Следующая новость
Предыдущая новость

Содержать набережную город не сможет: Уже есть желающие

На презентацию проекта реконструкции набережной Автозаводского района собралось на удивление мало людей (от силы полсотни), причем треть из них – чиновники и работники муниципальных учреждений, лица которых можно узнать даже под масками. Проходило мероприятие в прохладном павильончике сквера, построенного к 50-летию ВАЗа, так что народ стоял в теплых куртках (а некоторые и в шапках), пытаясь мысленно греться, разглядывая картинки с красивыми летними пейзажами.

– Все мы знаем, что большая часть набережной находится в неудовлетворительном состоянии, а кое-где есть даже аварийные участки, – сказал руководитель управления архитектуры и градостроительства мэрии Аркадий Шишкин. – Настало время исправлять ситуацию. Есть рабочий проект, который прошел все необходимые экспертизы, получено разрешение на строительство, сейчас идет процедура выбора подрядчика.

Напомним, что в последний раз проект реконструкции набережной обсуждали год назад в более теплом и просторном помещении ДКИТ. За это время его немного подкорректировали (к примеру, убрали пешеходный мост), но основные моменты удалось сохранить. Очередной повод для презентации появился в связи с тем, что нашему городу пообещали 4,9 миллиарда рублей на трехлетний период, что позволит уже в 2021-м начать работы на объекте.

– Вестись они будут в три этапа, – уточнил Шишкин. – Начнем с западного пляжа (длина чуть менее километра). Мы решили, что неправильно взять и разворотить всю территорию сроком на три года. Поэтому решили сделать, как в Самаре: сначала полностью выполнить работы на одном участке, потом перейти ко второму. Общая протяженность набережной – 3,2 километра (от Физкультурного проезда до пересечения с проспектом Степана Разина), ширина планируемой реконструкции – от 28 до 130 метров.

Среди присутствовавших мы увидели мэра Сергея Анташева (он предпочел наблюдать за происходящим со второго этажа и лишь ближе к концу мероприятия спустился), главу Автозаводского района, директора ДКИТ и вроде бы даже главный врач 5-й горбольницы Николай Ренц присутствовал, хотя узнать его под маской было нелегко. А вот простые горожане оказались не столь активны, хотя, с учетом коронавирусных проблем и не столь горячей (в отличие от схемы теплоснабжения) темы, это не сильно удивило. К примеру, год назад на обсуждении в ДКИТ было много пенсионеров, а теперь они по домам засели – ждут окончания пандемии.

Сразу скажем, что строить набережную заново не будут (это, видимо, требует гораздо больших расходов), а восстановят и усовершенствуют уже имеющиеся конструкции. Сохранят главную пешеходную дорожку возле воды, рядом сделают велосипедную, приведут в порядок спортивную гавань, установят современное освещение, займутся озеленением.

– Лестницы там очень хорошие, широкие, из гранита сделанные, – отметил Шишкин. – Мы их обязательно сохраним, реконструируем, чтобы люди могли подняться на второй (обзорный) уровень, где, помимо прочего, располагаются парковки, рассчитанные на 420 автомобилей. Есть оградительная решетка, дизайн которой в свое время разработал Марк Демидовцев. Это историческое наследие, которое необходимо сохранить. Кстати, часть таких решеток мы видим в городе – ими кафе огородили. Еще на «Волне» стопочка лежит. Нужно их собрать и вернуть на место. Плитку на тротуаре уложат современную, разноформатную, иногда – цветную, так что выглядеть она будет нескучно.

Дальше говорили про берегоукрепление, а еще о том, что появятся локальные очистные сооружения, которые позволят избежать грязных стоков от дождей или растаявшего снега в воду у пляжей. На набережную планируется пустить пассажирский транспорт, правда, остановка пока будет лишь одна – в районе кафе «Причал-8» и картинговой площадки (спуск от «Веги»). Это далековато как от западного, так и от восточного пляжей, а значит, у проекта есть уже как минимум один существенный минус.

При желании можно найти и другие. К примеру, никто не обмолвился на презентации о состоянии волжской воды, ведь в августе находиться на набережной порой просто противно из-за запаха водорослей. Тут ни пункты проката не спасут, ни кафешки. Кроме того, судя по представленным компанией «Базис» эскизам, сама пляжная зона фактически не изменится. Даже защищающих от солнца металлических зонтиков проектировщики нарисовали минимум, как бы давая понять, что не стоит рассчитывать на прорыв.

