Следующая новость
Предыдущая новость

Сегодня искусство стараются не критиковать

15.12.2018 22:27
Сегодня искусство стараются не критиковать

В популярном фильме «О чем говорят мужчины» один персонаж рассказывает, как он ходил по музею Гуггенхайма в Нью-Йорке и среди аналогичных арт-объектов увидел на двери табличку со смутившей его надписью«туалет не работает». «Никогда ведь не поймешь, туалет не работает или это современное искусство», – жаловался он. С этой истории началась лекция проекта «Химия слова», как раз посвященная современному искусству.

Лекцию читала руководитель отдела современного искусства художественного музея Александра Щербина.

– Я первый тольяттинский лектор среди участников этого проекта, – отметила она,– но не последний…

Это верно. В уже появившейся программе проекта на следующее полугодие – лекция молодого тольяттинского архитектора Михаила Солодилова, посвященная модернизму Автограда. А еще предстоят встречи с полюбившимися нам Алексеем Паевским и Леонидом Клейном, знакомства с новыми именами.

Александра Щербина взяла на себя просветительскую задачу, обозначив тему лекции: «Как понимать современное искусство». Но сначала проверила знания зала, предложив поучаствовать в квизе. Квиз на самом деле – просто викторина, посредством интернета в нее поиграли около ста слушателей. Что-то вроде массовой игры в «Кто хочет стать миллионером?», когда нужно выбрать из четырех ответов правильный. Только все вопросы касались современного искусства и были порой очень сложные. Например:

– Именно этот цвет стал фирменным для художника Ива Кляйна, который его запатентовал. Какой это цвет? В 1917 году Марсель Дюшан вызвал скандал, выставив писсуар, какое название было у этой работы?

Три девушки стали лидерами в игре, за что получили пригласительные на выставку отдела современного искусства.

Сама лекция была разделена на части, в каждой из которых Щербина отвечала на определенный вопрос по общей теме. Первый вопрос: «Когда началось современное искусство?» Как ни удивительно, довольно давно – в 1863 году, когда Эдуард Мане выставил в парижском «Салоне независимых» свою «Олимпию». Картина вызвала резко негативную реакцию всех, кто ее увидел. Хотя это лишь обычный портрет обнаженной женщины, причем ее поза практически дублирует Венер Джорджоне и Тициана.

– Но это не античный образ…

Лектор указала на некоторые детали: модные туфельку и украшение на шее. А главное, «Олимпия» было типичное в то время имя куртизанки.

Очень подробно лектор разобрала все особенности современного искусства и причины его возникновения. Принципы искусства в целом были заложены еще Аристотелем, по его долгое время непререкаемому мнению, искусство должно было лишь подражать действительности. Оно могло быть либо пространственным – живопись, скульптура, либо временным – поэзия, музыка.

Толчком для развития современного искусства стало появление в 19 веке фотографии, которая несравненно лучше выполняла функцию копирования действительности, чем живопись. Масла в огонь подлил и философ Эрнст Мах, который был также физиком-оптиком. Он заявил, что мир – это комплекс субъективных ощущений человека, он есть понятие относительное, итог чувственного опыта, ощущений и впечатлений. Добавлю от себя: видимо, с его подачи сегодня любой художник на критику в адрес своей картины может с вызовом ответить:

– А я так вижу!

Появились импрессионисты, «впечатленисты» в переводе. Пуантилисты взяли на вооружение открытия в области физиологии зрения, сделанные другим ученым, Германом Гельмгольцем,– создавали изображение из точек чистого цвета, какие мы получаем на сетчатку глаза.

Таким образом, художники использовали последние научные открытия, отражая действительность, они шли в ногу со временем – появились самолеты, велосипеды, фотография, и это нельзя было игнорировать, пребывая в условных рамках, созданных Аристотелем.
– Современное искусство говорит о современном мире…

Для аналогии лектор взяла два мифических образа: Нарцисса и Марсия. Первый только любовался своим отражением, второй развивал искусство, бросая вызов богам. За что с него сняли в итоге кожу…

Но вряд ли современное искусство ждет такая же печальная участь, хотя на протяжении полутора столетий его представители боролись с общепринятыми мнениями, вызывая на себя гнев критиков, создавая новые течения в искусстве. Сегодня искусство стараются не критиковать, разве что безобидно пошутят, как в том фильме.

Но иногда искусство пользуется необычными выразительными средствами, чтобы напрямую найти путь к эмоциям зрителей. Например, были продемонстрированы на слайдах две работы. На одной из них – груда покореженных железных прутьев. Это работа китайского художника АйВэйвэя «Кузница», сделанная в 2008 году из арматуры с места страшного землетрясения. А работа «Номера» чеченца Аслана Гайсумова представляет расположенные в ряды с большими пробелами таблички домов. Как мы догадываемся, тех домов, что уцелели после бомбежки.
Таким образом, современное искусство может быть всем, чем угодно, располагаясь каким угодно образом и во времени, и в пространстве.

Часто цитируют Казимира Малевича:

– Всегда требуют, чтобы искусство было понятным, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию. Социалисты стали на ту же дорогу, с таким же требованием к искусству, как купец, требующий от живописца вывесок, чтобы он изобразил точно те товары, которые имеются у него в лавке, и думают, что искусство – для того, чтобы писать понятные бублики…

И все-таки, согласитесь, есть и те, кто надеется под прикрытием современного искусства создать очередное несуществующее «платье короля» и просто эпатировать публику. Это я про писсуар, хотя ведь тоже искусством признано. И есть те, кто пишет «понятные бублики», будучи одновременно и очень современным, и вполне обласканным публикой. Искусство– субстанция тонкая и многомерная. Лекция Щербины приоткрыла завесу над множеством тайн, пробудив интерес к новым открытиям в этой области.

А следующая встреча, последняя в уходящем году, состоится уже в эту пятницу, в 19 часов. Знакомый завсегдатаям проекта «Химия слова» московский профессор-биолог Вячеслав Дубынин прочтет лекцию на вечно животрепещущую тему «Мозг и еда». Не пропустите!

Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 50 (1229) 14.12.18
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

Источник

Последние новости