Следующая новость
Предыдущая новость

Мусорная реформа в Тольятти: В реальности изменилась только плата для граждан

12.03.2019 14:05
Мусорная реформа в Тольятти: В реальности изменилась только плата для граждан

Многие представляли реализацию реформы по обращению с ТКО в виде разноцветных контейнеров для раздельного сбора отходов, льгот для тех, кто сортирует мусор. В реальности изменилась только плата… для граждан.

В прошлую среду в городской думе прошёл круглый стол, где обсуждалось, что же принесла жителям города пресловутая «мусорная» реформа за два месяца этого года.

Открыл мероприятие председатель Думы г.о. Тольятти Николай Остудин словами о том, что новая система по обращению с ТКО (твёрдые коммунальные отходы) волнует всех. И это правда. Потому как «мусорная реформа не обошла никого, ни новорожденного младенца, ни столетнюю бабушку – мусорному регоператору должны все. По самым скромным подсчётам, на борьбу с мусором будет направлено 146 млрд рублей в год (146 млн россиян умножим на минимальный годовой сбор 1 тыс. рублей, вот и получаем 146 млрд рублей.) А что на выходе? Для жителей Самарской области всё то же.

Квитанции и офисы

Речь представителя регоператора по обращению с ТКО Алексея Барабанова была тусклой и недолгой. Он озвучил основные вехи реформы, по которой ООО «ЭкоСтройРесурс» приступило с 1 января к своим функциям в качестве регоператора Самарской области по обращению с ТКО. Трудности, мол, возникли только в первые дни года, да и то из-за обилия снега и новогодних праздников. Дескать, взаимодействуем с администрациями муниципалитетов. Направили первые платёжки – получили обратную связь. Открываем, запускаем, решаем. Всё в рабочем процессе.

А то, что многие жители не согласны с расчётами платы за «квадраты», регоператор ничего поделать не может, так как является исполнителем приказов министерства энергетики и ЖКХ Самарской области. Определит профильное ведомство взимать плату по проживающим, будем взимать по проживающим.

Что касается объёмов вывезенного мусора, работаем в соответствии с подписанным с министерством соглашением и согласно ему будем предоставлять информацию, откуда, куда и сколько вывезено согласно территориальной схеме отходов, а министерство при этом будет корректировать нашу работу.

Словом, вялая речь, общие фразы и никакой конкретики. Засим перешли к вопросам.

Ольгу Сотникову, заместителя председателя Думы г.о. Тольятти (фракция КПРФ), интересовало, могут ли жители губернии ознакомиться с соглашением, заключённым между регоператором и министерством энергетики и ЖКХ. Ей ответили, да без проблем, документ вместе с территориальной схемой размещения отходов есть на сайте ведомства. Ну а если этих документов найти не удалось, так это потому, что сайт корректируется министерством.

Другой вопрос заместителя председателя гордумы касался платёжек за обращение с ТКО и санкций со стороны министерства за их несвоевременную отправку. По словам директора ООО «ЭкоСтройресурс» Натальи Ржевской, квитанции на оплату жителям Тольятти и Самары отправлены через почту России в понедельник 25 февраля и со среды уже распространяются по почтовым ящикам жителей Самары и Тольятти. У вас уже есть?

Кроме этого в своё оправдание коммерческий директор Алексей Барабанов добавил, что только 28 декабря регоператор узнал об изменении «правил игры», то есть о том, что Министерство ЖКХ в последний момент изменило порядок начисления платы и вместо подушевого сбора предложило взимать плату с городских жителей по квадратным метрам. «И нам пришлось в кратчайшие сроки переделывать всю работу», – оправдывался представитель регоператора.

Задавали вопросы и относительно открытия офисов в городе. На сегодня в Тольятти работает только один офис по обслуживанию населения на Карбышева, 2 (в Центральном районе). «Если понадобится, откроем ещё», – сообщили представители регоператора.
«Понадобится, – убеждали депутаты. – Как только люди получат квитанции, у них возникнет масса вопросов. И потому офисы нужны в каждом районе в самое ближайшее время. И в Автозаводском, где проживает 450 тыс. человек, и в Комсомольском, микрорайоны которого равноудалены друг от друга».

