20 октября 2017 года в России вступил в силу новый Административный регламент МВД РФ по надзору за соблюдением требований в сфере безопасности дорожного движения.
В Интернете тут же началась паника: мол, из документа “исчезло” разрешение снимать инспекторов ДПС на камеру, зато им разрешили останавливать машины, где заблагорассудится и даже устраивать засады! Но в облГИБДД успокоили: автомобилисты поспешили с выводами.
Убрали повторы
Основной задачей утверждения нового административного регламента, пожалуй, было упорядочивание изменений, внесенных в старый. В большинстве своем там прописали уже действовавшие нормы и убрали некоторые дублирующие пункты: к ним относится запрет на курение (который и так установлен в ФЗ об охране здоровья граждан от табачного дыма и Типовым кодексом этики и служебного поведения госслужащих РФ), а также разрешение снимать сотрудника ДПС на видеокамеру, данное гражданам России Конституцией.
“Снимать сотрудника ГИБДД можно, но не провоцируйте конфликт и помните: вас тоже снимают, — обратился к автолюбителям заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Игорь Бобров. — Во всех патрульных машинах установлены видеорегистраторы, которые фиксируют все, что происходит как в салоне, так и снаружи. Есть разница между ситуациями, когда гражданин просто снимает на видеокамеру происходящее, и фактами, когда своими действиями он мешает работе. В последнем случае сначала будет сделано предупреждение, а если результата не будет, то в отношении гражданина могут составить протокол по ст. 19.3 КоАП РФ “Неповиновение законному требованию сотрудника полиции”.
К слову, подобные прецеденты в Самаре уже были. Некоторые блогеры “специализируются” на провокации сотрудников ГИБДД, такие видео пользуются популярностью в Интернете. Однако после того, как некоторые из провокаторов “прокатились” в полицию, а потом в суд, а с инспекторами провели дополнительные беседы, на которых объяснили, как себя вести с такими людьми — конфликтов стало меньше.
Как избежать злоупотреблений
Новый регламент разрешил ГИБДД останавливать водителей вне стационарных постов.
“Мы ежедневно фиксируем ДТП с погибшими, пострадавшими и материальным ущербом. И примерно 5-7% водителей при этом машиной управляют без полисов ОСАГО или без водительских удостоверений. Надо понимать, что в таких случаях гражданам не выплатят страховку при ДТП, — сообщил Игорь Бобров. — Кроме того, многие стали позволять себе садиться за руль, выпив бокал вина или пива, не задумываясь о возможных последствиях. Именно для выявления таких случаев и были внесены изменения в законодательство. Иначе как остановив автомобиль для проверки, подобные случаи выявить нельзя”.
В ведомстве уточняют: экипажи ДПС вовсе не предоставлены сами себе, их дислокация — не случайный выбор. Два раза в год в зависимости от аварийности ГИБДД Самарской области разрабатывает схему расстановки постов, которые выставляют в местах концентрации ДТП. Каждая патрульная машина оборудована системой ГЛОНАСС, и если она отклонится от маршрута, сотрудникам придется объяснять, почему.
А вот слово “засада” полицейских раздосадовало: ничего такого на практике не существует. Да, наряд могут выставить за “рельефом местности”, однако даже в этом случае патрульная машина автолюбителям должна быть видна. Что касается машин для скрытого патрулирования (без полицейской цветографии), то они могут лишь фиксировать нарушение на установленные в них (или рядом с ними) видеокамеры, а останавливать и задерживать автолюбителя может лишь машина, “раскрашенная” по всем правилам ГИБДД.
Что нового?
При проведении так называемых процессуальных действий без понятых административный регламент разрешил использовать сотрудникам ГИБДД цифровую аппаратуру — для записи видео. Файлы потом прикладываются к протоколу или акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
В местах установки временных дорожных знаков теперь можно вешать видеокамеры. Разрешили это из-за увеличения числа ДТП в местах дорожных работ в 2016 и 2017 годах. Но установка камер обязательно должна быть прописана при согласовании схемы организации дорожных работ и производиться за счет владельца автодороги.
В новом регламенте также прописали обязанность сотрудников ГИБДД отвезти водителя, медосвидетельствование которого не выявило запрещенных веществ в крови, обратно к машине или на то же место, откуда его забрали. Признаться, сотрудники ГИБДД так и раньше делали, но теперь процедуру узаконили. Кроме того, водители теперь официально обязаны передавать ДПСникам свои права и документы на машину прямо в руки. Различные цепочки, которыми народ пристегивал заветные “корочки”, теперь официально запрещены.
“Мы встречались с конфликтными ситуациями, когда сотруднику ГИБДД передавали документы на цепочке. Естественно, инспектор требовал, чтобы их передали, как предусмотрено законом, водитель не соглашался, составлялись протоколы по ст. 19.3 КоАП, их граждане опротестовывали в судах вплоть до Верховного суда. Там в итоге и поставили точку: документы передаются сотруднику ГИБДД без обложек и удерживающих устройств, эту норму закрепили в административном регламенте”, — рассказал Игорь Бобров.
Водитель также обязан выйти из машины по первому требованию сотрудника ГИБДД. Но в ведомстве обещают, что не будут злоупотреблять своим правом и вытаскивать людей из теплых машин зимой на мороз. К слову, до сих пор жалобы на подобные факту в Самарской области были единичными.
Пожаловаться на действия инспектора ДПС можно на сайте gibdd.ru или по телефону доверия облМВД 8 (846) 278-13-40.
Сам себе инспектор
Ну и напоследок в ГИБДД сообщили, что новый регламент окончательно отменил справки о ДТП, которые уже давно не требуют в страховых компаниях, ведь все необходимые сведения есть в других документах. В ведомстве высказали надежду на то, что подавляющее большинство водителей вскоре будут сами оформлять ДТП с материальным ущербом, тем более что алгоритм действий в новом регламенте прописан четко.
“В настоящее время с учетом внесения изменений автолюбители не должны создавать помех для движения транспортных средств. Это сделано для того, чтобы в час пик водители не ждали сотрудников ГИБДД из-за пустякового ДТП с небольшим материальным ущербом, создавая тем самым затор, — рассказал Игорь Бобров. —В среднем в Самарской области происходит в сутки от 80 до 150 ДТП с материальным ущербом. По нашим подсчетам, сегодня примерно в 60% случаев граждане оформляют ДТП по европротоколу”.
Инспекция призывает не уповать на одних лишь полицейских. Главное в случае ДТП — вовремя сообщить о нем в органы, сделать фото-видео места происшествия со всех сторон, завезти документы в ГИБДД и — вуаля! Можно ехать дальше по своим делам. В спорных ситуациях, когда, скажем, оба водителя уверены, что они оба ехали на “зеленый”, на помощь приходят видеокамеры, которых по городу сегодня предостаточно.
Игорь Бобров, заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области:
— За последние пять лет число машин в России выросло на шесть миллионов, а численность сотрудников ГИБДД сократилась на 15%, как и количество стационарных постов. При этом по сравнению с 2012 годом в восемь раз выросло число выявленных фактов управления автомобилем без действующего полиса ОСАГО и в два раза — количество водителей, которые садятся за руль без водительского удостоверения. Плюс стабильно высоким остается число ДТП по вине нетрезвых водителей. Это латентные правонарушения, выявить которые можно, только остановив машину для проверки.
Источник: информационный портал Волга Ньюс
Читайте также
Последние новости