Спектакль «Год змеи» — работа, главным персонажем которой неожиданно стал наш земляк Василий Баныкин.
Из истории — на сценические подмостки он попал благодаря другому нашему земляку — молодому тольяттинскому по происхождению, а ныне самарскому драматургу Сергею Давыдову.
Ничего, что их развело время и Давыдов молод, говорит он с нами на вполне современном, таком же молодом, как он сам, языке. Зато в МДТ появился спектакль, который неожиданно оживил, приблизил через десятилетия героя писанных-переписанных учебников истории к современникам драматурга. Дал почувствовать горячий пульс хрестоматийной фигуры, которая давно уже для большинства земляков существует как географически-топонимический штамп: да, именем этого героя названы улица и больница. Но вот как он жил, кого любил, что оставил в наследство новому веку?
Режиссер Олег Толоченко задумывал этот спектакль уже давно. В поисках драматурга-союзника прошло около пяти лет. Синопсис, созданный режиссером, стал основой работы Сергея Давыдова, результат которой теперь уже могут оценить постоянные и наверняка новые зрители МДТ. Кажется мне, что работа эта обязательно привлечет к себе новых поклонников этого театра, потому что режиссер-постановщик не побоялся пробиться через «краеведческий» привкус имени, о котором, конечно, же знают все и не знает почти никто. Историков, музейщиков и краеведов в этом смысле в расчет не берем.
Не документ
Нет, работа не носит документального характера. Это не историческое, а художественное произведение, с которым наверняка можно поздравить и Олега Толоченко, и Сергея Давыдова, и каждого из актеров этого спектакля, и, конечно же, самого Василия Баныкина. Может быть, Баныкина прежде всего.
Двух сценических Баныкиных — тоже. Потому в спектакле — два возраста главного героя. И маленького Василия в спектакле играет совершенно юный артист Володя Кашкарцев, а юного и взрослого фельдшера — Вячеслав Смильский.
У Смильского — новое лицо, говорят, очень похожее на прототипа главного героя пьесы. И еще новые, чистые и очень простые интонации какой-то новой сценической правды, которая благодаря Толоченко тихо затягивает зрителей и актеров «Года змеи» в яростную и жесткую историю из учебников, в которой герои и жили, и любили, как обычные люди с улицы Баныкина.
Да, Баныкину повезло любить. И его Вареньке (артистка Ольга Епихова) тоже повезло узнать счастье любви. До смерти. Насмерть. Режиссеру удается очистить спектакль от надрыва и любовной сладости.
Точнее не допустить этого надрыва. И еще взгляда на историческую фигуру исподтишка. Олег Толоченко смотрит на своего героя честно и просто, как может сделать это честный и талантливый потомок и земляк.
Светлый и темный
Спектакль открывает зрителю новые актерские грани. Традиционно светлый Григорий Береснев по воле режиссера вдруг переходит в клан темных. Береснев со своим Гуриным открывает нам ту же простоту человеческой подлости и делает это так убедительно, что ближе к финалу становится больно и страшно заглядывать в эти знакомые, красивые, но совершенно новые гурински-бересневские глаза.
Запоминается роль на грани, когда одно неверное движение может превратить Соплю (артист Александр Кудрявкин) в мальчика-фарс. Запоминается работа Владимира Хохлова и его Ленька, на долю которого приходится финальная точка в сценической версии жизни Василия Баныкина.
Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru
Читайте также
Последние новости