Хороша маржа

Алексей Блинов, председатель совета дома на Татищева, 2, обозначил насущные вопросы жителей. 4,54 руб. начисляет владельцам квартир регоператор с одного квадратного метра общей площади. До реформы было 2,10-2,30 руб. Вопрос: откуда взята цифра 4,54, если ничего не изменилось в плане обращения с ТКО по Тольятти?

«Я на своем доме промониторил, – сообщил Блинов. – У нас с 7-подъездной девятиэтажки ежегодно вывозится 720 кубометров мусора. Это максимально, чаще контейнеры заполнены наполовину. По приказу министерства нам установили, что с нашего дома вывозится 1200 «кубов». Откуда взяты цифры? Тарифы нам установили 598 руб. за один куб. В месяц с нашего дома вывозится 60 кубов мусора. Это всё элементарно считается, зная объём контейнера. 36 тыс. заплатит перевозчику мусора регоператор. А с жителей соберёт 59 тыс. рублей (4,54 умножить на 13 тыс. метров жилья)! Объясните людям, почему так? Добавьте прозрачности тарифам, нормативам, и тогда мы перестанем считать плату за ТКО очередным побором. А иначе к чему мы придём?!» – требовал старший по дому.

Высшая математика!

Однако прозрачности на круглом столе никто не добавил. Барабанов лишь снова сослался на законы, приказы и порядок предоставления коммунальных услуг, согласно которым регоператор осуществляет свою деятельность по установленным тарифам и нормативам. А вопрос формирования тарифов и нормативов нужно, с его слов, адресовать департаменту ценового и тарифного регулирования. Однако представителей этой структуры на мероприятии не было.

Вообще, что касается тарифов, то вопрос весьма интересный! Вот, смотрите: с жителей собирают плату согласно площади – квадратным метрам, перевозчикам платят за объём – кубометры, а полигонам – за массу, в тоннах. Так сколько же квадратных метров в одном килограмме мусора? На этот вопрос не ответит ни один учёный-математик. Как и на тот, почему для жителей и для перевозчиков учитывается разное количество килограммов в кубометре мусора.

Директор ООО «Эколайн» Андрей Лазуткин сообщил, что для его мусорного полигона в Тимофеевке тариф рассчитывался в кубах. «В каждом кубе заложено по 150 килограммов мусора, – донёс до собравшихся он. – А реально в кубе от 85 до 90 килограммов. Это мы узнали после установки весовой».

Сколько килограммов в кубе для населения, на встрече не прозвучало. Собравшиеся относительно тарифа услышали только то, что говорилось уже не единожды. 70% тарифа новой коммунальной услуги по обращению с ТКО – это транспортировка мусора, 24% – обработка, сортировка, обезвреживание, захоронение мусора. В этих 24% предусматривается 5% на инвестиционную программу. Еще 4% от тарифа – содержание регионального оператора. 1,9% – это пересылка, доставка, оформление почтовых отправлений. И 0,1% – обеспечение банковской гарантии.

За остальными комментариями в части кубических, квадратных метров, тонн и килограммов Ржевская отправила интересующихся к специалистам департамента тарифов. Мол, это экономическая работа отдельного органа.

В чём суть реформы?

По мнению большинства собравшихся, реформа по обращению с ТКО должна начинаться с сортировки мусора. Кто сортирует, тот меньше платит. Но у нас, видимо, пошли другим путём: главное – собрать деньги, а потом как карта ляжет.

По словам представителей регоператора, раздел мусора осуществляется на сортировочных станциях. А для жителей под раздельным сбором мусора понимаются лишь сетчатые контейнеры, установленные по городу на мусорных площадках. Словом, в Тольятти всё то же, что и было до реформы. Только плата больше.

«Вы же понимаете, что реформа делает первые шаги по Самарской области», – убеждала Ржевская собравшихся в проявлении снисхождения к регоператору. Вот только не говорила: подождите, мы заработаем денег и займемся всерьёз реформой. При этом вот что интересно: регоператор, по сути, ни за что не отвечает. Контейнерные площадки, их обустройство и содержание – компетенция муниципалитета, чьи сами контейнеры – тоже большой вопрос. Федеральное законодательство говорит, что перевозчик отвечает за контейнеры, а региональное наделяет этими задачами регоператора. Основными своими обязанностями регоператор назвал сбор, транспортировку, сортировку и захоронение. Но и этой работой регоператор напрямую не занимается. «Сейчас достаточно большое количество рабочих моментов, которые должен выстроить регоператор, чтобы они не давали сбоев, – сообщила Наталья Ржевская. – На первом месте – плата за обращение с ТКО».

