Тольятти не хватает финансов для реализации проектов по развитию улично-дорожной сети. За десять лет не было построено ни одной развязки на Южном шоссе.
Главный аргумент сторонников строительства автомобильной дороги из Автозаводского района в Центральный через лес – увеличение количества автомобилей, что приводит к загруженности Южного и Лесопаркового шоссе, особенно в часы «пик».
Начиная с 1998 года, в Тольятти регулярно утверждаются программы и концепции развития улично-дорожной сети, в которых предлагаются различные варианты преодоления транспортных «пробок».
В 2007 году Центральный научно-исследовательский и проектный институт Градостроительства НПП «Экоград» подготовил проект планировки района «Треугольник» Центрального района Тольятти. Один из разделов документа – схема организации движения транспорта и улично-дорожной сети. В нем для обеспечения непрерывности движения по Южному шоссе московские проектировщики предусмотрели сооружение 4 транспортных развязок на разных уровнях.
Так, на пересечении Южного шоссе с Обводной дорогой — транспортная развязка в виде клеверного листа. Проектная документация на указанный транспортный узел выполнила пензенская компания ООО «Новотех».
На пересечении Южного шоссе с Хрящевским и ул. 40 лет Победы была предусмотрена сложная комплексная транспортная развязка с эстакадой по основному направлению — Южному шоссе.
На пересечении Южного шоссе с ул. Тополиной и ул. Яшина запроектированы развязки петлевого типа с эстакадной по пересекающим улицам.
В 2008 году бюджет Тольятти потратился на проект реконструкции Лесопаркового шоссе, который предусматривал расширение дорожного полотна с двух до четырех полос. В задумках чиновников администрации было запустить по ней движение троллейбусов.
В 2009 году ООО «Новотех» подготовил проект строительства развязки в районе Хрящевского шоссе, Автозаводского шоссе и Южного шоссе.
Минуло десять лет, ни одно дорожное сооружение так и не было возведено, проекты легли на полку.
Нужна земля? Платите деньги!
Объективности ради надо сказать, что власти Тольятти прилагали усилия для воплощения проектов в жизнь. В 2005 году из бюджета области были выделены 120 млн рублей на строительство развязки на пересечении ул. Офицерской, Южного шоссе и Обводной дороги. Подрядчик – муниципальное учреждение «Департамент ЖКХ» приступил к перекладке сетей, но в 2007-м работы были остановлены. Выяснилось, что одной «ногой» будущая развязка наступает на чужую территорию — 2,4 га земли между Южным и Обводным шоссе принадлежали частному лицу. Финансирование из области было остановлено до решения земельного вопроса. Процесс затянулся почти на три года, два из которых ушли на то, чтобы договориться о цене выкупа. Владелец участка первоначально назвал сумму 64 млн руб., но в марте 2011 года пошел на мировую с мэрией, согласившись уступить земельный участок за 15,3 млн рублей.
После уточнения проекта развязки оказалось, что для ее возведения требуется не 17, а 24 га земли. В недостающие семь гектаров входили муниципальные земли и земли собственников — ООО «Нива», ООО «Орлан-Лада» и ООО «ВИС-Сервис». С ними мэрия Тольятти тоже начала переговоры о выкупе участков, но судьба их осталась неизвестной. Очевидно другое – осыпались и поросли травой кучи глины вдоль Южного шоссе, завезенные для устройства земляной подушки развязки.
Расширение Лесопаркового шоссе также уперлось в земельный вопрос, который напрямую связан с наличием в бюджете Тольятти денег для удовлетворения аппетитов владельцев участков, подлежащих изъятию для муниципальных нужд.
Стоит напомнить, что в 2008-2010 годах с общественными финансами в городе было очень туго, мировой экономический кризис особенно сильно ударил по автопроизводителям. Расходы бюджета Тольятти приходилось серьезно секвестировать.
Позже чиновники решили реанимировать часть дорожных проектов. Но поскольку срок их годности превысил пять лет, требовались не только новая редакция, но и новые госэкспертизы.
Альтернатива есть всегда
Отрицательное голосование жителей по строительству новой автодороги из Автозаводского района в Центральный через лес заставляет городские власти искать альтернативные варианты. Глава Тольятти Сергей Анташев на еженедельной пресс-конференции заявил, что таковые имеются — Лесопарковое шоссе и развязка на пересечении Южного, Автозаводского и Хрящевского шоссе.
«Я думаю, акцент нужно делать на реконструкции Лесопаркового шоссе. Необходимо решить вопросы по изъятию двух земельных участков для нужд городского округа и начать реконструкцию – четыре полосы для движения транспорта, пешеходная дорожка и велодорожка. Все это в проекте было предусмотрено. На мой взгляд, он реализуемый и вполне работоспособный. Поэтому будем сейчас работать над этим направлением. Он закроет много вопросов в части доступности между Автозаводским и Центральным районами», — заявил Сергей Анташев.
Остается надеяться, что у нынешнего градоначальника получится сделать то, что не удалось ни Николаю Уткину, ни Анатолию Пушкову, ни Сергею Андрееву.
Серафима Львова, информационно-публицистический журнал «День города»
Читайте также
Последние новости