Следующая новость
Предыдущая новость

Тайна смерти Сергея Есенина: приоткроем завесу над секретом гостиницы «Англетер»

02.11.2020 17:26

Так сторонники убийства утверждали, что повеситься на вертикальной трубе отопления невозможно. Даже проводили эксперимент: завязывали на трубе ремень, и он соскальзывал вниз.

В первой половине 20-х годов XX столетия Сергея Есенина (1895-1925) и поклонники, и критики единодушно признавали самым лучшим поэтом страны Советов, представителем новокрестьянской поэзии. Впоследствии, при его участии, был основан «Орден имажинистов» — литературная группа, придерживающаяся нового литературного течения.

Поэт был прекрасным знатоком подлинной русской души, именно это люди и ценили в нём, а потому огромной трагедией для страны стала его неожиданная смерть 28 декабря 1925 года. Что же произошло на самом деле?

В последней декаде декабря 1925 года Есенин уехал из Москвы в Ленинград и поселился в гостинице «Англетер». Здесь в номере №5 и произошла трагедия. Официальная версия, вполне правдоподобно объясняющая смерть Сергея Есенина, такова: поэт пребывал в депрессии и, не выдержав груза одиночества и безысходности, повесился.

Депрессия присуща всем творческим личностям. Им не дано безмятежно почивать на лаврах, они постоянно находятся в поиске смысла своего существовании, а собственные произведения, восхваляемые другими, кажутся им неинтересными, бездарными и блеклыми. Эта версия стала общепринятым мнением, однако нашлись люди, поставившие под сомнение официальное заключение.

И в наши дни существует мнение, что поэта убили чекисты. Его идеологические взгляды стали расходиться с официальными, что и послужило причиной преступления. Но на чём основаны подобные подозрения? Ведь год-то был не 37-й, а всего лишь 25-й.

Давайте чуть ближе познакомимся с причинами депрессии талантливого русского поэта, чуть внимательнее почитаем документы, составленные в связи с его смертью. Чуть больше приоткроем завесу над тайной гостиницы «Англетер», проведем свое собственное литературное расследование и попробуем понять, чем была смерть Есенина — убийством или самоубийством?

Причины депрессии

Жизнь поэта оборвалась в тридцать лет, на пике творчества. Ему довелось жить в то время, когда рушились старые устои, а им на смену шло новое и неведомое. В этой непростой ситуации Сергей Александрович больше тяготел к уходящей в небытие Руси, к «золотым бревенчатым избам». Добрая деревенская атмосфера была ему знакома с детства, а, следовательно, ближе и роднее развевающихся красных знамён и пламенных речей с броневиков.

Кроме того, личная жизнь у литератора явно не ладилась.

Сергей Есенин и Анна Изряднова встретились совсем молодыми людьми, поэту было восемнадцать, Анне Романовне — двадцать два. Они провели рядом друг с другом всего несколько месяцев. Для нее это была любовь на всю жизнь, именно Анна стала матерью старшего сына поэта — Георгия Есенина. Но для него это был всего лишь эпизод.

30 июля 1917 года состоялось венчание Сергея Александровича с его первой женой Зинаидой Райх (1894-1939), но семейная жизнь продолжалась недолго. 5 октября 1921 года брак был расторгнут по инициативе самого поэта. В 1922 году брошенная жена вышла замуж за Всеволода Мейерхольда, а в ночь на 15 июля 1939 года Зинаида Николаевна была зверски убита в своей московской квартире. Убийц так и не нашли.

Осенью 1921 года Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан (1877-1927). Брак с ней был официально оформлен в 1922 году, а расторгнут в 1924 году. Семейные отношения опять же не сложились. Люди, близко знавшие эту пару, отмечали постоянные скандалы и выяснения отношений. Вторая жена поэта также закончила свою жизнь трагически. Она поехала кататься на автомобиле, длинный шарф намотался на ось колеса и удушил танцовщицу.

