Мы привыкли, что наукам служат настоящие избранники судьбы, чьи имена навечно остаются в памяти человечества за их огромный вклад в общее развитие цивилизации. Это — трудолюбивые и даже одержимые личности, работавшие в области алхимии, биологии, физики, химии и других наук. Их исследования сделали наше существование комфортнее, интереснее, открыли новые горизонты.
Но встречались в истории и учёные, чей злой гений приносил человечеству беды. После них остался не след в истории, а шрам. Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант» МБУК ТБК попробуем собрать книги об одаренных людях, наделенных выдающимся интеллектом, но использовавших его не на благо, а во зло. И подумаем о том, приносит ли злая гениальность счастье и успех, или дает ее обладателям только горечь и разочарование.
Но сначала напомню вам имена учёных, не отличавшихся гуманностью, но ставших прообразами многих художественных и документальных книг.
Адские эксперименты ангелов смерти
Швейцарский естествоиспытатель фон Гогенгейм (1493-1541), которого мы знаем под именем Парацельс, считается родоначальником ятрохимии. В своих работах он опирался на астрологию, предложив множество интересных и оригинальных идей. Но учёный был одержим целью создания гомункула — человекоподобного маленького существа, искусственно созданного в лаборатории алхимика.
Гомункул, или голем, должен был действовать беспристрастно и хладнокровно, добиваясь поставленной цели, он не руководствовался бы общепринятыми канонами добра и зла в общепринятом их понимании.
Работая над созданием этого маленького чудовища, Парацельс использовал человеческие волосы и сперму. Говорят, он добился своего, но гомункул сумел сбежать из лаборатории учёного.
Американский физик Роберт Оппенгеймер (1904-1967) слыл выдающимся специалистом по квантовой механике и физике атомного ядра. Он возглавлял Манхэттенский проект — группу, создавшую атомную бомбу. Но в Америке его главной виной по сегодняшний день считают принадлежность учёного к коммунистической партии и Интернационалу. Сам он говорил: «Я представляю собой типичного коммуниста Западного побережья». Узнав о разрушительной силе своего создания (атомной бомбы), он искренне ужаснулся. Ведь создание этого всеразрушительного оружия — его гениального ума дело!
Альфред Нобель (1833-1897) подарил миру динамит благодаря лабораторным экспериментам с нитроглицерином. Он полагал это за благо, пока это не убило его же родного брата Эмиля — при испытании произошёл несчастный случай на фабрике. Динамит стал самым мощным орудием убийства людей XIX века, но сказочно обогатил учёного, благодаря чему появилась знаменитая Нобелевская премия. Однажды Нобель открыл газету, где к своему изумлению обнаружил некролог на себя, напечатанный по нелепой ошибке редакции. Но не это его огорчило, а то, что его назвали в ней «Торговцем смертью».
Лысенко Трофим Денисович (1898-1976)- претендента на лавры злодея, хоть таковым он не был. Герой Социалистического Труда (1945), создатель псевдонаучного «мичуринского учения» в биологии. Но он достоин упоминания за свою злодейскую ложь, навязываемую коллегам, что отбросило советскую науку на десятилетия назад. Лысенко интересовали только положительные результаты его исследований, отрицательные результаты он скрывал от коллег, от общества, от начальства.
Доктор Кеворкян (1928) в списке злодеев значится совсем не случайно. Он взвалил на себя функции Бога и стал распоряжаться жизнями своих пациентов. 130 человек с помощью этого эскулапа добровольно покинули мир. За это суд США одарил врача восемью годами тюрьмы ещё в 1999 году. Но сейчас врач-убийца опять на свободе, а в обществе не утихают дебаты о праве всякого человека на эвтаназию. Ну а Кеворкяну пожизненно запрещено заниматься врачебной практикой.
В США целая группа учёных-медиков (государственная группа Такиджи) проводила страшный эксперимент, продолжавшийся с 1932-го по 1972 год. В нём медики изучали симптомы последней стадии больных сифилисом. В эксперименте участвовали 399 темнокожих мужчин, в основном бедных, малограмотных и находящихся на последней стадии болезни.
Врачи, участвовавшие в опыте, понимали, что необходимые данные у своих пациентов им удастся получить только при вскрытии трупа. И, тем не менее, работали, продлевая муки подопытных людей. Но в 1972 году об эксперименте написала газета «Вашингтон Стар», и чудовищный опыт тут же прикрыли.
Дело пахло скандалом: налицо расовая дискриминация граждан США. Однако в процессе следствия выяснилось, что большинство врачей и медсестёр, принимавших деятельное участие в бесчеловечном эксперименте, оказались темнокожими афро-американцами.
