоверия к властям. Число экономических преступлений растет, и мы не чувствуем себя защищенными. Схемы обмана доверчивых граждан становятся разнообразнее и изощрённее. Мошенники – убедительнее, настойчивее, агрессивнее. По статистике, около двух миллионов рублей ежедневно перетекает из карманов доверчивых граждан на счета мошенников.
Следуя тенденциям времени, редакция «Тольяттинского навигатора» продолжает серию публикаций о мошенничестве в электронной сфере. В прошлом номере мы рассказывали про шантаж, основой которого является манипулирование страхом жертвы за свою репутацию. Сегодня поговорим о распространённом мошенничестве с телефоном и банковской картой.
Сценарий №1. «Прямо сейчас с вашего счёта снимают деньги!!!»
Манипуляции с банковской картой, пожалуй, самый распространенный и самый разнообразный вид мошенничества. Мошенники выступают в очень разных амплуа. Они играют роль жертвы, совершившей ошибку («случайный» перевод денег не на свой номер), сотрудников банков, командированных военнослужащих, сотрудников радио и телевидения, владельцев комиссионных магазинов и владельцев редких товаров, продаваемых по низкой цене, и так далее. Жулики спекулируют на различных эмоциях и страстях жертвы: на страхе, на жалости, на желании получить легкие деньги. Иногда – на всём этом одновременно.
Одна из вариаций мошеннической схемы, где используются телефон и карта банка, а мошенники играют на страхе жертвы потерять деньги, выглядит следующим образом.
Мошенник звонит жертве, обращаясь по имени. Имя жертвы берётся из баз данных дискаунтеров, торговых сетей или с сайтов, где вместе с номером телефона сама жертва указала своё имя или даже имя-отчество. Лично у меня на страничке указано не настоящее имя, а псевдоним – «Элеонора», поэтому, когда мнимые сотрудники банка называют меня Элеонорой, я сразу понимаю, что имею дело с мошенниками.
Далее мошенник представляется сотрудником банка и сообщает, что прямо сейчас с «вашей карты осуществляется перевод денежных средств неким гражданином Сусловым» (гражданин, конечно же, полностью вымышленное лицо). Но «сотрудник банка» называет полностью фамилию, имя, отчество «гражданина-мошенника Суслова», а заодно и регион его, проживания, например Московская область. В этот момент для реального мошенника очень важно ввести свою жертву в состояние паники, для того чтобы принимаемые решения были поспешными и необдуманными.
Затем псевдосотрудник банка предлагает остановить этот беспредел и внести запрет на снимание денег с карточки «мошенником Сусловым», поэтому задает ряд вопросов приблизительно такого содержания: «Есть ли доступ к карте у кого-нибудь кроме вас?», «Осуществлялись ли платежи с карты с каких-нибудь не очень официальных площадок или через переход по ссылкам?», «Знает ли кто-нибудь еще пароль карты?», «Оставляли ли вы карту на время вне поля зрения?»… Цель мошенника – выведать номер карты, её код и путем запутывания и запугивания жертвы выведать последующие коды операций по движению денежных средств. Словом, путём ловких манипуляций, сыпля банковской терминологией, играя на страхе жертвы за свои сбережения и неопытностью в манипуляциях с собственной картой, мошенники добиваются своего. Жертва сама, того не ведая, либо сообщает преступникам данные банковской карты, либо сама переводит денежные средства на счёт мошенника. Основной категорией обманутых оказываются люди предпенсионного и пенсионного возраста.
Как убедиться в том, что вас обманывают и никто в момент звонка «заботливого сотрудника банка» не снимает деньги с вашей карты? Одна моя хорошая знакомая, отвечая на вопросы такого «сотрудника банка», назвала номер вымышленной карты, потом и остальные требуемые сведения, которые, конечно, тоже придумала. Когда мошенник понял, что сам стал жертвой обмана, то из профессионального и вежливого сотрудника банка в одночасье превратился в бесцеремонного уголовника, обложил девушку отборным матом и бросил трубку.
Сценарий № 2. У вас замечательная комната, и я её снимаю без просмотра, потому что мне подходит адрес
В этой схеме обмана мошенник ищет и находит свою жертву на сайтах спроса и предложения товаров или услуг. Например, жертва что-то сдает или продает на известном сайте. Мошенник выдаёт себя за покупателя: звонит жертве и говорит, что согласен купить товар жертвы или снять прямо сейчас её недвижимость, а дальше происходит увод денег с банковского счёта…
В следующем примере речь пойдет о молодой пенсионерке по имени Марина (имя изменено. – Прим. ред.). Она сдавала комнату на улице Фрунзе за семь тысяч рублей в месяц, о чём разместила объявление на интернет сайте. Однажды воскресным вечером пенсионерке позвонила «женщина-военнослужащая» Изольда якобы из Калининграда. Изольда сообщила, что согласна (вот удача!) прямо сейчас снять комнату Марины без осмотра, так как на днях она приезжает в Тольятти в длительную командировку, а комнату ей все равно оплачивает воинская часть. И якобы для того, чтобы забронировать комнату, «военнослужащая командировочная» «прямо сейчас» вносит предоплату – семь тысяч рублей. Для этой операции, конечно же, нужна была банковская карта Марины. Изольда поинтересовалась, есть ли у Марины карта банка, Марина ответила утвердительно. «Командировочная» предложила владелице комнаты немедленно перевести деньги и убедила пенсионерку сообщить номер карты и её реквизиты. Что Марина и сделала, радуясь тому, что не нужно ехать и показывать комнату. Обрадованная хозяйка комнаты продиктовала «командировочной» реквизиты банковской карты, так мошенница поняла, что Марина является простофилей и можно идти ва-банк.