18 октября 1925 года Сергей Александрович зарегистрировал брак с третьей и последней женой Софьей Андреевной Толстой (1900-1957). Но этот брак продлился чуть более 2-х месяцев, и уже с первых дней не казался счастливым для друзей и знакомых. Молодожёны практически не жили вместе, что только усугубило одиночество поэта.

В последние годы своей жизни Есенин был предрасположен к алкоголю. Его шумное и скандальное поведение ГПУ не нравилось. Дурные наклонности Есенина чекистов не устраивали потому, что противоречили образу яркой творческой личности, взлелеянной социалистическим государством рабочих и крестьян. У поэта начались идеологические разногласия с советской властью. А это было гораздо серьёзнее пьянок и скандалов.

В ноябре Есенин прошёл курс лечения в психоневрологической больнице. Причиной стала расшатанная психика: сказались неудачная семейная жизнь, пьянство и творческий кризис. Врачи делали всё, что могли, но в первых числах декабря Сергей Александрович клинику покинул.

Документы следствия

Когда с человеком случается несчастье, то сразу же появляются представители правоохранительных органов. Они осматривают место происшествия и составляют соответствующий акт. Такой акт был составлен и при обнаружении тела Есенина. Писал его участковый 2-го отделения Ленинградской милиции товарищ Горбов.

«Акт осмотра места происшествия

Настоящий акт составлен 28 декабря 1925 года участковым Горбовым в присутствии управляющего гостиницей тов. Назарова Василия Михайловича и понятых о найденном трупе повесившегося гражданина в номере гостиницы. Согласно телефонному сообщению управляющего гостиницей, поступившему в отделение милиции, я прибыл на место и обнаружил следующее: на верёвке, привязанной к трубе центрального отопления, висит мужчина. Лицом он обращён к трубе. Кисть правой руки обхватила трубу. Тело висит под потолком, а от ног до пола более метра.

На полу, возле повешенного, лежит опрокинутая тумба. Рядом также лежит канделябр, который раньше, видимо, стоял на ней. При снятии трупа и его осмотре на правой руке выше локтя с внутренней стороны обнаружен порез. На кисти левой руки имеются царапины. Под левым глазом синяк. На тело надеты: серые брюки, белая ночная рубашка, чёрные носки, чёрные туфли.

В документах указано, что повесившийся является Есениным Сергеем Александровичем, прибывшим в Москву 24 декабря 1925 года. При нём имеется удостоверение за номером 42-8516 и доверенность на получение 640 рублей.

Подписи: В. Назаров

(Понятые) В. Рождественский, П. Медведев, М. Фроман, В. Эрлих.

Сотрудник милиции (первые буквы неразборчиво) …шинский.

Участковый 2-го отд. ЛГМ Н. Горбов».

Хороший специалист — криминалист сразу может сказать, что на основании данного акта нельзя сделать заключение о самоубийстве. Документ составлен не слишком профессионально. Место происшествия не осмотрено должным образом.

Первое, на что следователи обращают внимание, это — состояние замков двери, запоров на окнах, наличие ключа в замочной скважине. Об этом в акте нет ни слова. Не указано, в каком состоянии находились вещи в номере: лежали они аккуратно или были разбросаны.

Ничего не ясно об одежде на теле покойного, была она порвана, расстегнута, спущена или находилась в нормальном и аккуратном состоянии. Наблюдались ли пятна крови или какие-то иные пятна на полу, столе, кровати? Каким предметом была порезана рука? Где поэт взял верёвку, чтобы осуществить акт суицида? В акте не указано время его составления. Нет также отметок о начале и окончании следственных действий.

Данные огрехи в работе участкового вызвали серьёзные подозрения у независимых исследователей, тщательно изучавших смерть Сергея Есенина. Сформировалось мнение, что подобным образом чекисты пытались скрыть убийство и представить его как суицид. Сам акт написан с орфографическими ошибками, а изложенные в нём факты отражены косным языком.

