В Тольяттинском краеведческом музее состоялась 1-ая презентация проекта ТКМ «Семейные АзБуки» (победителя Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018») перед профессиональным сообществом.
Событие прошло на круглом столе «Белые пятна локальной истории», организованном Тольяттинским краеведческим музеем и Управлением по делам архивов администрации г.о.Тольятти в рамках двух крупных событий: региональной конференции «Татищевские дни в Тольятти» и Фестивалем «АрхивFEST». Оно объединило представителей архивной службы, краеведов, музейных специалистов, историков, философов, педагогов (в т.ч. профессоров, докторов и кандидатов наук, доцентов кафедр различных ВУЗов). Присутствовала на мероприятии и молодежь: студенты-историки, молодые ученые, старшеклассники.
В составе участников: Управление по делам архивов администрации г.о.Тольятти; Тольяттинский государственный университет (кафедры «История и философия», «Педагогика и методика преподавания»), РГГУ, Поволжский государственный университет сервиса (кафедры «Философия, история и правоведение», «Дизайн и декоративное искусство»); Институт финансов, экономики и управления (кафедра «Менеджмент организаций»), Тольяттинский краеведческий музей, Городской музейный комплекс «Наследие», Музей ТГУ, Парковый комплекс истории техники им. К.Г.Сахарова, Тольяттинская библиотечная корпорация, «РО ММФС ЮНЕСКО в Поволжье», Ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков Самарской обл., Ассоциация психотерапевтов и психологов Тольятти, Центр профессионального развития «Деловой подход» и др. Всего на мероприятии присутствовали 61 чел. (из них 41 чел. — представители профессионального сообщества, 20 чел. — студенты-историки ТГУ, старшеклассники тольяттинских школ).
На круглом столе выявлялись актуальные темы для будущих научных исследований, а также обсуждался проблемный подход к рассмотрению истории (который формирует новые «белые пятна» в, казалось бы, известных областях). Особо остро прозвучал тезис о «Тольятти как «потерянном тексте» (утрата культурного наследия в связи с переносом города в середине прошлого века в связи с великой индустриальной стройкой (ГЭС) и опытом СССР с его специфическим отношением к прошлому (вплоть до ликвидация фактов и артефактов). Профессиональное сообщество осталось единодушным в понимании необходимости воссоздания «потерянного текста», что называется, по крупицам. И здесь, кроме необходимости сбора и анализа документов эпохи (в т.ч. в архивах Петербурга, Москвы, Самары), необходим адекватный образовательный и методический инструментарий для трансляции документальной истории современникам и подрастающему поколению — в проблемном ключе.
Презентация проекта ТКМ «Семейные АзБуки» вызвала большой резонанс в профессиональном сообществе. Оказалось, его проблематика и инструментарий — восстановление нарушенных в СССР межпоколенных связей, формирование образа предка как значимого внутреннего объекта для подростка и семьи в 21 веке через специальную образовательную программу на основе документа музея и семейного архива — созвучны актуальной концепции современной истории и философии о «воссоздании потерянного текста» через установление связи с предшествующими поколениями. Особый интерес вызвало участие в разработке программы, кроме музейных специалистов, профессиональных психологов — членов Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти. Напомним, что тема «Психологические механизмы культурной идентификации в социокультурном пространстве музея» разрабатывается в ТКМ на протяжении последних 10 лет (работы по данной теме на основе реализованных проектов музея — победителей российских грантовых конкурсов защищены на кафедрах «Общей психологии» ТГУ, «Клинической психологии» МИСАО, издано методическое пособие (рецензировано на кафедре «Истории и философии» ТГУ), имеются публикации). Психологический инструментарий активно внедряется в современную музейную педагогику в проектно-программном режиме.
На презентации проекта были представлены продукты программы дополнительного образования «Семейные АзБуки» — настольные и ролевые игры на основе документа локальной истории, занятия-тренинги на основе семейного документа, музейные уроки; показан конкретный методический инструментарий. Апробация программы начнется уже в мае на площадке Тольяттинского социально-экономического колледжа и далее продолжится на базах Школы № 93, Музея, Воскресной школы храма иконы Казанской Божьей Матери Тольятти. В конце 2018 года технология будет транслирована на региональной конференции с участием интегрированного профессионального сообщества, занимающегося вопросами сохранения памяти (локальной/национальной и семейной истории в 21 веке).
Локусом программы является предок — разных поколений 20 века («советский» и «досоветский»), а также его ценности, которые утрачивались из поколение в поколение в историческом времени (с учетом влияний 1917 г.) и которые передавалась по наследству через семейную традицию. Морально-нравственные выборы предков в особых исторических реалиях в программе проясняются, накапливаются (в т.ч. через исследование семейной истории по специальной методике) и рассматриваются как ресурс для современника. Особо акцентируется вклад предков (мужчина, женщина, ребенок) в дело сохранения собственной семейной системы на протяжении исторических перипетий 20 века (в опыте революции, мировых войн, репрессий, раскулачивания, героизации); выделяется опыт преодолений и поддержки в истории семьи. Ввиду обрывочных сведений в истории своей семьи в отдельные исторические периоды музейный документ и редкая книга, а также аналогичные документы из семейных архивов горожан выступают механизмом «восполнения утраченного текста» в связи с опытом предка. Они позволяют прояснить обстоятельства жизни, морально-нравственные выборы предшествующих поколений семейной системы, оказавшие влияние на историю и судьбу потомков, и через методику программы установить эмоциональную связь с тем (важным), которого (как бы) — нет.
Из отзывов участников круглого стола о презентации проекта «Семейные АзБуки»:
— «Ваша программа как раз работает с воссозданием «утраченного текста», установлением связи современника с предком — нужно лоббировать ее на уровне Департамента образования Тольятти, чтоб она широко внедрялась в школах», — В.М. Селиванов, кандидат философских наук, профессор кафедры «Философия, история и правоведение» Поволжского государственного университета сервиса,
— «Методический инструментарий проекта очень интересен», — Руденко И.В., профессор кафедры «Педагогика и методика преподавания» Тольяттинского государственного университета,
— «У меня возник вопрос: заинтересованы ли авторы проекта в увеличении количества экспериментальных площадок в рамках школ? Есть предложение предоставить нашу базу», — Самарин А.В., МБУ «Гимназия № 35»,
— «Интересна идея установления эмоциональной связи с предшествующими поколениями в программе «Семейные АзБуки». Меня удивило, через какие концепции игр устанавливаются связи с людьми, переживавшими те или иные события», — Силинтьев Алексей, учащийся 10 класса.
Читайте также
Последние новости