Вчера позвонил брат, поделившись очередной не очень радостной новостью:
– Заехал заправить автомобиль. Смотрю, а 92-й бензин опять подорожал, причем сразу на рубль. В прошлый раз было 38,70, а теперь 39,70…
Наверное, не ошибусь, если скажу, что бензиновая тема уже много лет сильно беспокоит россиян.
Многие пытаются, но так и не могут понять: почему в стране, которая в огромных объемах экспортирует нефть, такие высокие цены на топливо? Понятно, что у нас не Венесуэла (60 копеек за литр) и даже не Саудовская Аравия (15 рублей), однако должен же быть предел аппетитам монополистов? Ведь если так дальше пойдет, то уже к началу следующего десятилетия мы преодолеем историческую отметку в 50 рублей. А ведь за этим стоит повышение стоимости проезда в автобусах и маршрутках, да и товары вырастут в цене, поскольку транспортировка дорожает, а продавцы вряд ли согласятся на уменьшение прибыли.
Самое смешное, что в России находят обоснование любому повышению цен. Нефть на мировом рынке подорожала – бензин тоже. Нефть подешевела – бензин дорожает, чтобы компенсировать потери от ее продажи. Нефть не меняется в цене – бензин дорожает по причине инфляции. Кроме того, есть риск, что если в России моторное топливо будет дешевле, чем в соседних государствах, его начнут вывозить за границу с удвоенной энергией. В общем, как говорится, куда ни кинь – всюду клин.
Недавно федеральная антимонопольная служба попыталась по-своему объяснить, из чего вытекает такая цена. По ее данным, 65 процентов стоимости каждого литра – это налоги.
Если так, то если бы 95-й бензин на всех этапах (от добычи нефти до реализации потребителю) не облагался налогами и сборами, его стоимость составляла бы примерно 14 рублей 38 копеек за один литр, а 92-й обошелся бы еще дешевле. Кстати, в этом году налоговые ставки были увеличены с 1 января (на 678 рублей за тонну бензина), а с июля предусмотрен еще один скачок – примерно на такую же сумму. В 2019 и 2020 годах повышение составит 422 и 438 рублей на тонну соответственно.
Кстати, есть мнение, что растущие цены на топливо хоть как-то спасают страну от транспортного коллапса. Ведь даже при такой стоимости за последнее десятилетие автопарк в нашей стране увеличился в полтора раза и сейчас на тысячу жителей приходится 300 легковушек. Тут даже статистика не нужна. Достаточно выглянуть в окно и увидеть заставленные парковки и газоны.
Добавим, что, по данным ФАС, за последнее десятилетие рассмотрено почти 500 дел в отношении нефтяных компаний, а общая сумма штрафов за нарушение антимонопольного законодательства превысила 20 миллиардов рублей.
Федор Жуков, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 12 (1191) 30.03.18
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362
Читайте также
Последние новости