Горбов же в своё время работал наборщиком в типографии, а затем политруком в войсках, поэтому можно допустить, что акт написан не им. Однако перечисленная деятельность не может служить доказательством идеальной грамотности. Даже учителя русского языка допускают ошибки, что уж говорить о выходцах из крестьянской среды. В России в то время подавляющее большинство населения было безграмотным. Ситуация улучшилась лишь во второй половине 30-х годов, когда получившая среднее образование молодёжь пошла работать на предприятия и в учреждения.

Некоторые исследователи предполагают, что в убийстве молодого поэта был замешан сам Горбов. Смерть Сергея Есенина также связывают с его другом — поэтом Вольфом Эрлихом, так как тот, якобы, являлся секретным сотрудником ГПУ.

Что касается сотрудничества с политическим управлением, то в то время очень многие граждане выражали готовность ему помогать. Жизнь была трудная, голодная. В стране царила безработица, а людям надо было как-то выживать, кормить детей, получать хоть какие-то деньги. Агенты имели возможность устроиться на работу и вести более-менее приемлемое существование.

Акт вскрытия проводил судебно-медицинский эксперт А. Г. Гиляревский. Заключение звучало так: «На основании данных вскрытия следует утверждать, что смерть Сергея Есенина наступила от асфиксии. Та возникла в результате сдавливания дыхательных путей через повешение. Обнаруженное на лбу вдавливание могло стать результатом давления при повешении. Тёмно-фиолетовый цвет нижних конечностей и точечные кровоподтёки на них указывают, что покойник очень долгое время находился в петле. Раны, имеющиеся на верхних конечностях, не представляют никакой опасности для жизни».

Посмертная экспертиза

Достаточно ли объективен акт вскрытия? Некоторые независимые исследователи считали, что нет. Поэтому в 1989 году была создана специальная комиссия по расследованию смерти поэта. Председателем комиссии являлся Юрий Львович Прокушев (1920-2004), заслуженный деятель науки, литературовед и писатель.

По просьбе комиссии бала проведена тщательная экспертиза. Патологоанатомы изучили документы тех лет, ознакомились с архивами КГБ и подвергли анализу посмертные снимки поэта. В результате у специалистов сформировалось мнение, опровергающее заявления независимых исследователей.

Так сторонники убийства утверждали, что повеситься на вертикальной трубе отопления невозможно. Даже проводили эксперимент: завязывали на трубе ремень, и он соскальзывал вниз. К тому же, с учётом высоты потолка 4 метра, поэт, рост у которого был около 170 см, просто не смог бы закрепить своё орудие убийства под потолком.

Однако в соответствии с экспертизой было установлено, что высота потолка в номере №5 составляла 3,52 метра. Имелась подставка с высотой 1,5 метра. Поэтому поэт, обладавший средним ростом, мог без труда закрепить под самым потолком на гладкой трубе хлопчатобумажную, пеньковую или шёлковую верёвку диаметром 0,8-1 см. При этом верёвка могла выдержать груз более 100 кг.

Но существует более весомый аргумент, указывающий на то, что дело нечисто. Это вдавленная борозда на лбу. Она отражена в акте вскрытия. Некоторые независимые эксперты утверждали, что подобную травму можно нанести только тяжёлым тупым предметом. Это породило мнение, что смерть Сергея Есенина являлась насильственной.

Увы, данное вдавливание тоже нашло вполне логическое объяснение, исключающее зловещее вмешательство чекистов в жизнь поэта. Глубина борозды 3-5 мм и соответствует глубине кожного покрова. Но откуда могло появиться такое образование? Лицом человек был обращён к трубе, это указано в акте осмотра. Агонизирующий человек с силой прижался лбом к ней. А вот никаких повреждений лобной кости обнаружено не было. Следовательно, не было ни тупого предмета, ни черепно-мозговой травмы.

