Это видно, в том числе по большому числу присутствующих на общественных слушаниях, среди которых много молодёжи. Значит, люди стали активнее интересоваться вопросами застройки города, вёрстки бюджета и другими проблемами. Горожане открыто высказывают своё мнение, вникают в различные городские проблемы. Это радует. И огорчает то, что некоторые представители городской власти стремятся любым способом урвать хоть что-нибудь из городского бюджета. А если не урвать, то выпотрошить из него денежку и пустить ее по ветру.
Вот и на минувших 28 ноября 2017 года общественных слушаниях стало известно о том, что проект планировки посёлка Портовый, по сути, был оплачен дважды. Первый раз он обошёлся бюджету в 10,9 млн рублей как проект планировки с проектом межевания территории микрорайона Портовый и Центральной зоны отдыха Центрального района.
Второй раз, когда территория посёлка Портовый вошла в проект планировки и межевания береговой зоны Куйбышевского и Саратовского водохранилищ. Этот проект обошёлся городской казне в 19,4 млн рублей. Правда, те, кто транжирил городские деньги, в администрации уже не работают. Но «добивать» этот вопрос главному архитектору города Аркадию Шишкину приходится.
Интересен и тот факт, что разработчиком проекта планировки по заказу администрации города является тольяттинская компания «М-Строй», это председательствующий на слушаниях Аркадий Шишкин подчеркнул особо. Только вот основную работу по договору с ней выполнил питерский проектировщик Сергей Фролов, он и защищал проект, а представители «М-Строй» на слушаниях даже и не присутствовали. Потому у людей в самом начале обсуждений (еще до того как стало известно о многих нюансах разработки проекта) возникло ощущение, что проектировщик город плохо знает, так как путается в объектах на карте.
Вначале собравшимся гражданам представили проект посёлка Портовый, согласно которому, если все запланированное когда-нибудь воплотится в жизнь, Портпосёлок станет самым обустроенным местом нашего города.
Тут тебе и амбулатория, и пристрои к существующим детскому саду и школе для увеличения количества мест, а также офисный, развлекательный и физкультурно-оздоровительный комплексы, бассейн, административное здание, торговый центр. А еще строительство набережной на отрезке от Итальянского пляжа до пляжа Портпосёлка, обустройство существующего пляжа, создание нового сквера, реконструкция пожарного депо, лесопарковой зоны и восстановление на основе сохранившихся данных клуба «Гидростроитель». Ах, да: ещё вдоль набережной запланирована четырёхполосная автотрасса, прогулочные тротуары, велосипедные дорожки, система водоотведения с подземными очистными сооружениями. Словом, Портпосёлок, согласно проекту, станет настоящей Грецией, где, как известно, есть всё.
Правда, при этом в микрорайоне запланирована и жилая застройка на двух участках. Один восточнее дома № 25а по Комсомольскому шоссе, второй восточнее дома № 39 по тому же шоссе. Общая площадь жилой застройки 30 гектаров. И это больше всего не понравилось участникам обсуждений. А насторожило ещё и то, что на второй территории проектировщики расположили зону Ж-3, на которой согласно имеющимся в Тольятти нормам можно строить многоквартирные дома от 3 до 8 этажей.
Что такое 30 га, много это или мало? Один гектар – 30 соток, соответственно 30 га – 900 соток. То есть на площади 30 га по современным меркам можно построить порядка 90-100 коттеджей – по 9-10 соток на участок. В таком случае в них будет проживать максимум 500 человек. Однако у проектировщиков число потенциальных жителей равняется 750… Ошибка это или преднамеренная оплошность?
Больше всего возмутило жителей, что проект планировки территории выполнен на расчётный срок до 2025 года, но без выделения очередей освоения. То есть в таком случае при одобрении проекта можно быстренько срубить деньжат, построив коттеджи, торгово-офисные и развлекательные центры. На них инвестор мигом найдется (а может, это он и продвигает планировку микрорайона?). А вот очистные сооружения, другие инженерные сети, дороги и социальные объекты – всего этого придётся ждать десятилетиями.
И это не голословное утверждение, ведь примеров такой ситуации в Тольятти – масса! Сколько лет дети 18 квартала в Автозаводском районе ждут детского сада? Много… У них уже самих скоро появятся наследники. Та же ситуация и с посёлком Жигулевское Море. А что с дорогами за улицей 70 лет Октября, ближе к лесу? Там их нет. Есть только направления. Такая же ситуация с продолжением улицы Офицерской. Ну и что, что дома давно построены и заселены. Власти объясняют подобные несуразности стихийностью застройки. Но кто же её допустил, кто не проконтролировал? Местная власть и никто иной! Чиновники с конкретными именами, фамилиями и отчествами. Так что очередность возведения объектов в нашем городе не просто нужна, а очень даже необходима.
Отмечали жители Портпосёлка и большую перегруженность сетей. Что по газу, что по водоснабжению и водоотведению, что по электричеству. В пиковое время мощные газовые колонки еле-еле греют воду. А про канализацию – отдельный разговор. Каждый год нам сообщают о том, что на пляжах города, в том числе и Итальянском, купаться нежелательно из-за присутствия в воде колиформных бактерий. Знаете, на что намекают такие бактерии? На то, что в воде присутствуют фекалии. И смысл этого слова мы объяснять уже не будем.