– Мы как мусор собирали, так и собираем, туда же везём, то же самое с ним делают, а тариф возрос в два раза, – вторили собравшиеся.

– Реформа создавалась для изменения существующей системы, – директор самарского регоператора пыталась быть убедительной. – На территории области огромное количество мусора, которое не вывозится на полигоны, и утилизация мусора не была организована в должной мере.

– У нас в Тольятти была на должном уровне, – прозвучало из зала.

– Не спорю, – согласилась Ржевская.

– Тогда почему мы должны платить больше?

На этот вопрос директор ООО «ЭкоСтройРесурс» ответила следующим образом. Мол, в Самарской области только Тольятти имеет возможность сортировать все 100% собственных отходов. Из других муниципалитетов мусор везут на сортировку под Самару. Ну а поскольку тарифы утверждались едиными для всего региона, то за логистическое плечо в 70% от тарифа платим и мы с вами. Получается, что на тольяттинцев возложено бремя сортировки, но в этом не мы виноваты, а закон.

Новый налог

Что касается свалок, на территории Самарской области их в настоящий момент более тысячи, говорила Ржевская. Но обязаны убрать их… муниципалитеты за собственные средства. Регоператор будет разгребать только те свалки, которые образовались после 1 января 2019 года. Это тоже определил Минэнерго. Потому все существующие свалки, а в Тольятти их сегодня осталось 17, должны быть убраны в ближайшее время. То есть для работы регоператора нужно зачистить территорию в прямом смысле. На ликвидацию свалок нужно 44 млн рублей, подсчитали в администрации. Где брать средства – тот ещё вопрос…

По словам главы департамента городского хозяйства Вадима Ерина, в основном в Тольятти свалки образуются из-за складирования строительных и пищевых отходов. «Несколько раз нам удавалось поймать с поличным представителей несанкционированных пищевых производств, которые выбрасывают отходы где придётся, лишь бы не показывать, что они ведут предпринимательскую деятельность, – говорил Ерин на одном из недавних заседаний комиссии по городскому хозяйству в тольяттинской думе. – Новых свалок не выявляем. А некоторые старые лежат с советских времен. Здорово помогают городу в ликвидации свалок крупные промышленные предприятия – АВТОВАЗ, СИБУР, КуАЗ, ТоАЗ»…

То есть, получается, что регоператор к этому полю деятельности будет, по сути, непричастен. Хотя, как сообщила Ржевская, если собственник (муниципалитет) по предписанию регоператора не ликвидирует свалку за 30 дней, то это сделает за него регоператор, правда, затем выставит счёт. Так что, вполне вероятно, при таком раскладе ликвидация несанкционированных свалок может обойтись городу и дороже 44 миллионов.

Кстати, о деньгах. В тарифе за обращение с ТКО для жителей заложена плата за негативное воздействие на окружающую среду. До 2019 года её платили только юридические лица, а с этого – обязали всех. 50% платы за негативное воздействие остаётся в муниципалитетах, и эти средства могут быть направлены на ликвидацию незаконных свалок. За наш с вами счёт. И вообще, плата за негативное воздействие на окружающую среду, по сути, это ещё один налог для граждан. Скрытый. Но платить его обязаны все.

Раздельный сбор? Кому он нужен!

Готов ли перевозчик к раздельному сбору мусора и готово ли министерство пересмотреть тарифы для тех граждан, кто сортирует отходы, – эти вопросы были не менее актуальны для собравшихся, чем формирование тарифов.

Представители перевозчиков в этой части были немногословны. Что касается раздельного сбора мусора – в четыре разноцветных бачка, как в Европе, то мы должны понимать, что тарифы в Европе в пять раз выше… Собравшиеся неодобрительно зашумели, возмущаясь, что и доходы у нас в пять раз меньше, чем в Европе. Перевозчики продолжили: «При раздельном сборе мусора нам надо будет четыре раза в день вывозить мусор, а прежде нужно переписать СанПиН».

В министерстве ЖКХ тоже пояснили, что в их планах на 2019 год не предвидится работы по стимулированию населения к раздельному сбору отходов.