Вывод напрашивается сам собой: скорее всего, поэт покончил жизнь самоубийством. В последние годы своей жизни Есенин очень часто говорил о смерти. Подсчитали количество подобных упоминаний в его произведениях: на последние два года их приходилось 397. Причём в половине стихов поэт говорил о собственной смерти и самоубийстве.

«До свиданья, друг мой, до свиданья»

Однако, суетливые, наспех написанные протоколы, прямо в глаза бьющие факты насилия над поэтом в номере «Англетера», друг другу противоречащие «воспоминания» «очевидцев», опубликованные в «Красной звезде» — все при внимательном рассмотрении говорит о совершении именно убийства. Но свидетелей нет, и остаётся лишь предполагать.

Вот, например, что пишет наш земляк, самарский писатель Алексей Солоницын:

«И его «костюм английский», и женитьба сначала на Айседоре Дункан, знаменитой американской танцовщице, а затем на внучке Льва Толстого, похожи на стремление деревенского парня доказать, что он не хуже, а даже лучше всех городских. Но это самоутверждение ему дорого обходится — душа его остается христианкой, и потому она мучается, ищет выхода. Ей все хуже, она не может даже «спустившись в корабельный трюм», то есть в кабак, «не смотреть людскую рвоту», как он напишет в своем знаменитом «Письме к женщине».

Ошеломляющий по своей поэтической силе «Черный человек» лучше всего показывает степень страданий и раздвоения личности поэта. Да, он «советской стороне самый яростный попутчик», — но все-таки лишь «попутчик». И совсем не случайно он пишет: «Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам». Он снова возвращается к истокам, к своему «дому с голубыми ставнями», пишет «Страну негодяев» и идет, как и Пушкин, к большим литературным формам — историческим поэмам, прозе.

Но тут его настигают другие испытания, гораздо более страшные, чем пьяный разгул и дебоширство. Поэт осознает, что он «божья дудка», как сам однажды сказал, и потому путь его к истинным духовным и нравственным ценностям продолжается, несмотря на самые тяжкие невзгоды. Он снова возрождается, идет вперед — но путь этот обрывается насильственной смертью».

Алексей Солоницын побывал в Константиново, зашел в белоснежный и сверкающий золотыми куполами храм в честь Казанской иконы Божией Матери, у входа в который висит мемориальная доска. На ней золотыми буквами выбито, что в этой церкви крестили Сергея Есенина. Узнал о том, что здесь сразу, как только узнали о гибели поэта, отслужили по нему панихиду — то есть не поверили, что он совершил грех самоубийства. Посчитали, что поэт был убит.

Солоницын утверждает, что на фотографии, сделанной после убийства поэта, без всяких экспертиз видно, что у Есенина — хотя его гримировали и одели в другую рубашку, которая тоже была с пятнами крови, — голова у переносицы проломлена от сильного удара.

Страдание, застывшее на лице поэта, по его мнению, говорит лучше всяких слов о насильственной смерти, а, значит, поэта повесили после того, как зверски убили.

Трагический конец Есенина точно и неопровержимо показан в книге Станислава Куняева и его сына Сергея, вышедшей в серии ЖЗЛ в 1997 году. Там по дням, по часам исследованы последние дни поэта. За ним велось наблюдение. Он даже, чтобы не оставаться одному в своем номере в гостинице, уходил к своим знакомым Устиновым. Когда Есенин чувствовал, что стесняет пару, ночевал в вестибюле, напротив номера Устиновых. Считали это чудачеством, как и то, что у Есенина был пистолет, подаренный ему на Кавказе.

Вопросов без ответов и по сей день много. Если Есенин хотел покончить с собой, то почему не выстрелил в себя? Почему в номере, куда вошли после гибели поэта, был ужасный беспорядок, просто погром? И куда подевался пистолет?

Последним видел живого Есенина Вольф Эрлих, третьестепенный стихотворец. Есенин в накинутой на плечи шубе с меховым воротником (т.е. есть в номере было холодно) сидел за столом, читал рукопись готовящегося к выходу в свет собрания сочинений.