Месторождение немецкого учёного Йохана Конрада Диппеля (1673-1734) стало, видимо, определяющим фактором в его карьере. А родился мрачный экспериментатор Диппель в замке Франкенштейна. Говорят, этот факт и этот учёный вдохновили писательницу Мэри Шелли к созданию романа «Франкенштейн, или Современный Прометей».
Диппель в своём замке проводил слишком смелые эксперименты над своими пациентами и экстравагантными химическими составами. При одном из них произошёл сильный взрыв, полностью уничтоживший башню, где располагалась лаборатория исследователя. Учёный предпочитал работать с трупами. Диппель пытался поселить душу из одного умершего тела в мёртвую плоть другого.
Его вкладом в науку было создание так называемого «животного масла» (масло Диппеля) — азотистое соединение, производное при сухой перегонке обработки костей людей и животных. Из неё производили берлинскую лазурь, используемую художниками в виде очень дорогих красок для живописи.
Доктор Зигмунд Рашер (1909-1945) выдвинулся в ряды смелых медиков-экспериментаторов во времена Второй мировой войны, чему способствовала его родная контора СС, которую он достойно представлял, используя заключённых концентрационного лагеря Дахау. Все свои знания и талант он использовал при нечеловеческих опытах над человеком. Гипотермия и выживание на большой высоте были его коньком.
Ради достижения «высоких гуманных целей» людей он в медицинских экспериментах не щадил. Треть участвовавших в них погибли в нечеловеческих муках. Участь выживших была ещё плачевнее. Не меньше времени он уделял разработке легкорастворимых капсул с цианидом. Его лучший друг Гиммлер, видимо, признавая достижения Рашера, своего дружка и подчинённого, покончил с жизнью с помощью такой капсулы.
Аналогичное реноме от потомков заслужил и коллега Рашера по смертоносному делу немецкий врач Иосиф Менгель (1911 -1979), отвечавший за живой товар, прибывавший в эшелонах в концентрационные лагеря фашистов. Именно он, участвуя в смертельных экспериментах, решал, кому жить, а кому прямиком отправляться в газовые камеры. Говорят, Менгель любил собственноручно расчленять трупы своих подопытных.
Пока он жил (очень долго и сытно), сотни тысяч узников концентрационных лагерей молились о его скорейшем попадании в преисподнюю. Недаром его называли «Ангел Смерти». Основателем бактериологического вооружения Японии по праву считается микробиолог, генерал-лейтенант знаменитого полка № 731 Широ Ишии (1892-1959). Он изучал медицину в Киотском императорском университете. Затем попал в военное соединение полк № 731, где построил целый исследовательский городок, включавший в себя 150 зданий и занимавший площадь в 6 квадратных километров.
Этот люцифер проводил жесточайшие эксперименты над военнопленными и даже над беременными женщинами. Он ампутировал у пациента ногу, а затем мог пришить её на место руки и т. д. Ограничений в своей работе он не признавал. Замораживал до полного онемения внутренние органы подопытного, а через некоторое время размораживал орган, наблюдая за происходящими процессами, не обращая внимания на мучения человека. Широ экспериментировал с гангреной, лишая пациентов жизненно важных органов. Использовал живых и здоровых людей, испытывая новые виды миномётов и огнемётов, любуясь, как люди сгорали заживо.
Американцы после победы над Японией взяли Широ Ишии под свою защиту. Этот изверг так и не побывал в тюрьме, он мирно умер в возрасте 67 лет.
Итак.
Одной из лучших исторических книг, посвященных «злым гениям» — тем, кто, добившись безграничной власти над окружающими, уничтожал тысячи жизней во имя своей, зачастую тайной цели, является книга:
Бадрак В. Стратегии злых гениев/ Валентин Бадрак.- М.: «Фолио», 2008.- 500 с.
На примерах Калигулы, Нерона и Чингисхана, Екатерины Медичи и Ивана Грозного, Григория Распутина, Сталина и Гитлера, Саддама Хусейна и бен Ладена автор рассуждает об общих негативных чертах этих деструктивных личностей, сделавших их убийцами и разрушителями. Он показывает, какие обстоятельства и поведенческие стратегии помогли им стать вершителями истории и собственных судеб, но не позволили их причислить к великим творцам.
Десять художественных романов о «злых гениях»
Над словами Сенеки: «В каждом человеке есть бог и зверь, скованные вместе» задумывались многие писатели — Иоганн Гете и Эрнст Теодор Гофман, Патрик Зюскинд и Чарльз де Линт, Айрис Мердок и Роберт Льюис Стивенсон, Алексей Толстой и Герберт Уэллс, Патриция Хайсмит и Мэри Шелли…
Давайте, познакомимся с их художественными книгами поближе.
1. Гете И. Фауст/Иоганн Гете. — М.:«Правда», 1975. — (Серия «Школьная библиотека»)
Великий Гете — поэт, драматург, прозаик, крупнейший ученый своего времени, человек энциклопедических познаний. Он выдумал своего «Фауста», когда ему было немногим больше двадцати лет, а завершил трагедию за несколько месяцев до кончины. Это произведение стало итогом философских и художественных исканий автора.