Под сурдинку спросили перевозчиков и про статистику: сколько мусора вывезли, сколько захоронили, сколько переработали за эти два месяца? Из этих данных можно легко сложить картинку с нормативом на накопление ТКО: верен он или завышен? На что мусоровозы ответили: «Данные будут по итогам первого квартала». «Это вы для регоператора подготовите. Но вы же знаете цифры», – пытался получить информацию депутат Самарской губернской думы Алексей Краснов. «Данные за месяц не подлежат разглашению», – такой ответ перевозчика вызвал негативные эмоции у всех собравшихся в стенах большого зала гордумы. А Краснов обратил на данный факт внимание прокуратуры и просил записать в резолюции круглого стола о рекомендации в проведении проверки по факту отказа в предоставлении информации депутатам. «Отказ в предоставлении информации парламентариям есть административное правонарушение, – заявил депутат СГД. – И я настаиваю, чтобы прокуратура дала оценку действиям представителей перевозчиков и обязала компании предоставить информацию о количестве вывезенного и отсортированного мусора».

Однако и без цифр перевозчика всем собравшимся было ясно: норматив на накопление ТКО в Самарской области завышен – 0,091 кубометра с одного квадратного метра площади. В связи с этим депутат гордумы Дмитрий Микель предложил пересмотреть нормативы накопления ТКО исходя из количества проживающих и исходя из фактических объёмов ТКО.

Общественник Игорь Зиньковский привёл в пример Воронежскую область, где мусороперерабатывающие заводы начали строить в 2018 году, где планируют собирать отходы через подземный мусоропровод, как в Швеции, где тарифы и нормативы одни из самых низких по стране. По его мнению, нужно детально изучить опыт Воронежа и внедрить его на территории нашего региона.

Оказались не готовы

Ольга Сотникова озвучила результативную часть обширных рекомендаций, выработанных по итогам круглого стола фракцией КПРФ. Признать подготовку Самарской области к переходу на новую систему обращения с ТКО неудовлетворительной, а регионального оператора – не готовым к реализации своих полномочий. Пересмотреть размер тарифа в сторону уменьшения. Уменьшить норматив накопления ТКО для граждан и для бюджетных учреждений социальной направленности. Пересмотреть норматив накопления для СНТ и индивидуальных жилых домов на частных территориях. Чтобы люди не платили одновременно за дачи и за пустые квартиры. Кроме этого, Дума г.о. Тольятти направила законодательным органам власти РФ предложения о внесении изменений в федеральные законы с точки зрения выявившихся на данный момент противоречий и недочётов в новой системе обращения с ТКО. «Реформа началась, есть много претензий, значит, нужно менять законодательство», – подытожила Сотникова.

Наработки коммунистов были расширены. Так, в рекомендациях появился пункт об организации работы с платёжными системами, чтобы у жителей была возможность платить за обращение с ТКО без дополнительных банковских комиссий. А также пункт, касающийся прозрачности работы регоператора через предоставление информации о количестве вывезенного мусора, о сроках возведения мусороперерабатывающих и сортирующих комплексов. Включить в схему утилизации отходов тольяттинский завод ЗПБО. И ещё: сохранить льготы для социально не защищенных категорий граждан, в том числе для многодетных, инвалидов.

Комментарии

Леонид Калашников, депутат Госдумы (Фракция КПРФ):

– Новая система по обращению с ТКО, как и все последние меры по улучшению нашей с вами жизни, принималась в дикой спешке и без должной проработки нормативно-правовой базы. В итоге основная веха мусорной реформы – раздельный сбор отходов – оказалась за кадром. Он оказался невыгоден региональным операторам. Ведь их заработок поставлен в прямую зависимость от того, сколько смешанных отходов они вывезут с мест накопления и пропустят через сортировку. При этом стоимость собранного и извлечённого вторсырья вычитается из их тарифа. В результате регоператорам финансово не интересно внедрять раздельный сбор отходов. В этом и кроется фатальная ошибка всей затеянной реформы.

Алексей Краснов, депутат Самарской губернской думы (фракция КПРФ):

– Говорят, реформы начинаются тогда, когда заканчиваются деньги. В очередной раз нехватку денег намерены компенсировать за счёт сограждан. А значит, и «мусорная» реформа прилагается ко всем непопулярным мерам – таким как повышение пенсионного возраста, рост НДС, налогообложение для самозанятых и т.д. и т.п.

«Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 9 (504) 11.03.19
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

Источник

Последние новости