А в официальной версии вмятина на черепе не от удара, а от трубы отопления, которая якобы была раскалена. Высота потолка (312 см), по мнению «экспертов», не помеха повешения на этой трубе. Было кресло, подставка для канделябра, вот Есенин якобы и соорудил себе это место казни, а то, что на подставке этой невозможно устоять, в расчет «экспертами» не бралось.

Кроме того, в Ленинграде Есенин предполагал издавать журнал, деятельно готовился к этому. К чему бы это при таком настрое себя убивать?

К тому же по пятам за Есениным ходил некто Блюмкин, чекист, бывший эсер. (Этот красноречивый факт Куняевы и другие исследователи обходят стороной). Блюмкин — любимец Троцкого. Это он убил немецкого посла Мирбаха без соответствующего на то разрешения начальства. И у него всегда были чистые бланки с подписью Троцкого: Блюмкин мог арестовать любого человека, кого бы только захотел. Однажды, в «Стойле Пегаса», где Блюмкин гулял с поэтами, в обществе которых он любил покрасоваться, чекист выхватил из кармана пачку таких бланков. Осип Мандельштам побледнел, но все же вырвал бланки из рук Блюмкина и стал топтать их ногами.

Троцкий ненавидел Россию и самого крупного русского поэта того времени. Хотел приручить Есенина, предлагал ему стать редактором журнала. Есенин отказался, понимая, в какую ловушку заманивает его Троцкий.

Устинов, подручный Троцкого, был редактором «Красной газеты», выходившей в бронепоезде «главвоенмора». На поезде Троцкий разъезжал по фронтам с карательными акциями, устраивая «заградительные отряды», расстреливающие всех, кто пытался отступать. И вот газета Устинова первой дает сообщение о том, что Есенин повесился в «Англетере» и потом, вместе с другими чекистами, «заметает следы». Но сделать это профессионально вся банда убийц не может. А, может быть, убийцы, уверенные в своей безнаказанности, не очень-то и хотели их прятать?

Как выяснилось, «друг Эрлих», кому Есенин поручил подыскать жилье в Ленинграде, куда он бежит от преследований чекистов, тоже чекист. Ему Есенин отдал свое стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья». Стихотворение это после гибели Есенина пролежало два дня в пальто Эрлиха, лишь потом Эрлих о нем «вспомнил».

Почему поэт написал это стихотворение, которое расценили как завещание перед самоубийством? Может быть, потому, что чувствовал, что его убьют? О смерти он писал не раз — поэты особенно остро чувствуют кратковременность земной жизни. Почему кровью написал? Потому, что не было чернил, как он сказал. А, может, потому, что хотел оставить свидетельство потомкам — вот она, на листе, кровь поэта, пролитая безвинно?

О жизни после смерти Есенин знал с детства — по беспрерывным молитвам матери, которую бесконечно и нежно любил. Он хотел, чтобы потомки «не грустили и не печалили бровей», потому что все суетно в этой жизни, ничто не ново. Но есть и другая жизнь.

В наши дни официальной считается все-таки версия самоубийства. Она подкреплена мнениями авторитетных и уважаемых людей. Но каждый разумный человек понимает, что раз не было прямых свидетелей, то утверждать что-то со 100% уверенностью — нельзя. Поэтому можно допустить, что Есенина убили.

А убили потому, что до восхищения красивый, до боли талантливый поэт, поэт с всенародной славой уже не был «попутчиком» власти. Он переходил в прямые обвинители безбожной и безнравственной жизни. А значит, становился не только власти не нужен, но и вреден! То есть по понятиям правящих коммунистов, являлся врагом, которого надо уничтожить.

И уничтожили — грубо, подло, мерзко. Подкараулили в такой момент, когда все легко можно было списать на самоубийство.

Однако нужны прямые доказательства, а их нет, и новых уже не будет. Вопрос остается открытым…

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация»e-mail: rossinskiye@gmail.com

Источник

Последние новости