Следующая новость
Предыдущая новость

Счастливый житель Тольятти: Ближайшее будущее города

Счастливый житель Тольятти: Ближайшее будущее города

В городской думе началась работа над реализацией социально-экономического развития Тольятти до 2030 года. Депутаты приняли доработанный по их рекомендации вариант программы, предложенный администрацией города, и теперь предстоит совместная работа над тем, чтобы эти планы стали явью.

Счастливый тольяттинец

Напомним, что представленный в думу документ, а именно план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города, — это логичное продолжение той стратегии, которую нам разработали специалисты РАНХиГС и местные эксперты, приглашенные для ее анализа и внесения предложений. Благодаря последним мы видим, что усилия администрации сосредоточены вокруг интересов человека — тольяттинца.

Некоторые из экспертов «Панорамы Тольятти» в начале дискуссии о том, на что должна была быть ориентирована тольяттинская стратегия, несколько раз повторили: в центре должен стоять тольяттинец будущего. Таким образом, в плане мероприятий по реализации социально-экономического развития города мы видим 7 приоритетов, понять которые может любой горожанин, даже без специального образования. Перечислим их: человеческий потенциал, городское общество и идентичность, возможности для каждого, город больших проектов, экогород, город жизни, Тольятти мобильный.

Под каждое из этих направлений заложены муниципальные программы, которые либо уже финансируют, либо планируют финансировать за счет городских денег и средств вышестоящих бюджетов. Хотя авторы плана максимально упростили название приоритетов, вопросы могут остаться, поэтому поясним. Приоритет «возможности для каждого» — это про поддержку предпринимателей, в «городском обществе и идентичности» содержится много опросов и мероприятий, связанных с краеведением через туризм. Город жизни — это направление, в котором речь идет о программах благоустройства. Тольятти мобильный включает большие дорожные стройки типа моста в Климовке и развязки на М5.

Если углубиться в таблицу на 125 листах, описывающую, как именно будут реализовываться приоритетные направления, то можно увидеть, что тема стратегирования тольяттинского будущего, которое принято называть социально-экономическим развитием, нафарширована старыми и новыми мероприятиями от души. Старых мер развития больше, чем новых. Депутатов эти планы сначала не устроили. Кому-то, как, например, депутату Ольге Сотниковой, не хватило понятных перспектив по строительству детских садов, школ и прочей социальной инфраструктуры. Другие депутаты считают, что в плане нет амбиций. Кому-то из народных избранников не хватает более тесного контакта с администрацией в работе над этой темой (см. комментарии).

— Помните сеятеля, которого Остап Бендер рисовал на корабле? Человек, вокруг которого написан этот план, выглядит так же плоско, — считает один из источников «Панорамы Тольятти». — Это потому, что тольяттинец в нем привязан к плану, а должно быть наоборот. Наши планы должны ориентироваться на конкретных людей, а не некий образ, сформированный по опросам.

Охваченные спортом

Следует отметить, что в начале согласования в думе за отклонение плана, предложенного заместителем главы города по экономике и развитию Алексеем Бузинным, дума проголосовала довольно дружно, несмотря на серьезные разногласия в других весомых вопросах. То есть качество нашего стратегирования не вполне устраивает не только коммунистов, но и другие партии, несмотря на размеры документа. Общий объем проделанной работы, по словам Бузинного, отразился почти на 2 тысячах страницах.

К слабым местам представленного плана наблюдатели относят то, что в нем мало новых целей, задач и инициатив со стороны администрации. Не наблюдается четкой траектории движения от сегодняшнего состояния муниципалитета к лучшему. Между задачами и инструментами их решения явно наблюдаются пробелы. Возьмем самый простой и понятный всем пример. В приоритете развития под названием «человеческий потенциал» указано, что доля тольяттинцев, систематически занимающихся физической культурой и спортом, со временем должна будет составить 51%.

Очень интересно было посмотреть, как же планируется решить эту задачу, но, листая перечень мероприятий, добраться до этого не удалось. И не потому, что в документе «много букв», просто в нем нет понятной связи между поставленной целью и способами ее достижения. Так же бессвязно выглядят и некоторые другие составляющие плана. Чем этот документ действительно полезен рядовому тольяттинцу, так это тем, что он в доступной форме содержит перечень городских программ, которые так или иначе работают, и этим можно пользоваться.

Недовольны планом были и аналитики думы, они отмечали: «Предлагаем администрации пояснить отсутствие в Положении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа Тольятти и Программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа Тольятти. По нашему мнению, без данных документов система планирования носит незавершенный характер».

План Бузинного противоречит методологии стратегирования в принципе, считают некоторые источники «Панорамы Тольятти». Такие цели, как, например, «Стратегическая цель (2-й уровень) — cохранение и преумножение человеческого потенциала и формирование условий для всестороннего развития горожанина XXI века, обеспечение потребностей в области образования, здравоохранения и спорта» — это и вовсе не цель, а некое состояние, к которому непонятно, как стремиться. Иначе говоря, фантазии, заменяющие реальный разговор на сложные тольяттинские темы.

Комментарии

Алексей Бузинный, заместитель главы администрации по экономике и развитию:

— Инструментами для реализации стратегии и в том числе плана стратегии являются прежде всего муниципальные программы, а они приводятся в соответствие с возможностями бюджета. Первичны возможности бюджета, дальше — муниципальные программы, которые соответствуют параметрам утвержденного бюджета. Мы можем нарисовать огромное количество пожеланий, но если они не будут сочетаться с возможностями бюджета, то никогда не будут исполнены. Основные направления того, к чему мы должны стремиться, есть — они отражены в плане. Сегодня программы приводятся в соответствие с национальными проектами. Это еще одна задача, которую ставят перед нами и федерация, и областное правительство.

Татьяна Никонорова, депутат ТГД:

— Речь о создании рабочей группы зашла потому, что уже сейчас у юристов и аналитиков думы есть пакет замечаний, которые проигнорировать невозможно. Мы должны прийти к какому-то консенсусу, в том числе с администрацией. Конечно, мы можем предоставить все свои «хотелки» — но вы можете сказать, что они нереалистичны. Пока есть настрой на то, чтобы эта работа была оперативной. Что касается включения, в план амбициозных мероприятий, то это же не порождает обязанность их финансировать. Мы будем о них помнить и учитывать при наших обращениях в вышестоящие органы.

Николай Остудин, председатель ТГД:

— Мы говорим о стратегии, национальных проектах, программах и при этом понимаем, что на всё бюджета не хватает, поэтому и появляется понятие приоритетов. Пожелания будут больше наших возможностей — это наши цели, которые мы медленно, но верно должны достигать. Если мы берем факты из местных программ, то не достигаем многих целей. Методология говорит о том, что в стратегии должны быть расставлены приоритеты. На рабочей группе мы их рассмотрим, оценим и взвесим.

Георгий Акоев, депутат ТГД:

— Любой план хорош своей гибкостью, мы знаем, что есть объективные факторы, которые могут его менять. Я считаю, рабочая группа по разработке такого плана должна существовать, и долго, потому что внесение ею актуальных изменений и даст возможность быть гибкими. Мнение специалистов думы не всегда слышат работники администрации, и хотелось бы, чтобы наше сотрудничество было теснее.

газета «Панорама Самарской области» от 15 июля 2019 года

Источник

Последние новости