Изольда перевела хозяйке комнаты деньги, но не семь тысяч, а пятнадцать! Увидев эти деньги, Марина и обрадовалась, и испугалась одновременно. «Денег слишком много!» — подумала она, и тут же раздался звонок от «военнослужащей». Тревожным голосом Изольда сообщила, что ошиблась и перевела Марине не только деньги за аренду комнаты, но и детское пособие, которое якобы хранилось на счету «командировочной». Изольда попросила переслать ей назад «ошибочно перечисленные» восемь тысяч. Взволнованная Марина тут же заверила «военнослужащую», что готова вернуть детские деньги в любой момент, только не знает, как это сделать в воскресенье вечером, когда отделения банка не работают. Изольда сказала, что сию минуту обратится в банк для того, чтобы узнать, каким образом можно будет вернуть деньги. Изольда позвонила через пять минут и сообщила Марине: чтобы вернуть детские деньги, нужно дойти до банкомата банка, а потом с ней свяжется «сотрудник банка» и даст четкие инструкции как вернуть деньги.
Здесь необходимо сделать важное отступление. Денег на этой карте у Марины почти не было, поэтому она не опасалась за исход операции. Но в банке у неё был открыт пенсионный вклад, на который целый год приходила пенсия, и женщина её не снимала, так как копила на плановую операцию по здоровью. Марина была уверена, что про этот вклад никто не может знать, так как к карте он не привязан. О том, что, создав личный кабинет в банк-онлайн, можно манипулировать всеми вкладами и картами этого человека, пенсионерка не знала. Чем, собственно, и воспользовался опытный мошенник. Создав личный онлайн-кабинет Марины в банке (руками самой Марины), мошенник-«работник банка» увидел абсолютно все её счета. А далее дело техники: уверенные интонации и полная неискушённость жертвы по части безнала позволили мошенникам разыграть свою партию как по нотам. Марина, сама того не зная, но четко следуя инструкциям псевдосотрудника банка, сообщила мошенникам код доступа в банк-онлайн, который ей показал банкомат. Незнание особенностей работы интернет-банкинга, правильное советское воспитание и необъяснимый страх за «чужие деньги» сделали своё дело. Через пять минут мошенники сняли со счёта Марины все деньги, и несчастная пенсионерка осталась без средств на лечение.
…Дальше были бесконечные походы в полицию, обращения к высокопоставленным чиновникам, в службу безопасности банка, дело тянулось больше года. Но никто никого не искал, а если и искал, то не нашел. Пенсия, накопленная за год, ушла мошенникам с концами. Да и личности мошенников даже не были установлены, несмотря на то что номер телефона оператора сотовой связи, с которого звонили, чтобы обобрать жертву, в правоохранительных органах имелся.
Как мы уже рассказывали читателям, если человек хоть однажды стал жертвой обмана мошенников, они его не отпустят. Теперь Марине практически каждую неделю приходит фейерверк сообщений, что она «выиграла» большие денежные суммы в розыгрышах, лотереях, конкурсах и подобное. Но напуганная пенсионерка теперь боится даже бонусную карту в магазинах оформлять, потому что при этом необходимо сообщить персональные данные и номер телефона.
Как защитить себя от мошенников в данной ситуации? Важное правило – никакие решения в данном случае не стоит принимать поспешно. Предложите «арендаторам-покупателям»-мошенникам дать вам на размышление несколько часов. Если сразу же после этого «сотрудник банка» или «покупатель-арендатор» начнёт вас ЧЕМ УГОДНО ЗАПУГИВАТЬ, знайте: перед вами мошенник! Задача жулика – вынудить вас совершить любое действие, но именно ПРЯМО СЕЙЧАС – сообщить номер карты, пойти к банкомату, назвать номер договора с банком и так далее. Вас будут шантажировать, приводить огромное количество аргументов – стойте на своём. Скажите: перезвоните завтра, мне нужно подумать. А затем посоветуйтесь с родственниками, соседями, коллегами по работе. Умеете пользоваться Интернетом, посмотрите, есть ли в Сети описания случаев, подобных вашему. И самое главное – «остудите» голову, посмотрите на ситуацию со стороны и поймите: любое действие с деньгами на счету в банке лучше производить В ОТДЕЛЕНИИ БАНКА. Там все мнимые сотрудники службы безопасности и консультанты испарятся как дым.
Ульяна Грамова, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор»
Читайте также
Последние новости