Следующая новость
Предыдущая новость

«Пилигрим» ошеломил коллег и поклонников неожиданной «летописной» работой

«Пилигрим» ошеломил коллег и поклонников неожиданной «летописной» работой

В театре на площади Свободы 30 ноября 2018 года было одновременно и камерно, и широко. Настолько широко, что в этот вечер на сцену юбиляра с поздравлениями и подарками выходили представители практически всей кукольной и театральной России: Москва, Петербург, Самара, Владимир, Набережные Челны, Ижевск, Ульяновск, Йошкар-Ола, Озерск и Жигулевск прислали своих артистов и режиссеров, чтобы передать тольяттинским кукольникам теплые поздравления и заверения в хорошей творческой дружбе, которой и точно можно позавидовать.

Потому что один из итогов этого очень симпатичного и искреннего торжества в последний осенний день можно определить еще и так: наши пилигримы умеют дружить с хорошими людьми, с замечательными театралами, с яркими личностями в мире искусства. Конечно, такая дружба не возникает на пустом месте. В последнее время у «Пилигрима» появилась возможность себя показать и других посмотреть. Посмотреть во время гастролей и разных российских театральных фестивалей.

Вот почему в гости на праздник из Санкт-Петербурга в Тольятти совсем не дежурно приехали Давид Бурман – президент и директор Международного театрального фестиваля «Кукарт» и заслуженный художник РФ, главный художник Московского театра теней Дмитрий Платонов. Театралам этих людей представлять не нужно. Как, впрочем, и председателя Самарского отделения СТД, заслуженного артиста РФ Владимира Гальченко. Гальченко поздравлял большую семью «Пилигрима» как своих ближайших родственников по театральному цеху: тепло, весело, оптимистично. А первый заместитель председателя Самарской губернской думы Екатерина Кузьмичева отметила:

«Тольяттинский театр кукол — уникальное явление в сфере искусства по своей простоте и одновременно многозначности. Это настоящая вселенная. Всегда живой и амбициозный коллектив единомышленников, высокий профессионализм и неповторимый творческий почерк».

Амбиции у повзрослевшего еще на один год первого детского профессионального театра в Тольятти, конечно, есть. Да еще какие! Иначе бы не случились в праздничный вечер такие имена, как имя режиссера Александра Янушкевича и художника-постановщика Антона Болкунова. Оба – лауреаты «Золотой маски» и претенденты на новые престижнейшие награды театрального сообщества страны. Оба приехали в наш город, чтобы впервые изменить отношение театра к необычному драматургическому материалу, а тем паче – к его первоисточнику – своду летописей. Летописей на кукольной сцене, пожалуй, до сей поры еще не было.

И Александра, и Антона позвали сделать спектакль к торжеству. Не как «праздничный торт» или как «главный юбилейный салют», не как новое модное платье, а как… революцию стиля. А уж из чего и для кого это делать, молодые художники решали сами. И тольяттинские управленцы от «Пилигрима» точно не ошиблись, введя в постановочное трио оригинального во всех смыслах летописного спектакля «засланного казачка» из своих рядов. Без музыки Эдуарда Тишина эта уникальная работа вряд ли бы состоялась.

Ну конечно, Тишин и «Пилигрим» – понятия неразделимые. Мы говорим «кукольный театр» – подразумеваем «Эдуард Тишин». И музыка этого театрального композитора всегда была хороша, но тут, возможно, стала главной компонентной краской неожиданного, удивительного, наверное, недоразгаданного мною, но тонко привязавшего к себе живописного и очень метафоричного спектакля. Спектакля, который как сказал один мой приятель, «и жути нагнал, и до слез насмешил».

Впрочем, рассуждать о том, что важнее и первостепеннее в спектакле «Повесть временных лет», все равно что уточнять: «Вначале было слово». И слово до нас дошло. В том числе и силами драматурга Галины Пьяновой. Слово пришло из древнерусского летописного свода начала XII века – «Повести временных лет». От библейских событий. От самого что ни на есть 1117-го (!) года. И отзвучало на сцене мощью и красками голоса актера Александра Свиридова. Древнее славянское слово, понятное молодому нефилологическому современнику только разве что кровью да позвоночной какой-то памятью.

В чудеса нужно просто верить, а не пытаться раскусить оптиму каждого балетного па или рискованного циркового сальто. Как сочинял свою «Повесть» выпускник Белорусской академии искусств Александр Янушкевич, который до этой встречи уже поработал актером и режиссером в Белорусском театре кукол и худруком Пермского кукольного театра, разгадать не удастся.

Но на этот раз на почти безмолвной, малословной сцене произошла, казалось бы, неразрешенная классическими учебниками «деревянная химия», которая превратила щепки в осколки человеческих трагедий, над которыми поплакать бы вволю, да в слезах бы не утонуть. Над которыми и посмеяться бы сгоряча, да уж больно горька и возвратна спираль времен: вроде бы и прошли времена Олежи из бандитских девяностых, да только Кони все мрут не своими смертями из века в век.

Александр Янушкевич – имя, которое точно стоит запомнить, чтобы продолжать следить за уникальными работами режиссера, вдруг залетевшего в Тольятти попутным ветром. В этом году Александр уже в третий раз номинирован на «Золотую маску» со спектаклем «Сад» на сцене в Петрозаводске. А я бы проголосовала и за четвертую – за спектакль в тольяттинском театре кукол «Повесть временных лет».
Художнику-постановщику Антону Болкунову тоже уже не раз доставались «Золотые маски». Вот и на этот раз он написал свою «Повесть» так сложно и живописно, с таким удивительным ощущением бесконечности и переплетения времен, с такими естественными, такими органичными кульбитами из летописных – в наши времена, что дух порой захватывает. «Картинка» завораживает зрителя, читающего без перевода древнейшие тексты, и позволяет актерам ощутить себя частью новой формы, впервые открытой помолодевшим и обновленным по сути «Пилигримом».

Завораживает, смешит, удивляет, пугает, ворожит актерский ансамбль, в котором абсолютно ново и органично существуют артисты Александр Свиридов, Наталья Савина, Олег Лактионов, Александр Кочудаев, Марина Гамзина, Дмитрий Герасименко. Совершенно ново в новом для театра сценическом пространстве: специально построенному к спектаклю интерактивному «кабинету» на сцене стало позволено реагировать на прикосновения рук. А еще подсматривать то за буйными банными, то за кровавыми утехами «голова с плеч», то за дурашливым буйным глазом персонажа Олега Лактионова с вдруг открывающегося локального экрана в одном из «кирпичиков» необставленного художником «кабинета». Из сценографических приемов – только сумасшедшие пляски теней да «деревянная музыка» больших и малых кеглей и почти что монохром очень простой и очень «изюмистой» авторский костюмной коллекции.

Гостеприимные хозяева тепло встретили гостей со всех волостей, умудрившись не запутаться с логистикой. У директора театра Надежды Булюкиной и главрежа «Пилигрима» Янины Дрейлих получилось порадовать коллег красивым праздником и показать премьеру, достойную интереса зрителей и профессионалов.

«Спасибо вам за настроение, за тепло, которое вы все эти годы дарите нам и самым юным зрителям нашего города. Они очень чутко чувствуют вашу искреннюю любовь и отвечают театру взаимностью», – сказала заместитель главы Тольятти по социальным вопросам Юлия Баннова.

Юлия права: театр рядом с администрацией города – хорошая примета.

Марта Тонова, «Площадь Свободы», mail-ps@mail.ru

Источник

Последние новости