Следующая новость
Предыдущая новость

Левитан: Интересные факты, неизвестные широкой публике

10.08.2020 12:06

Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения.

Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. И только Исаак Левитан (30 августа 1860 — 4 августа 1900) — великий гений русского пейзажа XIX века, открыл для современников скромную красоту русской природы.

Словно в насмешку над всеми националистами, тайна русской природы открылась бедному еврейскому юноше, на котором до конца жизни стояло клеймо его происхождения. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. И за 20 лет своего творчества он создал и сделал для России столько, сколько не удалось сделать всем ее прежним пейзажистам, вместе взятым.

Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России — у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран

Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант» зайдем в интернет, полистаем альбомы по живописи, чуть ближе познакомимся с работами художника, посмотрим документальный фильм «Иссак Левитан и Софья Кувшинникова» из цикла «Больше чем любовь», узнаем чуть больше о нем самом.

Итак.

Типичная биография русского художника

Что мы знаем о художнике? Энциклопедии дают довольно сухие сведения.

Родился Исаак Левитан в еврейской семье в Литве. Его отец — Илья Абрамович Левитан преподавал иностранные языки в школе. Специальное образование Исаак получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.

Рано лишившись родителей, молодой человек испытывал большие материальные трудности, часто оставаясь без жилья и пропитания. Только с середины 1880-х годов его материальное положение улучшилось, но результатом лишений юности стала болезнь сердца.

В конце 1880-х годов. Левитан ездил для лечения в Крым, привезя оттуда около шестидесяти пейзажей. Многолетней мечтой художника стало путешествие по Волге. Мечта осуществилась: около трех лет Левитан писал волжские пейзажи.

В 1891 году он вступил в Товарищество Передвижников, в 1898 году стал академиком. Выставлялся на выставках «Мир искусства», участвовал в Парижских выставках, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. И постоянно писал многочисленные лирические пейзажи России — Подмосковья, Поволжья, Крыма.

Работы русских пейзажистов того времени больше походили на копии итальянских и французcких картин, в которых прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка. Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине.

Из-за закона, не позволяющего евреям постоянно жить в Москве, художник неоднократно подвергался высылке. Левитана дважды высылали за черту оседлости. Первый раз — когда он еще учился. Второй раз — когда уже был известным на всю Россию живописцем. Только вмешательство друзей, их постоянные просьбы и обращения к властям, позволяли Левитану вернуться.

Большую роль в жизни художника сыграла семья богатых купцов Морозовых. В 1889 году Мария Морозова предоставила Левитану помещение в своем имении. Остальное взял на себя ее сын Сергей Морозов. Левитан провел здесь самые плодотворные годы своей жизни, создав свои лучшие произведения. Здесь же бывали его многочисленные друзья-художники.

В 1900 году Левитан умер в этом доме от тяжелой сердечной болезни. Провожали Левитана его друзья и ученики — В.А. Серов, А.М. Васнецов, К.А. Коровин, И.С. Остроухов, Н.А. Касаткин, Л.О. Пастернак, К.Ф. Юон и другие.

Сначала художник был погребен на еврейском кладбище, позднее его прах был перенесен на Новодевичье кладбище.

Вот и все. Типичная биография русского художника 19 века. А тем временем в биографии Левитана есть очень интересные и эксклюзивные факты.

Интересные факты, неизвестные широкой публике

Левитан скрывал имя своей матери. По данным некоторых исследований, причина кроется в том, что на самом деле семья, в которой жил Левитан — была приемной.

Пребывая на обучении, у молодого художника не было даже места для ночлега. В таких случаях, после завершения вечерних уроков, он проводил время на последнем этаже здания училища. А после долгой ночи опять мечтал о жизни на природе, которую бесконечно любил.

Когда Исааку было всего 19 лет, он получил своё первое признание, как художник. На одной из выставок, к нему подошёл Третьяков и предложил 100 рублей за работу «Осенний день. Сокольники». Смущённый парень просто не мог отказать.

Уже во время обучения в училище Левитан столкнулся с ярким проявлением шовинизма и национализма. Некоторые преподаватели были возмущены самим фактом того, что художник еврейского происхождения «смеет касаться» русской природы.

Левитан не получил диплом художника из-за Саврасова. Будучи преподавателем художественного училища, Саврасов грешил тем, что, приняв на грудь, весьма нелестно отзывался о творческих способностях своих коллег. На выпускном экзамене «бездарные коллеги» воспользовались возможностью отыграться на любимом ученике Саврасова. Картину Левитана, которой прочили Большую серебряную медаль, экзаменаторы сочли недостойной ничего. В результате из училища Левитан вышел с позорным дипломом учителя чистописания.

В пейзажах Левитана нет людей. Это связано с его религиозными воззрениями. Иудаизм запрещает изображение людей, ибо они непроизвольно воспроизводят образ Всевышнего, который создал их по образу и подобию своему. Именно поэтому, — считают искусствоведы, — силуэт женщины на картине «Осенний день. Сокольники» написан не Левитаном, а Николаем Чеховым.

«Левитанистый» — такое словечко придумал Антон Павлович Чехов, когда увидел картины Левитана. По мнению Чехова, разные картины художника обладали разной степенью «левитанистости».

Женат художник не был. Несмотря на это, судя по его личной любовной переписке, с женщинами он обращался довольно таки ловко. Известно его увлечение женой доктора Дмитрия Кувшинникова — Софьей Петровной, урожденной Сафоновой. С ней Левитан совершил путешествие по Волге.

На Левитана часто находили приступы меланхолии. Он дважды пытался покончить жизнь самоубийством. Один раз к такому шагу художника привел сложившийся вокруг него любовный треугольник. Варенька Туранинова и ее мать, одновременно влюбившиеся в него, оспаривали Левитана друг у друга. Между ними шла глухая борьба, отравившая все последние годы жизни художника.

Левитан подружился с А.П. Чеховым задолго до того, как оба приобрели славу. После посещения усадьбы Горка, где впоследствии Левитан пытался покончить с собой, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка». Несмотря на то, что писатель постарался замаскировать события так, чтобы прототипы героев не угадывались, Левитан все равно узнал себя и здорово обиделся на Чехова.

Кроме того, до конца жизни он не мог простить другу его рассказа «Попрыгунья». Дело в том, что писатель весьма нелестно изобразил в рассказе возлюбленную Левитана, его замужнюю ученицу Софью Кувшинникову (прототип «попрыгуньи»), да и самого Левитана тоже.

«Можете себе представить, — писал кому-то Чехов в 1892 году, — одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи»…, и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика — внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником».

Из-за того, что Чехов осуждал этот роман Левитана, их отношения испортились навсегда.

Художник постоянно жил в нужде и даже вынужден был платить квартирной хозяйке своими пейзажами. Хозяйка надевала пенсне, рассматривала «картинки», чтобы выбрать самую красивую и непрерывно ворчала, почему на лугах, которые рисует Левитан, нет ни коров, ни гусей, ни хотя бы курочек. Самое удивительное, что критики в своих статьях требовали от Левитана того же самого: гусей, коз, кур и возлюбленных под деревом.

За несколько месяцев до своей смерти Исаак Левитан снова впал в меланхолию.

Он сильно болел, и зимой 1899 врачи послали его в Ялту. В Ялте тогда жил и Чехов. Старые друзья встретились отчуждённо. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Сердце его болело уже почти непрерывно.

…Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного друга. Сообщил хорошую новость о том, что с июня в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонируются картины художника. А 3 августа 1900 года Исаак Левитан умер…

В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя работа — «Озеро. Русь» — так и не была закончена…

Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com

Источник

Последние новости