Следующая новость
Предыдущая новость

Мы пока живем в сером городе

Мы пока живем в сером городе

Облик города – среда, в которой произрастает культурное начало.

Говорить о культуре вообще непродуктивно. Слишком широко понятие, и у каждого свое. Но мы рискнули начать. И встретились с Владимиром Меерсоном – директором концертной фирмы «Мемфис», которая на протяжении многих лет привозит в Тольятти известных артистов и музыкантов.

Встретились, чтобы как минимум продолжить разговор, эмоционально начатый в Интернете певицей, участницей четвертого сезона проекта «Голос» Ниной Ведениной-Меерсон. На «Голосе» Нина пела в инвалидном кресле. Тяжелая автомобильная авария и инвалидность не отменили активной жизненной позиции девушки.

Наболело?

– Владимир, начну с недавнего поста Нины, в котором она назвала Тольятти городом без культуры. Насколько вы единомышленники с дочерью вот в таком восприятии ситуации? На все сто?

– Нет. Она взрослый человек и выражает свой взгляд на проблему. Я не согласен с ее подачей. А то, что город захлебывается от отсутствия культуры, – по сути, да. Несмотря на то что в Тольятти много чего в этой сфере есть: театры, филармония, коллективы, персоны, фестивали. Вот только что «Тремоло 2019» собрал своих поклонников над Волгой. Но, несмотря на это, мы, естественно, сравниваем себя с остальной страной, с другими ее городами. И видим в этом сравнении картину для нас не очень благоприятную. Мне думается, что Нина очень однобоко зацепила эту тему, но, как я понимаю ситуацию, ей хотелось поднять волну.

– И подняла.

– Я бы пошел глубже. И речь тут не должна идти только о концертах, спектаклях, каких-то музыкальных событиях. Я бы начал с облика города, в котором все это происходит. Вот с этого, на мой взгляд, начинается культура или ее отсутствие.

– Так давайте про облик…

– Я не сравниваю Тольятти с Самарой или, скажем, с Саратовом. Это областные центры, там другой бюджет, другие ресурсы. Но вот скромная Сызрань рядом. Приезжаю в этот город. Попадаю в его центр, и он меня радует колоссальным количеством цветов, клумб, кашпо, вывешенных на столбах. Это лицо города. У нас есть в лучшем случае скошенная, а в некоторых местах и нескошенная трава. Редко-редко где увидишь цветочки. Но они в таком малом объеме, что лица города не меняют и не облагораживают.

– Принимается. Куда пойдем дальше?

– Меня буквально потрясло состояние Центрального парка в Центральном районе, или горсада, как мы привыкли его называть в обиходе. Напротив центральной площади, к которой тоже у всех очень много вопросов. Я не был там много лет, а тут случайно приехал чуть раньше на «Ночь музеев». Мы решили погулять по парку. Честно говоря, я был в шоке. И меня никто не сможет переубедить в том, что у города нет денег, а поэтому парк таков, какой он есть. Ребята, ну не принимаются больше такие объяснения. Это не какая-то подворотня. Это не старый двор. Да дворы-то у нас лучше, потому что там сами жители стараются что-то сделать для благоустройства. А это парк в центре района. Отсутствие асфальта, отсутствие газонов. Качели и карусели былых времен: ржавые, полуразвалившиеся, скрипучие.

– Может быть, сразу на Волгу, в «Тремоло»?

– Фестиваль уникальный. Музыкальное событие, которое достойно быть в новостной программе Первого канала. Потому что такого сочетания ландшафта и классической музыки больше нигде нет. Мы сидим в партере и видим горы, море, яхты… Такого в России нет. Значит, нужно уделить этому внимание. А этот фестиваль до сих пор практически не поддерживается городом. Поддержка – это немножко другое. Объясню на другом примере. Вот мы сейчас собираемся ехать на фестиваль «Летние вечера в Елабуге». Четыре дня совершеннейшей фантастики с приглашенными звездами из Америки, Франции, Германии, Шотландии. Будут ульяновский и челнинский оркестры. Руководит всем этим Игорь Лерман. Известный человек, с именем – на всю страну. Фестиваль будет абсолютно бесплатным для людей. Соберутся до десяти тысяч человек. Да, не на фоне Волги, как у нас. Но зато на фоне Шишкинских лесов, возле музея Шишкина. Тоже неплохо. И когда я спросил: «Игорь, зритель будет слушать музыку бесплатно, а деньги-то откуда возьмете…», он рассказал, как пошел к мэру Елабуги. А мэр оказался деловым человеком. Его это заинтересовало. И мэр пошел к министру Татарстана и получил финансирование. Вот так делаются фестивали. И вот теперь внимание всей России приковано к маленькой Елабуге. А как мы приковываем внимание к нашему?

