Следующая новость
Предыдущая новость

Марина Влади известна у нас как жена Владимира Высоцкого, в Европе же все с точностью до наоборот

05.11.2020 21:05

— Для кого-то 80 лет — как один миг. А для меня — много-много жизней, — признается Влади. — Каждая из них — колоссальная амплитуда счастья и трагедий.

Актриса не лукавит. Этой женщине пришлось пережить невероятное множество потерь и разочарований. Вот лишь некоторые зарисовки из ее удивительной судьбы.

Жизнь первая: как стать актрисой?

Ее настоящее имя — Екатерина-Марина Владимировна Полякова-Байдарова — было совершенно непроизносимым для европейца. Она родилась в семье русских эмигрантов во Франции, в городке Клиши, 10 мая 1938 года. Семья была творческой. Отец, Владимир Владимирович Поляков-Байдаров — исполнитель русских и цыганских романсов. Мать, Милица Евгеньевна Энвальд, — дочь белого генерала, балерина.

В семье было четыре дочери: Ольга, Татьяна, Милица и младшая, Марина. Девочек готовили к артистическому будущему и старались дать прежде

всего те навыки, которые могли пригодиться в этой области: все четыре играли на фортепьяно, пели и посещали занятия в балетном училище. Все они действительно стали актрисами и взяли себе псевдонимы с первой буквой V: первой буквой имени их отца и слова «victore» -«победа» — в надежде, что это принесет им успех. Ольга Варен, Одиль Версуа, Элен Валье и — Марина Влади.

Марина выросла самой красивой. У нее были зеленые глаза, прозрачные, чуть раскосые, которые, по мнению режиссера Андре Мишеля, под светом софитов начинали сиять, «как у дикой кошки или ведьмы». Ее точеное скуластое лицо, фарфоровая кожа натуральной блондинки и грациозное тело балерины сводили с ума французских и итальянских кинематографистов. И зрителей, конечно.

В кино она дебютировала в одиннадцать лет, но первой серьезной ролью стала Анжела в «Днях любви» Джузеппе Де Сантиса: история двух влюбленных из бедных крестьянских семей, которые, не имея денег на свадьбу, имитируют побег, чтобы обвенчаться тайно, ведь в этом случае праздновать не придется.

Этот фильм появился в советском прокате, и наши зрители влюбились в пятнадцатилетнюю Марину Влади.

Жизнь вторая: Колдунья

— Марина не была красавицей. Но было в ней нечто такое, что сражало любого мужчину с первого взгляда, — так вспоминал о юной Влади актер и режиссер Марчелло Мастроянни.

Они познакомились на съемках картины «Черные перья». Марине едва исполнилось 15, Марчелло было уже 27.

— Он преподал мне первые уроки флирта, — кокетливо вспоминает актриса.

Ну а друзья Мастроянни твердили, что тот — опытный к тому времени сердцеед — совершенно потерял голову. Марчелло носил девчонку на руках, ввел в кинотусовку…

И получил взамен разбитое сердце: ветреная барышня-подросток, насладившись вниманием известного партнера, переключилась на другой объект — красавца Марлона Брандо. Марлон оказался сдержаннее Мастроянни.

— Настоящего романа у нас, увы, не получилось, — признавалась Влади.

Впрочем, не в ее тогдашней привычке было переживать из-за мужчин.

А в 1956 году на экраны мира вышла «Колдунья»: вольное изложение «Олеси» Александра Куприна. Действие перенесли во Францию, и прелестная лесная колдунья, на свою беду полюбившая заезжего инженера Лорана, получила имя Инга.

Режиссер Андре Мишель потребовал, чтобы Марина Влади для съемок надевала платье на голое тело: у лесной колдуньи не должно быть нижнего белья, стесняющего движения. В фильме нет ни одной эротической сцены, однако «Колдунья» свела весь мир с ума. Тысячи девочек получили имя Инга. Советские зрители пересматривали фильм без устали, и всякий раз женщины рыдали, когда крестьяне забивали Ингу камнями, а мужчины в очередной раз влюблялись в Марину Влади. Позже у нее еще было много удачных работ, но такого громкого успеха — никогда.

После фильма «Колдунья» к актрисе приклеилось это прозвище: «Девчонка действительно колдунья. Вскружить голову такому количеству мужчин!» — перешептывались в кинотусовке. Не зря. Марина умудрилась влюбить в себя даже знаменитых режиссеров Орсона Уэллса и Жана-Люка Годара: оба предложили ей руку и сердце. Но девушка остановила свой выбор на актере Робере Оссейне.

Жизнь третья: как Марина не стала Анжеликой

Ей было 17, ему — 28. Героиня «Колдуньи» и герой «Анжелик» (Робер Оссейн прославился ролью графа Жоффрея де Пейрака) на протяжении пяти лет брака считались одной из самых красивых пар французского кино. Правда, саму Анжелику актриса играть наотрез отказалась, хотя именно ей первой предложили роль «маркизы ангелов».

Почему отказалась? Говорят, несмотря на страсть, супруги не могли долго находиться друг с другом. Любовь быстро перерастала в скандалы. Родив двух сыновей, Игоря и Петра, Марина и Робер расстались. Причем очень нехорошо: на протяжении многих последующих лет они испытывали друг к другу самую настоящую ненависть.

Жизнь четвертая: «заново умираю»

— Никогда больше не выйду замуж! Никогда!- после развода с «графом» обещала юная максималистка. Но не сдержала обещания. Ее вторым мужем стал летчик-испытатель, владелец авиакомпании в Африке Жан-Клод Бруйе. Говорят, Марина не смогла устоять перед ореолом героической романтики. От Жан-Клода актриса родила еще одного сына — Владимира. А потом пара тихо-мирно рассталась.

