В предстоящую среду, 6 декабря 2017 года, в тольяттинской думе планируется утверждение бюджета на 2018 год (плановый 2019-2020 г.г.).
Этому предшествовала кропотливая работа членов согласительной комиссии, которые на протяжении месяца обсуждали статьи доходов и расходов главного финансового документа города. О том, как протекает эта работа, почему растет муниципальный долг и может ли бюджет Тольятти стать профицитным, мы поговорили с заместителем главы города по финансам, экономике и развитию Алексеем Бузинным.
— Алексей Юрьевич, какая работа проводится между первым и вторым чтением бюджета?
— Как известно, в первом чтении принимаются основные параметры бюджета — размер доходов, расходов и дефицита. А ко второму чтению документ прорабатывается уже детально. В рамках доходов прогнозируются конкретные суммы налоговых и неналоговых поступлений. Расходы распределяются по главным распорядителям бюджетных средств – это социальный блок, городское и дорожное хозяйство, финансы и экономика и т.д.
На согласительной комиссии со стороны исполнительной власти предоставляется подробный расчет по каждому источнику финансирования с обоснованиями по каждой цифре. Представители думы либо соглашаются с предложенными суммами, либо приводят свою аргументацию. Например, доходы от НДФЛ мы планируем на основании прогноза социально-экономического развития с предполагаемым ростом заработной платы по городу на уровне 4,2%. Рассчитываем, какие налоговые вычеты будут предоставлены населению на приобретение жилья, лечение, образование, выслушиваем мнение представителей налоговой инспекции. В результате мы должны прийти к единому мнению – на то она и согласительная комиссия. И таким образом прорабатывается каждая статья городского бюджета. При этом расходы обосновать всегда легче, это насущные потребности города. А правильно спрогнозировать величину доходов – это сложная задача, которая стоит и перед администрацией, представителями думы и всеми членами согласительной комиссии.
— Тем не менее, как показывает практика, точно спрогнозировать суммы поступлений получается не всегда…
— В этом плане нет каких-то строгих критериев оценки. Но если смотреть план и факт – мы, как правило, укладываемся в 5% погрешности, и это достаточно хороший показатель. Потому что учесть все процессы, которые происходят, довольно сложно. Да, сегодня мы отмечаем небольшое оживление рынка, рост объемов производства, АВТОВАЗ перешел на пятидневную рабочую неделю. Но мы не можем точно сказать, что будет с ведущими отраслями завтра. К примеру, мы не ожидали, что в первом квартале этого года у Тольяттиазота возникнут проблемы с транспортировкой аммиака по территории Украины. Тем не менее, это также сказалось на прогнозах с точки зрения объема выпуска продукции. К счастью, это не отразилось на сотрудниках предприятия. Но такие вещи предугадать довольно тяжело.
— Несмотря на стремление к диверсификации, мы по-прежнему тесно завязаны с АВТОВАЗом?
— Разумеется, хотя и в меньшей степени, чем раньше. АВТОВАЗ значительно сократил убытки, хотя на прибыль пока не выходит. Мы ожидаем, что на заводе будет проиндексирована зарплата, что повлечет увеличение отчислений по НДФЛ. У АВТОВАЗа много смежников, которые поставляют автокомпоненты, и многие из них работают на территории Тольятти. И если на заводе будет стабильность и достойный уровень зарплаты, то потребительские возможности работников возрастают и они больше покупают товаров длительного пользования. Люди начинают тратить деньги на другие услуги бытового характера, развлечения, в итоге развивается малый и средний бизнес. Это все способствует оживлению экономики.
— Вы говорите, что расходы обосновать легче. Но потребности всегда превышают возможности. Как определяются приоритетные направления для финансирования?
— На расходы депутаты всегда обращают особое внимание, потому что там много пожеланий, много обращений и наказов избирателей. Но есть негласное правило: предлагаешь дополнительные расходы — предлагай источник их финансирования. Можно, конечно, перераспределить представленные раннее расходы, но сделать это гораздо сложнее. Потому что потребности и без того на порядок превышают возможности. И прежде чем направить итоговый документ в думу, в администрации проводится огромная работа в части балансировки бюджета. Мы изначально просеиваем через мелкое сито все заявки главных распорядителей бюджетных средств. Члены рабочей группы по бюджету под руководством главы города Сергея Анташева скрупулезно рассматривают каждую статью, оставляя только самые приоритетные и эффективные расходы.
— Размер муниципального долга Тольятти приближается к 6 млрд руб., что сопоставимо с суммой расходов всего города. Только его обслуживание обходится в 600 млн руб. в год. В результате чего образовалась такая задолженность?
— Ситуация действительно тяжелая и она больше характерна для субъектов федерации. Но у регионов, как правило, долг перед федеральным бюджетом. Положение Тольятти, который в этом плане стоит особняком, еще сложнее. У нас долг большой, да еще и перед коммерческими банками. Средняя ставка по привлеченным на 2017 год кредитам составляет 9,4 % и это с учетом того, что Сбербанк пошел навстречу и снизил ставку до 8,8% годовых. Сложившаяся ситуация в принципе не типична для муниципалитетов, но мы, как крупнейший моногород страны, оказались ее заложником. Такой «разрыв» образовался после того, как АВТОВАЗ передал в город детские сады, объекты соцкульбыта, спортивные сооружения. Муниципалитету пришлось взять содержание всей этой инфраструктуры на себя, а это глобальные расходы – порядка 1 млрд руб в год. У города не было иного выхода, кроме как привлекать кредитные средства, отсюда и образовался такой долг.
— Есть ли какой-то выход из сложившейся ситуации?
— Мы выходим с предложениями, чтобы в отношении нашего города можно было бы применить систему реструктуризации долгов, а именно – замещение их средствами Центробанка и федерального бюджета через бюджетное финансирование. Это повлечет снижение ставки, и, соответственно, уменьшение расходов на обслуживание муниципального долга. При этом высвободившуюся сумму, которую сегодня тратим на проценты по кредитам, мы бы направили на погашение задолженности перед банками. Сейчас федеральное казначейство кредитует нас под 0,1% годовых, однако взять в долг единомоментно мы можем не более 500 млн руб. на срок до 50 дней. Мы этим механизмом активно пользуемся, в результате чего в текущем году нам удалось сэкономить 32 млн. рублей.
— Реально ли Тольятти в будущем добиться профицитного бюджета?
— Реально, но при этом надо будет потуже затянуть пояса и отказаться от каких-то вещей. Либо заместить финансирование определенных мероприятий средствами областного или федерального бюджета. Как это, к примеру, получилось в текущем году с благоустройством. Благодаря программе «Комфортная городская среда» нам удалось привлечь порядка 195 млн руб. областных средств и по факту выполнить объем работ даже больший, чем мы делали раньше за счет средств местного бюджета. Помимо этого, 85 млн руб. было выделено на обустройство спортивных площадок. Определенные надежды связаны у нас с финансированием мероприятий, включенных в план празднования 50-летия выпуска первого автомобиля. Это будет серьезным подспорьем при прочих равных в борьбе за сужающийся федеральный бюджетный пирог.
Если сработают механизмы замещения средств, если нам удастся выполнить запланированные мероприятия по увеличению собственных доходов и сокращению неэффективных расходов, — вкупе все эти составляющие могут дать в результате выходы на профицитный бюджет. Это серьезный комплекс мероприятий, который требует значительных усилий и отдачи, и над реализацией которого мы активно работаем.
Официальная страница Администрации г.о. Тольятти
Читайте также
Последние новости