Прежде чем писать о происходящем после выборов противостоянии власти и оппозиции в Республике Беларусь, думаю, следует немного сказать о том, что сейчас представляет собой эта братская нам страна.
В политическом отношении Белоруссия является унитарным демократическим социальным правовым государством. По основным конституционным нормам и принципам политический строй мало чем отличается от российского. Так же, как и в России, там в конституции закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Но реальные рычаги власти находятся в руках президента. Все решения принимаются им. То есть республика является президентской, а власть – авторитарной.
В экономическом же отношении между нашими странами есть существенные различия. Во-первых, земли сельскохозяйственного назначения в Белоруссии находятся в собственности государства. Это конституционная норма. Во-вторых, все крупные и большинство средних предприятий также находятся в государственной собственности.
В-третьих, многие социально значимые цены регулируются законодательством. Кроме того, экономика Белоруссии сильно зависит от помощи России. Прежде всего, за счет более низких цен, по сравнению с мировыми, на нефть и газ, покупаемые Белоруссией у России.
Средняя заработная плата в Белоруссии на четверть ниже российской, по паритету покупательской способности – немного ниже, а в 2018 году была даже выше. Инфляция там несколько выше, например, в 2018 году составила 5,6 процента, а в 2019-м – 4,7. Реальные доходы населения в 2018 году выросли на 7,9 процента, а в 2019-м – на 6 процентов. При этом индексация доходов граждан производится только при росте инфляции более чем на 5 процентов.
Как известно, важным фактором при оценке справедливости и социальной стабильности в любом государстве является уровень дифференциации доходов населения, то есть расслоения населения по доходам. Так вот, в Белоруссии отношение доходов 10 процентов самых богатых к 10 процентам самых бедных примерно в 3 раза ниже, чем в России.
Там самым богатым является бывший в 90-е годы торговец оружием с состоянием немногим больше миллиарда долларов. В России же сейчас, как известно, самым богатым является Владимир Потанин, его состояние – 20 миллиардов.
Важно и то, что богатые белорусы не любят афишировать свое состояние. При этом в соответствии с законодательством декларации доходов там не выставляются на общее обозрение, поскольку действует закон о налоговой тайне. Большинством же самых богатых в Белоруссии являются не предприниматели, а настоящие и бывшие государственные служащие.
Как говорят экономисты, благодаря сильной авторитарной власти, национальные ресурсы в Белоруссии, особенно в 90-е годы, были сконцентрированы на приоритетных направлениях развития, что позволило сохранить экономический потенциал страны, обеспечить социальную и политическую стабильность.
Положительную оценку действиям руководителей Белоруссии дает даже Всемирный банк: «Республика шла по пути постепенных преобразований, который характеризовался ограниченными структурными реформами и умеренными темпами роста частного сектора. В рамках проводимой политики акцент делался на модернизацию государственных предприятий посредством их субсидирования и предоставления льготных кредитов через государственные банки». И в этом, без сомнения, большая заслуга президента Александра Лукашенко.
Однако последние события говорят о том, что с социальной и политической стабильностью в Белоруссии есть серьезные проблемы. Экономисты это связывают, прежде всего, с большим масштабом государственного вмешательства в экономику и незначительностью роли рыночных механизмов, более гибко реагирующих на быстро меняющиеся условия.
По их мнению, устранение этих факторов должно привести к ускорению экономического развития. Однако Александр Лукашенко на такие изменения не решается, так как часть из них на первом этапе могут быть не популярными. То есть мир и жизнь меняются, а в Белоруссии никаких прогрессивных изменений нет.
Мне же представляется, что существование в Белоруссии проблем с социальной и политической стабильностью связано, прежде всего, с авторитарной системой власти, у которой всегда на первом месте стоит стремление к самосохранению. Если это не так, то почему тогда Александр Лукашенко не допускает до выборов тех, кто может составить ему конкуренцию?
То, что не допустили на только что прошедших выборах трех потенциальных его конкурентов, думаю, говорит о том, что Лукашенко не был уверен в своей победе. Видимо, у него имелись соответствующие результаты социологических опросов населения на предмет его поддержки. Такие опросы власть всегда проводит.
Если результаты опросов были для Лукашенко положительными, то нет смысла кого-то не допускать. Видимо, результаты были неутешительными, и тогда несогласие протестующих с результатами выборов является обоснованным. То есть недопуск до выборов потенциальных соперников Александра Лукашенко произошел, скорее всего, по причине низкого уровня его народной поддержки либо был серьезной ошибкой.
Другой его серьезной ошибкой было жесткое подавление протестов с применением спецсредств, избиением участников и их многочисленными задержаниями. Ведь протестные акции первоначально были мирными, а утверждение Лукашенко, что применение жестких мер связано с нападением на силовиков, мягко говоря, совсем не подтверждается фактами. Да, отдельные нападения были, но в целях самозащиты при задержаниях.
Ссылка же министра МВД на применение более жестких мер во время американских протестов является несостоятельной, так как там протестующие громили всё на своем пути, а митингующие в Белоруссии не только погромов не устраивали, а даже убирали мусор за собой. По официальным данным, за период противостояния задержаны 6,5 тысячи человек, возбуждено более 90 уголовных дел, пострадали, по разным оценкам, более сотни человек, в том числе и много сотрудников правоохранительных органов. При этом два человека погибли.
Не менее серьезной ошибкой Александра Лукашенко были заявления в адрес протестующих, которых обзывал овцами, людьми с криминальным прошлым и безработными. Кроме того, он подчеркивал, что протестные акции координируются из-за рубежа, а министр МВД утверждал, что их участники получают деньги. Эти заявления для людей стали оскорбительными, так как не соответствовали действительности.
Все эти ошибки Александра Лукашенко и явились причиной расширения протестных акций, которые становились более многочисленными, по территориям и категориям их участников. И когда протесты достигли опасного для власти уровня, массовые задержания их участников прекратились, а задержанных стали освобождать. Особенно повлияло на изменение отношения к акциям вовлечение в них работников многих государственных предприятий. В связи с чем Лукашенко даже обвинил их в предательстве, заявив о ноже в спину.
Основной же причиной происходящего белорусского кризиса является слишком долгое нахождение Александра Лукашенко во власти, с учетом его авторитарного стиля управления.
Как известно, в первый раз он был избран во главу государства в 1994-м, то есть президентом является уже 24 года (с 1999-го по 2001-й обязанности президента исполнял другой человек). Это очень долго. За это время, даже при больших заслугах, народ может просто устать от одного и того же человека.
К тому же, и к заслугам народ привыкает и часто таковыми их уже не считает. А таких, которые не забываются, типа взятие Крыма, у Лукашенко нет. Поэтому, с учетом данного фактора и в интересах страны, ему лет десять назад следовало бы уже уйти. А сейчас и подавно – надо уже не уходить, а убегать.
Все же последняя воскресная протестная акция, только в Минске собравшая 200 тысяч человек, является показателем отношения к нему. Это 10 процентов всех жителей столицы, а многочисленные акции протеста проходят и во всех крупных городах страны. Никогда еще в истории Белоруссии не было таких массовых протестных акций. Если даже Лукашенко и останется, то как он, при таком отношении к нему наиболее активной части общества, будет управлять? Это ведь не овцы!
Впереди у Белоруссии – трудные времена: санкции европейского союза уже практически приняты, а экономическая помощь России в последнее время только сокращается. Восстановление же ее будет связано с потерей Республикой Беларусь суверенитета.
Анатолий Иванов, экс-депутат Госдумы от города Тольятти
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 33 (1313) 21.08.20
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362
Читайте также
Последние новости