В сорок шестой раз на Мастрюковских озерах отгремели концерты Грушинского фестиваля, в народе именуемого ласково «Грушей» и «Грушинкой».
Многие мои знакомые гордятся тем, что это был их 25-й или 30-й Грушинский, а я вот со счета сбилась. Фестиваль, созданный как праздник авторской песни, уже давно, пытаясь сохранить основной профиль, вынужден привлекать и другие заманухи: спортивную и коммерческую программы (ярмарка и общепит были в этот раз огромными), а также рок-музыкантов, эстрадников, спортсменов и т.д.
Первое, что бросилось в глаза, когда мы спускались по горе с электрички, – лагерь пустоват. А ведь это была суббота – день, когда «Грушу» посещают даже те, кто и не собирался. Такие туристы, например, приехали на нашей утренней электричке. Эти фотографы не ходили ни на один концерт, но успели поснимать скалодром, футбол, кувшинки, лодки, собак и девушек и уже в обед умчались в Тольятти – впечатлений хватило.
Другие наши знакомые приехали в обед, а отбыли вечером, наскоро походив по концертам. Тенденция, однако… Хотя, возможно, дело в 30-градусной жаре или в том, что культовый некогда фестиваль стал теперь просто вариантом досуга в выходные, что не отменяет факта, что есть фанаты, живущие на «Груше» неделю и более.
По разным данным, Грушинский-2019 посетило от 23 до 30 тыс. человек. Не будем вздыхать, что раньше людей было в десять раз больше, – те времена давно минули. Радует, что приезжают хорошие музыканты и днем работает большое количество сцен, где можно услышать как начинающих, так и мастеров, как певцов, так и поэтов. И при хорошо организованной инфраструктуре даже при относительно небольшом количестве людей бытовые проблемы существуют, и пожары случаются, а мимо биотуалетов порой страшно просто идти.
С каждым годом заметна еще одна тенденция: люди в своих лагерях стараются отгородиться баннерами, платками и иными занавесями. Они приехали романтично отдыхать на природу и не хотят ни с кем этим делиться. Карта фестиваля тоже будто поменялась: пропали некоторые тропы или появились новые, старые дороги заняты палатками…
Простой пример: мы заблудились, угодив в тупик, и пришлось возвращаться через лагеря. На вопрос: «Ребята, можно мы пройдем через ваш лагерь?» в ответ получили лишь хмурые взгляды, а раньше бы нас усадили к огню и предложили чаю, например.
Благодаря алкоголю некоторые вообще из своего лагеря не выходят. На протяжении дня ориентиром, на какую тропу сворачивать, нам служил спящий в одной позе у своей палатки детина. На десятый проход (и примерно пятый час визита) я начала беспокоиться насчет неподвижности мужчины, и тут он проснулся и сел. Потом спал уже в другой позе.
Но не будем о грустном. Есть много людей, кто чтит традиции, вешает флаги своих стоянок, заводит животных, сделанных из вторсырья, разгуливает в сумасшедших костюмах и играет на гитаре. Для многих Грушинский – территория свободы, к которой в душе стремятся все, но реализовывают по-разному. Рядом со стоянкой «Скотохамы» висела табличка «Мне плевать на всех, бухаю, где хочу». Но визуально сильно пьяных людей стало меньше, а фанатов отдельных исполнителей – больше. В частности, Василий Уриевский дал за время фестиваля более десятка концертов, и на них порой было не протолкнуться. Впрочем, многие сцены, затерянные в лесах, просто не предполагали такого количества слушателей, вот люди и давились в поисках прекрасного.
Хорошие отзывы получил Игорь Тальков (младший), группа «Санки» и Дмитрий Дубров. Разумеется, выступали и мэтры авторской песни: Александр Городницкий, Олег Митяев, Галина Хомчик, Александр Щербина и многие другие (список просто огромен). Для меня лично открытием стала казанская группа «КуЛай», в отголоске названия которой я верно распознала часть состава легендарной в 90-е годы «КуКуКиКиЛай», которую критики именовали не иначе как «татарским «Аукционом». «КуЛай» существует всего пару лет, но имеет мощную поддержку как за счет старого репертуара, так и за счет невероятного профессионализма участников. Смесь качественной музыки, харизмы вокалиста Эдуарда Фазульянова и ироничных текстов стала попаданием в формат фестиваля, где подобное стало неким средним арифметическим, придя на смену классической бардовской песне.
Тем паче попал в формат Алексей Кортнев и «Частный случай» (часть группы «Несчастный случай»). Не знаю, как на ночной сцене «Гитара», но вечером на третьей эстраде Алексей задал жару, доказав, что и в акустике он не менее крут, а песни звучат актуально, хоть и написаны уже давно. Впрочем, для «Грушинки» (которая, конечно, «ты моя отдушинка») повторы более чем норма – это традиция, которую надо сохранить как бренд региона или как место встреч, кому уж как угодно…
Лауреаты 46-го фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина
– Анастасия Сауленас (г. Приморск) – «Нити-сплетения» (ст. и муз. А. Сауленас)
– Группа «Санки» (г. Уфа) – «Нежность» (ст. А. Хакимов, муз. Т. Хабибуллин)
– Ансамбль «Витаминки» (г. Ульяновск) – «Песня часов» (ст. Д. Быков, муз. А. Иващенко)
– Дмитрий Дубров (г. Харьков) – «Жена декабриста» (ст. и муз. Д. Дубров)
– Данила Абдракипов (г. Снежинск) – «Вечер спрятался за крыши» (ст. и муз. Ю. Визбор)
– Иван Ялынский (г. Москва) – «Баллада о печальном скрипаче» (ст. и муз. М. Кочетков)
– Ансамбль «ЧерновиК» (г. Калининград) – «Это небо над городом» (ст. и муз. Д. Чернов)
Дипломанты 46-го фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина
– Ансамбль «4G» (г. Уфа) – «Хала-Бала» (ст. и муз. Ю. Визбор)
– Александра Замятина (г. Тюмень) – «Белые панамки» (ст. и муз. В. Егоров)
– Вера Лымарева (г. Москва) – «Дождик осенний» (ст. Б. Окуджава, муз. И. Шварц)
– Ольга Рязанова (г. Тюмень) – «Рукава» (ст. и муз. М. Дмитриева)
– Мария Смолова (г. Москва) – «Мое море» (ст. Ю. Левитанский, муз. М. Смолова)
– Андрей Звонков (г. Воронеж) – «Сталкер» (ст. А. Звонков)
– Екатерина Яшникова (г. Москва) – «Выходи из комнаты» (ст. Е. Яшникова)
Информация с сайта фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина
СМОТРИТЕ ВИДЕО:
Елена Кочева, «Площадь СВОБОДЫ», ekocheva@yandex.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 — 00766 от 21.01.2015
Читайте также
Последние новости