Следующая новость
Предыдущая новость

Тольяттинская филармония открыла серию литературно-музыкальных программ

10.04.2021 22:55

Чтецких программ, как их нередко называют между собой театральные актеры. Программ художественного слова, как предпочитают говорить о возвращенном в филармоническое пространство жанре директор Тольяттинской филармонии Лидия Семенова и народная артистка России Наталья Дроздова.

В Камерном зале Тольяттинской филармонии Наталья и ее ученики читали рассказы Василия Макаровича Шукшина. Четыре рассказа, четыре настроения в зале. Кстати, именно реконструкция камерного зала позволила вернуть в афишу долгожданное и востребованное художественное слово. Удивительный синтез литературы и музыки – вот что делает чтецкие программы филармонии по-настоящему особенными.

К читающим с листа артистам в шукшинской программе присоединились солист русского филармонического оркестра Павел Дудин с его волшебной балалайкой и талантливая вокалистка Саша Одинцова. Они вошли в сюжет, они выстраивали собственные образы. Это стало той самой удивительной краской, которая легко оживила сюжет, сделала слово более выпуклым и осязаемым. Так и рождается содружество на радость зрителям, которых в камерный зал и зазывать не надо: программу Натальи Дроздовой «Мой Пушкин» по произведениям Марины Цветаевой решено повторить. Все потому, что она стала популярной. Зрители попросили вернуть ее в репертуар.

А маленькое актерское содружество филармонии уже мечтает начитаться произведениями Гоголя, готовится к новым встречаем с большой литературой. Приятно, что среди слушателей много школьников.

– Наталья Степановна, что отличает программы художественного слова от театральных постановок для актеров?

– Если сравнить нашу программу с театром, то там и здесь совершенно разные выразительные средства. Там – яркие мизансцены, выстроенный свет, интересные декорации, длительная, порой на несколько месяцев, подготовка к спектаклю. Здесь же главное слово и живая музыка.

– Как музыканты филармонических оркестров дополняют ваши программы?

– Для меня музыканты – это особенные люди. Это настоящие небожители. И поэтому для нас, артистов читающих, это большая роскошь – соединить прекрасное слово и настоящую, большую музыку.

Когда они сливаются воедино, тогда получается красиво. Тогда рождается искусство.

– При этом зритель видит на сцене актеров, которые перелистывают страницы, читают текст не наизусть…

– Даже зная текст наизусть, я, конечно, читаю его с листа. Все потому, что такова форма существования на сцене в этих программах. Но при этом я должна прежде «присвоить» прожитое писателем слово себе, сделать его своим, прочувствовать его нюансы, знать перспективу развития каждого предложения. И тогда у зрителя появится возможность увидеть живую, объемную картинку. Такой синтез дает простор воображению слушателя.

– А что касается режиссуры таких программ, взаимодействуют ли с вами оркестранты по-актерски?

– Музыканты очень чуткие люди. Они и нас буквально настраивают так, как настраивают свои инструменты. Мы существуем вместе, и музыканты подыгрывают нам, включаются в предлагаемые обстоятельства. И я должна сказать, что это гораздо сложнее делать в камерном зале, чем в большом. Здесь зритель и слушатель рядом с нами. Я вижу его глаза – этим глазам не соврешь. Здесь, как говорил Глеб Борисович Дроздов, надо играть «на сливочном масле», отдаваясь слову целиком, концентрируясь на материале, чувствуя его сердцем и душой, стараясь глубоко пережить передаваемое автором.

Мнение

Лидия Семенова, директор Тольяттинской филармонии:

– Художественное чтение – это вид исполнительского искусства, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее, извлечь смыслы, заложенные в тексте. И на самом деле художественное чтение гораздо больше имеет общего с музыкой, чем это можно себе представить на первый взгляд. Это и интонация (есть и в музыке, и в звучащем слове), и такие понятия, как пауза, темп, ритм, мелодика речи, тембр — все это составляет основу и в музыкальном исполнительстве, и в живом художественном слове. А есть вещи, которым музыкантов практически не учат, а у актеров они имеют огромное значение – это невербальные средства выразительности – поза, жесты, мимика… К сожалению, многим музыкантам не хватает этих знаний и навыков. Таким образом, совместная работа над музыкально-литературными программами очень полезна и для филармонических музыкантов, которые помимо игры получают еще и некую художественную задачу – усилить впечатление от звучащего слова, дополнить его музыкально звучащими образами. Отдельная задача – это подбор музыкального материала, созвучного литературному тексту (если это не специально написанное на данный сюжет произведение). И это очень интересная работа! Есть целый ряд таких произведений, которые уже звучали в филармонии, и мы планируем работу над этим жанром и в последующих программах.

Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»

Источник

Последние новости