После полугодового путешествия труппы по разным сценическим площадкам города ТЮЗ «Дилижанс» наконец-то вернулся в свой дом.
В театре завершена реконструкция главной сцены, проведен капитальный ремонт зрительного зала, появились изменения в фойе театра, в котором живет малая сцена «Дилижанса» — «черный квадрат». Узнаем секреты преображения у директора театра Ирины Мироновой.
Чудеса случаются
— Ирина, получить в подарок капитальный ремонт, а значит новую, технически оснащенную сцену и красивый отремонтированный зал театра — подарок из редких.
— Конечно. Сначала я восприняла это просто как чудо. Потому что мы стояли в федеральной программе с 2014 года и ждали своего ремонта в восемнадцатом, но наш ремонт отодвинули еще на два сезона. По энергетике наш зрительный зал был просто замечательным, а вот с точки зрения ремонта уже трудно было себе представить, как в этих условиях можно проработать еще не один год. И тут действительно случилось чудо. Совершенно неожиданно благодаря департаменту культуры и Наталье Тонковидовой состоялась наша встреча с Дмитрием Азаровым. Мы поехали на нее большой командой. Состоялся очень хороший, душевный разговор. И губернатор дал распоряжение сделать капитальный ремонт театра в 2018 году.
— Практика театрального строительства в Тольятти, увы, сводилась к тому, что собственно театральных зданий в городе нет до сих пор. Есть адаптированные кинотеатры и бывшие Дворцы культуры. А вы в свое время пережили еще и существование в торговом центре «Волжские зори», который тоже никогда не планировался как дом для работы со зрителем. То есть приближение к более профессиональной театральной атмосфере у вас вымечтано даже не годами, десятилетиями?
— Конечно. Мы очень об этом мечтали. Очень! И в итоге получили уютный, красивый, с атмосферой зал. У нас появился качественный звук: мы повесили акустические панели. Ведь в кинотеатре звук был глухой, и от этого страдали наши постановки. Вы знаете, что все наши спектакли музыкальные, и качество акустики резало слух, была очень старая аппаратура. А сегодня мы работаем с новой акустикой, с новым занавесом, с кругом на сцене. Мы поменяли расположение кресел в зале и сделали амфитеатр. Теперь это уже не кинотеатр, а театральный зал.
Желания и возможности
— Как выстраивался запрос театра на ремонт? В нем учитывались ваши желания и потребности или он исходил из финансовых возможностей?
— В 2014 году была сделана проектно-сметная документация на капитальный ремонт зрительного зала. Конечно, мы были ограничены финансовыми возможностями. Нам, например, хотелось убрать стены, но мы не умещались в рамки выделенных средств. Происходили небольшие изменения в проекте, потому что тот балкон, который мы хотели сделать для зрителей, не случился: была бы задействована несущая стена, а это уже была бы реконструкция, которая подразумевала усиление этой стены. Поэтому балкон мы переделали в технический. Ведь до ремонта у нас не было прямого света, был только центровой. Позднее на техническом балконе будут висеть прожектора. Но они будут поставлены в рамках следующей программы 2019 года. И вот тогда у нас будет очень много света.
— То есть пока свет — в режиме ожидания, Ирина?
— В режиме ожидания. Зато мы увеличили и немного закруглили авансцену, появился круг, который дает новые возможности. Мы о нем очень мечтали. Теперь режиссер-постановщик может включить фантазию.
— А фантазии у ваших режиссеров не занимать.
— Не занимать. К тому же, теперь я спокойна, потому что мы усилили мостики для монтировщиков. Страшно рассказать, какие технические возможности у нас были до ремонта.
— Страшно, но расскажите…
— У нас ведь нет механики сцены: в кинотеатре она просто невозможна. В свое время мы запрашивали такой проект, у него был даже спонсор. Мы отправляли документацию в Санкт-Петербург, в фирму, которая специализируется именно на театрах. И когда ею был проведен подробный анализ здания, выяснилось, что сделать штанкетное хозяйство у нас невозможно.
— А штанкетное — это…
— Это подвесы, на которые крепятся декорации. Потолок кинотеатра просто не подразумевал такой нагрузки. В связи с этим мы сделали технический балкон. А круг на сцене даст возможность в меньшей степени использовать штанкетное хозяйство.
Алая елка
— Ирина, сегодня ваша традиционная алая елка у здания театра совершенно точно вписалась в новый фирменный стиль театра. Как поддерживается это цветовое решение в зале? Есть ли оно?