Говорили люди также об особенностях песчаного оползневого грунта в этой части города: вырытый за день котлован осыпается за ночь. Одна из жительниц рассказала, что считает реконструкцию детского сада просто невозможной. Потому что он уже был расширен в своё время, но пристрой «поехал». Его, конечно, укрепили сваями. Но сейчас если возвести еще один пристрой, то и территории для прогулок детей не останется. Другой житель, работавший до выхода на пенсию на КуйбышевАзоте, сообщил, что данное предприятие желало построить на территории Портового девятиэтажный дом для своих сотрудников, но когда была подсчитана стоимость обременения, оказалось, что подключение к сетям и строительство новых коммуникаций равняется себестоимости строительства девятиэтажного шестиподъездного дома. В итоге КуАз возвёл дом в Шлюзовом.
Проект планировки предусматривает строительство набережной Портпосёлка с идущей вдоль неё автодорогой и системой водоотведения. Это тоже насторожило жителей, и они задали вопросы. Сергей Фролов пояснил, что по Водному кодексу допустимо строительство дороги вдоль набережной, главное, чтобы все стоки с неё собирались, отводились и очищались и только потом сливались в реку. Сколько это будет стоить, кто будет строить и когда? Как пояснил Фролов: эти вопросы не к разработчику проекта.
Собравшие говорили и о том, что главные достопримечательности Портпосёлка – это лес и Волга. А сам посёлок Портовый – жемчужина нашего города, душа Тольятти, который нужно беречь и не позволить уродовать его стихийной застройкой. Кстати, в самом начале слушаний проектировщик отметил, что статуса исторической застройки посёлок не имеет. Хотя старожилы Портпоселка так не считают.
Большинство собравшихся на общественные слушания пришли подготовленными, люди составили вопросы, заглянув в документы. Однако возмущало многих то, что не все тома проекта планировки были доступны. Так, второй том, содержащий материалы по обоснованию, оказался «засекреченным» для жителей. На что Аркадий Шишкин ответил: на портале администрации размещено всё то, что требует закон. В этом плане больше возможностей представилось аналитикам городской думы: они, ознакомившись с обоснованием проекта, высказали свои многочисленные замечания.
Дело в том, что проект планировки вступает в противоречие с Генеральным планом, действующим на момент утверждения проекта планировки. Генпланом не предусмотрены автомобильные дороги в границах лесов. Кроме этого, не произведено согласование проекта со структурными подразделениями администрации городского округа Тольятти и правообладателями земельных участков.
Аналитики указали, что прокладка дорог по территориям леса не предусмотрена материалами лесоустройства 1995 года. Проект планировки территории противоречит также материалам таксации леса, утвержденным постановлением мэрии городского округа Тольятти от 04.07.2014 №2195-п/1. Изъятие территорий из границ леса возможно с внесением изменений в лесоустроительную документацию, лесохозяйственный регламент и компенсацией территорией равной площади, которая может использоваться в качестве лесной. Ничего из перечисленного не сделано, информация о согласовании с департаментом городского хозяйства не представлена и вызывает сомнение возможность использования части территории полуострова Копылово с целью компенсации лесных территорий в посёлке Портовый.
Замечания в части транспортной инфраструктуры также были многочисленными. Так, автодорога и тротуары вдоль набережной запроектированы таким образом, что необходимо сломать недавно созданное берегоукрепление. Новые дороги запланированы с целью исключения транзитного автомобильного потока через микрорайон Портовый. Необходимо учитывать, что транзитный поток между Центральным и Комсомольским районами существенно меньше остальных, и это ставит под сомнение экономическую обоснованность строительства участка дороги, соединяющей Комсомольское шоссе с улицей Родины. Также необходимо отметить, что автомобильные дороги не только уменьшают площадь лесов, но и создают анклавы леса небольшой площади, которые в большей степени подвержены негативным воздействиям.
В рамках публичных слушаний на сайте администрации представлен проект не в полном объеме. Часть надписей на чертежах не читается. Проект планировки местами выходит за границы городского округа Тольятти.
Специалисты отметили: необходимо изменить зонирование К2 на К1 для того, чтобы снизить этажность с трёх до двух для объектов «универсальный развлекательный комплекс с кафе», «дом культуры (общественно-культурный центр)», «физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном», «объект общего образования» и «база отдыха». А также изменить зонирование Ж3 на Ж2 с целью недопущения жилой застройки территории домами выше трёх этажей.
Эксперты думы посетовали, что в проекте не дано объяснение, зачем реконструируется детский сад «Золотая рыбка» с повышением мощности до 200 мест, тогда как потребность составляет 162 места. Аналогично и со школой. Зато оползнеопасная зона не нашла отражения в рассматриваемом проекте. Кроме этого автором проекта заужены дороги местного значения. Так, минимальная ширина в проекте равна 9 метрам, хотя должна быть не меньше 15 метров. На основании вышеизложенного было предложено отклонить проект планировки и отправить его на доработку. А по итогам доработки повторно вынести вопрос по проекту планировки территории с проектом межевания территории микрорайона «Портовый» и Центральной зоны отдыха Центрального района на публичные слушания.
Большинство жителей согласились с доводами и предложениями думских аналитиков. За утверждение проекта проголосовали три человека.
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № №31 (456), 11 декабря 2017 года
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07
Читайте также
Последние новости