– Вот вы печалитесь о парке, а я о вокзале. Об автовокзале в старом городе. Вот уж где визитная карточка Тольятти. Приехал в город, вышел и ахнул: страшный символ современного Тольятти, на ремонт которого пока ни у кого рука не поднялась.

– Об этом и речь. Город без особенной архитектуры, город без души. Да, конечно, нужно отдать дань историческому замыслу: Автозаводский район интересно проектировался и тогда оправданно назывался городом будущего. Жизнь изменилась, но она же продолжается. Посмотрите на парк Победы. Это, по сути, единственный парк в городе. Но даже для района с населением 450 тысяч такой единственный парк – это катастрофа. Но нормальный асфальт в нем только вблизи Вечного огня. А чуть вправо, чуть влево – и невозможно ни на роликах, ни на самокатах покататься. Это отталкивает. Потому и бежит молодежь из этого города, потому что культура – не только посещение кинотеатра или концертного зала.

Да, у Нины в этом посте просто душа взорвалась. Где-то написала резковато, где-то не все правильно сформулировала. Но она сказала то, о чем на кухнях говорят многие, а публично молчит большинство. Меняются мэры, меняется дума за думой, а по большому счету с городом ничего не происходит. Мне скажут: да вот же, театр «Дилижанс» отремонтировали…

– Отремонтировали.

– Спасибо за это губернатору. Турецкий на день города приезжал, Аветисян выступал… Спасибо губернатору. А что сам город? За что сказать спасибо ему? Где набережная? Где завершенная эстакада у культурного центра «Автоград» и у «Руси», где мы 25 лет спотыкаемся о сваи, цепляемся глазом за битые плитки, за торчащие железные штыри. Это же даже просто небезопасно. Отсюда и развитие людей. И формирование их интересов, их культурного уровня. Их решение, оставаться ли в этом городе.

– Да, о розах на каждой улице остались воспоминания…

– И так во всем. Вот наш пример. Закрытие сезона, очень удачный спектакль с московскими артистами. Не ширпотреб, актеры топовые. У каждого по шесть десятков фильмов в послужном списке. Блеск. На этот блеск в Самаре люди сходили два раза. В Пензе был аншлаг, хотя билеты дороже, чем у нас. А у нас было продано 460 билетов в зале на 1200 мест…

– Наверное, у нас гораздо контрастнее ситуация. У нас было сильно хорошо…

– Да, конечно, это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Что происходит с человеком, когда он обанкротился? Ясное дело: депрессия. А у нас город обанкротился. Наступила депрессия всего города. Конечно, нам тяжело, когда из князи в грязи. Поэтому-то и надо что-то делать для людей. Но пока власть не поворачивается лицом к культуре. Вот поворачивается власть к спорту, и появляется «Лада-Арена», строится новый спортивный объект Немовского центра, а все театры в приспособленных зданиях, ДК и кинотеатрах.

Деньги потом

– Я считаю, что интерес к культуре – главное. А деньги появятся потом. Мы пока культуру не очень жалуем вниманием. А она так нужна городу, к которому теперь даже теплоходы не пристают. Вот об этом речь, а не о том, почему какой-то концерт зрителей не собрал. Это уже следствие.

Поддержка

– Кстати, есть ли уже в городе внимание к благотворительному концерту, над которым работает Нина?

– Мы везде находим поддержку. Это уникальное событие. И не потому, что Нина моя дочь. Уже давно родственные связи никому не интересны. Интересно то, что это единственный пока случай в России, когда музыкант в инвалидном кресле собирает деньги для других нуждающихся в помощи. Такого еще не было. Грустно, но главное – не опускать руки.

– В этом смысле Нина учит быть других сильными и позитивными людьми.

– Мы все время стараемся что-то делать. И так приятно видеть, как другие тоже стараются делать что-то яркое и интересное: тот же «Дилижанс», тот же МДТ, Музей актуального реализма. Поразительно, как в наше время люди сумели частными вложениями сделать такой интересный музей.

Чудесно, но что делать людям в Центральном районе? Где им погулять? В Комсомольском районе хоть набережная есть… Ну привлеките в этот парк частный капитал. Город должен уметь все это инициировать.

– Что делать?

– Жить и стонать, жить и хаять все вокруг невозможно. Просто очень хочется, чтобы сам город тоже что-то делал для нашей культуры. Не точечно. Объемно. А сколько в городе инициативных людей. Сколько у этих культурных людей энергии, задора, планов. Мне сейчас опять возразят: люди есть, а культуры нет. Она есть, но все точечно. А нужно, чтобы это было объединено. Но этого не происходит. Мы пока живем в сером городе.

Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»
kiya-ha13@mail.ru

директором концертной фирмы «Мемфис»

Источник

Последние новости