К тому времени Влади повзрослела. Ее уже не интересовали мимолетные романы, да и поклонники поднадоели. Потому в конце 1960-х она с радостью приняла приглашение советского режиссера Сергея Юткевича поучаствовать в его фильме.

— Я лечу в Москву. Надеюсь, там смогу отдохнуть от тусовок и кавалеров, — говорила она.

В СССР Влади прибыла вместе с мамой и тремя сыновьями. Актриса рассчитывала пробыть в стране «валенок и медведей» не больше пары месяцев, но встретив Владимира Высоцкого, осталась на целых 12 лет. Об этом ее романе написаны десятки книг. А вот что вспоминает сама актриса:

— Владимир был самой большой страстью моей жизни. Конечно, я любила и других мужчин. Но любовь, страсть — это он. 1 декабря 1971 года я вышла за него замуж. Мы решили, что наш брак позволит ему уехать из СССР. Увы, это оказалось иллюзией, которая быстро сменилась разочарованием. В России Владимир чувствовал себя пленником, а во Франции — человеком ненужным.

Тот брак испепелил меня. С тех пор я не могу слышать Володиных записей. Когда он поет, я еще держусь, но как только начинает разговаривать с публикой, ощущение, будто он здесь, рядом, становится невыносимым. Я не могу. Я каждый раз заново умираю.

Жизнь пятая: все кончено

Смерть Высоцкого надломила ее. В СССР француженку Влади недолюбливали. А на родине у актрисы началась жесточайшая депрессия, Марина даже пыталась покончить с собой.

Ее спас врач-онколог Леон Шварценберг. Много лет он лечил от рака сестру Марины. В 1981 году по просьбе актрисы выхаживал смертельно больного Андрея Тарковского. А потом помог пережить жизненную трагедию и самой Влади. Леон ушел от жены и сына, оставив им дом, и попросил Марину временно его приютить. «Временно» затянулось на 23 года…

Рука об руку эта пара прошла через серьезные испытания. Леону, министру здравоохранения и в то же время убежденному стороннику эвтаназии, устроили травлю, обвинив в убийстве нескольких безнадежно больных людей. Марина отчаянно защищала гражданского мужа в прессе:

— Я живу с этим человеком в одном доме и сплю в одной постели. И могу на крови поклясться, что честнее Леона я не знаю никого!

Злая ирония судьбы: Шварценберг умер от той же болезни, от которой долгие годы лечил людей, — рака. В последние месяцы его жизни Марина, чтобы заглушить боль и страх, начала прикладываться к бутылке. А после похорон заперлась в доме и несколько лет выходила из него раз в неделю: чтобы закупить немножко продуктов и много — алкоголя.

— Мне казалось, что жизнь моя кончена. Дети далеко, родных мужчин не осталось. От полного отчаяния и самоубийства меня спасли мои собаки, за которыми надо было ухаживать. И другая страсть — писательство, — позже признавалась Марина.

Жизнь шестая: не последняя

На ее счету больше двух десятков книг.

— Мир иллюзий оказался значительно спокойнее и добрее мира реального, — говорит Влади.

Но улыбка получается горькой.

— Этой женщине пришлось пережить столько трагедий, что ее сердце превратилось в кусок железа, — как-то написал один известный французский журналист.

Актриса похоронила двоих любимых мужей. Чуть не похоронила сына: Игорь несколько лет назад попал в автокатастрофу и долгое время пролежал в коме. Его дочери — внучки Марины, ехавшие вместе с отцом, — скончались.

— С некоторых пор смерти я не боюсь вообще, — светло улыбаясь, сообщает Влади.

А Франция вспоминает жутковатую историю, когда актриса серьезно опоздала на пресс-конференцию, связанную с выходом ее новой книги. Ворвалась в зал, запыхавшаяся и улыбающаяся, и с порога сообщила:

— Простите за опоздание! У меня сегодня внук умер, потом машину негде было поставить…

Увидев ужас на лицах журналистов, поспешила объясниться:

— Ой, ну вы понимаете, сын с невесткой такую истерику закатили! Пришлось их успокаивать, как маленьких. А ребеночку и недели не было, в родильном доме умер.

Однако несмотря на «железное сердце» и редкостное пренебрежение к смерти, Марина Влади до сих пор твердит одно:

— Самое большое счастье — это жить. Я стольких похоронила: мужей, родителей, сестер, детей — что знаю это наверняка. Мне теперь нужно жить не только за себя, но и за своих покойников.

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com.

Литература:

1. Влади М. Владимир, или Прерванный полет/Марина Влади/Пер. с фр.- М.: «Прогресс», 1989. – (Серия: «Романы Марины Влади»)
2. Липов А. В музее дети спрашивают, от чего умер Владимир Высоцкий/Андрей Липов// Вольный город.- 2013.- 25 января. — Стр. 7, 16.
3. Прокофьева Е. Лучшие истории любви XX века/Елена Прокофьева.- М.: «АСТ», 2011. — (Серия «Кумиры. Истории великой любви»)
4. Прокофьева Е. Мы вместе отныне и во веки веков // Гала — Биография. — 2011.- №5. — Стр. 30- 44.
5. Раззаков Ф. Нерв эпохи: Высоцкий без мифов// Отечественные записки.-2007.-Вып.148.- 24 января.- Стр.2-7.
6. Соболева М. Владимир Высоцкий. Игра со смертью/Марина Соболева//Дарья -биография.- 2017.-№2.- Стр.24-25.
7. Трифонова О. Бедный маленький. Из подворотни/Трифонова О. // STORY.- 2013.-№2.- Стр. 44-58.

Источник

Последние новости