14 — 15 декабря 2018 года в Тольяттинском краеведческом музее прошло заключительное мероприятие проекта «Семейные АзБуки» (при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018»).
Это региональная научно-практическая конференция «Ресурсы локальной и семейной истории, документального культурного наследия территории для «укоренения» подростка и семьи в 21 веке». Партнерами конференции выступили: Тольяттинское управление Министерства образования и науки Самарской области, Департаменты культуры, образования, социального обеспечения администрации г.о.Тольятти, Управление по делам архивов администрации г.о. Тольятти, Ассоциация психотерапевтов и психологов Тольятти, Приход в честь иконы Казанской Божией Матери Тольятти, Тольяттинский социально-экономический колледж, Школа №93 Тольятти.
Конференция объединила на своей площадке более 70 человек — представителей 15 музеев ПФО, 20 учебных заведений Тольятти и ПФО (школ, колледжей, ВУЗов), учреждений дополнительного образования, психологического сообщества города, воскресных школ. География конференции: Тольятти, Октябрьск, Новокуйбышевск, Самара, Казань, Сызрань, Ульяновск, Ижевск, Йошкар-Ола, Саратов, Балашов, Чапаевск, Похвистнево, с. Кинель-Черкассы, с. Дубовый Умет, с. Усолье, с. Большая Рязань. На конференции представлялась и транслировалась программа ТКМ «Семейные АзБуки» (авторы — Л.В. Черняева, А.В. Смирнова, М.Н. Желтиков), разработанная на стыке музейной педагогики, психологии, документоведения и религиоведения, с использованием документов музея и семейного архива.
Все участники конференции получили полные методические пакеты программы «Семейные АзБуки». На основании заключенных договоров в течение полугода программа будет апробирована на базах 15 музеев ПФО и 20 учебных заведений, психологических центров, воскресных школ Тольятти и ПФО.
Из отзывов участников конференции:
— Опыт проведения занятий по программе «Семейные АзБуки» ТКМ очень интересен, хочется применять его в Национальном музее Республики Татарстан. Уезжаем с чувством радости, огромного интереса и воодушевления;
— В работу возьмем методику проведения музейных уроков, тренингов, духовных бесед, с которыми познакомились на мастер-классах, будем участвовать в реализации проекта. На конференции получили много новых знаний и новых методов работы, уезжаем с чувством удовлетворения (Кинель-Черкасский историко-краеведческий музей);
— Будем активно использовать программу «Семейные АзБуки» во внеурочной деятельности, завершаем конференцию с чувством наполненности, осознанием важности донести программу до учеников (Школа № 60 им. С.П.Королева, г. Тольятти);
— Интересна идея проекта: сохранение семейных ценностей и их открытие через анализ нематериального наследия семьи и музейные документы в 21 веке (Музей Новокуйбышевска);
— Эмоции задеты самые глубинные, которые редко поднимаются со дна человеческой памяти — как зов предков и их послание нам из глубины веков. Чувствую теплоту к своим дедам, проникновение в темноту памяти (педагог доп.образования ЦДЮТ «Эдельвейс»);
— Для своей деятельности в музее возьму все ваши советы, мастер-классы, ваш опыт, знания и, конечно же, вашу очень нужную программу, заставляющую понять, кто мы, для чего живем, кто наши предки, зачем нам нужна семья. Уезжаю от вас с чувством глубочайшей благодарности за гостеприимство, за то, что вы проводили такие интересные и познавательные занятия с нами (Балашовский краеведческий музей);
— Программа «Семейные АзБуки» соответствует целям и задачам работы «Детского музейного центра» Национального музея Республики Марий Эл. Она органично дополнит наши разработки в области музейной педагогики;
— На вооружение возьмем методику, постараемся адаптировать программу, составить свои игры по аналогии (Исторический парк «Россия — моя история» г.Саратов);
— Удивила концепция программы «Семейные АзБуки» и система взаимодействия межведомственных структур: образование, психология, духовенство, музей; масштабность, продуманность идеи — от дизайна до программного материала. Понравилась интерактивность построения занятий, задания, заставляющие думать о заданном вопросе на протяжении еще долгого времени после занятия. Уезжаю с глубоким чувством благодарности за настоящий подарок, которые лучшие специалисты разработали и нам подарили для реализации (Детский епархиальный образовательный центр при Храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы);
— По результатам конференции в свою работу возьму психологические механизмы культурной идентификации. Уже после первого дня апробировала в своей семье. Очень интересно было выступление дизайнера Э.В.Фоминой с расшифровкой логотипа программы. Много практического материала получено на мастер-классах. Очень интересно! (Тольяттинский политехнический колледж).
Особенность программы «Семейные АзБуки» ТКМ в том, что она предполагает воссоздание образа предка (советского и дореволюционного периодов) как личностно-значимого, осуществление с ним ценностного обмена, восстановление нарушенной в советский и постсоветский периоды связи поколений. Программа использует комплекс методов, который позволяет восстановить картину мира исторической эпохи, контекст нравственных выборов предков в сложные исторические перипетии национальной истории, оказавших влияние на семейную/локальную/национальную историю, выбрать из опыта предков необходимое для личного будущего (стратегии преодолений, расширение поведенческих моделей, опыт созиданий, ответственности, опыт сохранения семьи и традиционных семейных ценностей).
Методология программы позволяет работать с ценностным основанием опыта предшествующих поколений в условиях скудости семейных документальных архивов и семейной истории, используя комплекс методов: исторической и психологической реконструкции, погружения, ценностного моделирования, генограммы и социограммы, творческой мастерской, дидактической и ролевой игры на основе музейных документов и редких книг советского и дореволюционного периода, с вовлечением традиционного и формализованного способов анализа документов, феноменологического анализа. Программа состоит из 14 занятий (творческих мастерских, музейных игр, тренингов, духовных бесед с анализом источников советского и дореволюционного периодов) и может применяться в четырех форматах: как дополнительная образовательная программа, как музейно-образовательная программа, как дополнение к курсам истории и обществознания, в коррекционных и развивающих программах психолога при работе с подростками и семьей.
Программа апробирована, рецензирована, оформлена в виде методического пособия и рабочей тетради для специалиста (со сценариями всех занятий), снабжена двумя настольными играми на основе документов музея и семейных архивов горожан. При использовании программы в других городах материал может дополняться и заменяться, внося региональный компонент в национальную историю, вовлекая семейные истории и архивы местных жителей и местных музеев.
По результатам апробации программы ТКМ «Семейные АзБуки» в музеях, учебных заведениях, воскресных школах Тольятти и ПФО опыт уже сетевого проекта «Семейные АзБуки» будет обобщен в Тольяттинском краеведческом музее, опубликован. Он станет основанием для дальнейшего проектно-программного развития направления «укоренения» подростков и семей в «бескорневом» обществе постмодернизма в Тольятти и на просторах постсоветского пространства страны.
Читайте также
Последние новости