— Мы очень долго шли к этому фирменному стилю. Его разрабатывала команда нашего известного дизайнера Николая Кузнецова. Мы все как-то прикипели друг к другу, и медленно, но верно работали над созданием нового стиля. Его элементы теперь есть не только на фасаде, но даже на потолке в фойе театра, на занавесе, на акустических колоннах.
Сколько стоит ремонт?
— Ремонт — удовольствие не из дешевых. Сколько денег было выделено федералами на «Дилижанс»?
— Чуть больше 10 миллионов. На самом деле это совсем небольшие деньги, если учесть, что 6 миллионов ушло только на покупку оборудования.
— Что особенно радует директора?
— Самое главное — у нас стало тепло: теперь в зале есть сплит-система. Это пять кондиционеров. Вот мы впервые играли здесь «Красную шапочку», и наши зрители были удивлены тем, как стало комфортно и тепло в зале. А летом, когда у нас будет проходить фестиваль «Премьера одной репетиции», в театре будет прохладно. Это очень важно для нас. Это вообще одно из важных условий пребывания зрителей в театре. Теперь можно спокойно раздевать малышей на новогодних утренниках. Сделаны места для колясочников. У инвалидов появилась своя санитарная комната с отдельным входом. То есть за эти деньги мы сделали очень много.
— Теперь вопрос о сложном: кто вас ремонтировал?
— Сегодня все театры говорят о том, что они не могут больше делать ремонтные работы аукционными. Мы покупаем кота в мешке, а отремонтировать театр — это наука. У строителей должны быть знания, вкус, понимание театрального дела. И конечно, у нас было очень много волнений: кто выиграет аукцион. Считаю, что нам с подрядчиком повезло. Это жигулевская фирма ООО «АСС-Строй». Возглавляет ее Сергей Ахметов. Нужно отдать ему должное: он шел нам на уступки, сам сделал безвозмездное вложение в покупку кресел, потому что в смету 2014 года мы не укладывались. Конфликтных ситуаций не было. Но азбуку театра он выучил здесь, у нас. Приходилось очень многое переделывать, чтобы добиться чистоты стиля. Мы искали другие решения. Даже рисунок штукатурки на стенах не могли найти достаточно долго. Но работа была интересная, творческая, и все мы шли друг другу навстречу. Надо отдать должное строителям: они работали в три смены. Последняя смена уходила из театра в четыре утра. Но повторюсь: театры должны сами выбирать того строителя, ту фирму, у кого есть опыт. Потому что в театре люди должны наслаждаться комфортом и эстетикой.
— А «черный квадрат» останется в фойе?
— Да. У нас в фойе был аварийный потолок, который остался еще с советских времен. Теперь на его месте функциональный потолок с фермами, на которые можно вешать прожекторы.
Чемоданы распакованы
— Как актеры пережили испытание ремонтом?
— Я очень благодарна всей своей команде. Всем без исключения. Мы пережили очень тяжелое время. В ноябре у нас только начинался ремонт, а мы играли на сцене черного квадрата. У всех был такой боевой дух, все были настроены на красивое будущее театра. В большом зале сверлят, а тут идут репетиции. В очень сложной ситуации оказались режиссеры.
— Что дальше, Ирина? Хочется передохнуть или броситься в новую работу?
— Я за это время пережила очень много сложных моментов. И иногда у меня на глазах бывали слезы: «Все, никаких больше ремонтов!». А сейчас, когда ты видишь результаты своего труда, когда пришли зрители и сказали, как у нас хорошо и как они нас любят, стало радостно. Это дорогого стоит. Конечно, у нас в планах теперь есть и другие проекты.
— Какие?
— У нас есть чудесный малый зал на сто мест. Но сейчас в нем помещение для декораций. Поэтому задача номер один — сделать пристрой. Тогда мы получим камерный зал. А нам он очень нужен, потому что у нас накопилось много камерных постановок. Право на эксперимент мы должны давать своей труппе обязательно. А как правило, экспериментальные работы рождаются именно в камерном пространстве.
Думаем о парковке. Сегодня это очень важно для театра. И сейчас город выделил средства на проект этой парковки. Но я не расслабляюсь. Вот прошли первые спектакли в новом зале, и мы понимаем, что нужно изменить. Здесь подкрасить, там занавес перевешивать. У нас пока нет красивых фасадных дверей, но они будут. У Николая Ивановича Кузнецова уже есть идеи, как двери сделать театральными.
Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru
Читайте также
Последние новости