В остальном же всё вполне симпатично и современно: амфитеатр на 750 мест, где можно будет проводить различные мероприятия, а рядом с ним – так полюбившиеся детворе «сухие» фонтаны, бьющие прямо из асфальта. Еще детские и спортивные площадки, лавочки, беседки, пункты полиции и спасателей. Зарезервированы места, которые будут отданы бизнесменам под кафе, пункты проката и прочие востребованные отдыхающими объекты.

Особую активность при обсуждении проявляли члены клуба «моржей», которые напомнили, что их домики стоят на привычном месте без малого полвека и всё это время никому не мешали:

– Как минимум 200 человек регулярно приходят, занимаются зимним плаванием. Много молодежи, и даже свой чемпион мира есть – Роман Петров. Люди волнуются, поскольку не знают, что теперь будет? Места для бизнесменов вы зарезервировали, а мы как же?

– Ну у вас же там нестационарные объекты – вагончики, – ответил заместитель мэра по имуществу и градостроительству Олег Захаров. – Мы не можем их в таком виде оставить, это будет не очень красиво смотреться. Уже после реконструкции набережной организация, которая займется ее эксплуатацией, станет заключать договора на установку нестационарных объектов. Вот тогда и с вами вопрос решат.

Некоторые «моржи» сочли перспективу туманной и попробовали спорить, надеясь получить от Захарова или Анташева какие-то гарантии.

– Вы нас сейчас снесете, но непонятно, сколько будет вестись реконструкция. Клуб всё это время будет закрыт? Дайте тогда другое место.

– Когда начнется стройка, находиться там будет опасно прежде всего вам самим, – ответил Захаров, а стоявший в двух шагах мэр предпочел промолчать.

Позже, при обсуждении другой темы, он все-таки обмолвился про зимнее плавание:

– «Моржей» уважаю, но вагончики там точно ставить не будем. Никто вас не выгоняет, но инфраструктура не может выглядеть так, как сейчас. Сделайте нормальный вид, чтобы он соответствовал уровню набережной.

Удастся ли сделать набережную привлекательной круглогодично, пока непонятно. Многое зависит от количества досуговых объектов – если будет у людей возможность посидеть за чашкой кофе в теплом помещении на берегу или, наоборот, взять в прокат лыжи, то посещаемость обеспечена. А еще можно бесплатную горку для детей сделать, каток и открыть какой-нибудь недорогой фаст-фуд: вариант почти беспроигрышный.

– Будет кофе и чай прогревающий с имбирем, – пообещал Шишкин. – Никому ведь не нужна мертвая территория.

Один из вопросов касался застройки прилегающего к набережной Прибрежного парка. Задававший его человек считает, что жилые дома в этом месте просто необходимы (по примеру Самары, Казани, Нижнего Новгорода), так как без них «оживить» эту землю вряд ли получится.

– В ближайшее время мы презентуем проект развития территории, о которой вы говорите, – ответил Шишкин. – Тут ведь важно соблюсти баланс, избежав сверхплотной застройки.

Из дальнейшей речи чиновника стало понятно, что если уж строить на этой территории жилье, то не простое, а элитное – не очень высотное, с подземными парковками и интересными архитектурными решениями.

– Потянет ли городской бюджет эксплуатацию столь масштабного объекта? – прозвучал следующий вопрос.

Отвечать взялся лично Анташев:

– Нет, не потянет. Поэтому есть вариант после строительства передать в концессию (форма государственно-частного партнерства, – прим. авт.), как это сделано в Казани и других городах. Уже подъезжал человек из Ростова – интересовался, выражал готовность частично поучаствовать в строительстве и эксплуатации. Думаю, как только первый этап закончится, сразу появится больше желающих.

Среди поступивших от граждан предложений – сделать аллею, на которой все желающие (и в первую очередь молодожены) смогут посадить купленные за свой счет деревья по согласованию с организацией, эксплуатирующей набережную. Шишкин сказал, что идея неплохая, но предложил встречную – огромные скульптуры в виде рыб…

– Представляете себе, как интересно было бы подрастающему поколению увидеть 12-метровую белугу? Ко мне скульпторы уже заходят, интересуются, готовятся…

Шишкин рассказывал довольно долго, однако сейчас нет особого смысла смаковать каждое его слово. Вот дождемся окончания строительства первой очереди и посмотрим, так ли красиво получилось, как на бумаге. Как мы знаем, за последние два года в Автозаводском районе построили четыре сквера, к каждому из которых у горожан имеется ряд претензий – в основном из-за плохого озеленения и минимального набора развлечений. Наверняка и в случае с набережной будет к чему придраться.

Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 50 (1330) 18.12.20

Источник

Последние новости