Герой трагедии доктор Иоганн Фауст жил в первой половине XVI века и слыл магом и чернокнижником, который, отвергнув современную науку и религию, продал душу дьяволу. О Фаусте ходили устные легенды, он был героем театральных представлений, к его образу обращались авторы — Г.Р.Видман, К.Марло, Ф.М.Клингер, Г.Э.Лессинг и другие. Под пером Гете история о Фаусте, посвященная вечным темам познания жизни и трудности человеческого пути, стала одной из вершин мировой литературы.
2. Гофман Э. Т. А. Житейские воззрения кота Мурра/Эрнст Теодор Амадей Гофман.- М.: «Эксмо», 2004. — (Серия «Классическая проза»)
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) — один из самых известных и популярных в мире писателей, последний немецкий романтик и первого реалист. Венцом его творчества стал роман «Житейские воззрения Кота Мурра» (1821), в котором эффектное соединение обоих художественных методов становится и стержневым композиционным приемом. Пылкие признания музыканта-романтика Крейслера перемежаются здесь ерническими и сатирически меткими «записками» знаменитого кота Мурра.
Роман пользуется неизменным успехом у самых широких слоев читателей разных стран на протяжении полутора столетий.
3. Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы/ Патрик Зюскинд.- М.:«Азбука-Аттикус», «Иностранка», 2013.
Цитата:
«Жан-Батист Гренуй, чья гениальность и феноменальное тщеславие ограничивалось сферой, не оставляющей следов в истории — летучим царством запахов»
Блистательный и загадочный «Парфюмер» Патрика Зюскинда был впервые напечатан в Швейцарии в 1985 году. Триллер-бестселлер, описывающий историю жизни блестящего парфюмера и кровавого убийцы Жан-Батиста Гренуя, мгновенно стал мировой сенсацией.
Сегодня, почти три десятилетия спустя, он признан самым знаменитым романом, написанным на немецком языке со времен «На Западном фронте без перемен» Ремарка, издан общим тиражом более 12 миллионов экземпляров, переведен на 47 языков, включая латынь, и, наконец, экранизирован. Фильм, вышедший в мировой прокат в 2006 году, имел огромный успех, а его создатели получили шесть наград Германской киноакадемии.
Победное шествие Жан-Батиста Гренуя — великолепного всепобеждающего монстра — продолжается. Этот захватывающий романтический детектив, в котором причудливо сочетаются черты барокко, романтизма, литературной притчи и интеллектуального триллера, уже стал классикой. И долго еще будет будоражить, притягивать и интриговать читателей самых разных пристрастий и вкусов.
4. Линт Ч. Лезвие сна/ Чарльз де Линт.- М.: «Азбука-классика», 2005. — (Серия «Городские легенды»)
Искусно сотканное повествование, полное невероятной силы, загадочности и остроты. Оно легко завладевает мыслями и чувствами, оставляя долгое послевкусие.
О чем?
Сон и явь… Тонкая и острая как лезвие грань между ними рассекла жизнь Изабель Коплей пополам. В прошлом талантливая художница, ученица великого живописца, теперь на уединенном острове она ищет спасения от своих ставших реальностью кошмаров. Что разрушило судьбу Изабель — необыкновенный дар или страшное проклятье? И кем на самом деле является ее учитель — коварным злодеем или непревзойденным гением? Художница боится узнать правду. Но, словно призрак, появляется письмо от давно умершей подруги и заставляет Изабель вернуться в прошлое и еще раз пройти по лезвию сна.
5. Мердок А. Бегство от волшебника/Айрис Мердок/Пер. на рус. И. Трудолюбовой.- М.: «Фолио», «АСТ», 2003. — (Серия «Современная проза»)
Почти детективная история бежавшей из элитного колледжа девчонки. В романе история обращается в постмодернистскую, изысканную версию средневековой легенды о Магии, Силе и Любви — версию, в которой реальность переплетена с безумным полетом фантазии, трагедия — с веселым и ехидным фарсом, а ирония классической английской комедии — с горьким, трагическим, надменным абсурдом.
6. Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда/Роберт Льюис Стивенсон.- М.:«АСТ», «Ермак».- 2003. — (Серия «Золотой фонд мировой классики»)
Легендарный, не нуждающийся в комментариях, «черный роман» — жемчужина творческого наследия Роберта Луиса Стивенсона. Повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» была написана в сентябре — октябре 1885 г. Первоначально автор намеревался публиковать ее частями в английском журнале «Лонгманз мэгазин», но издатель Лонгман убедил его выпустить «Странную историю» сразу в виде книги. Отдельным изданием повесть вышла в самом начале 1886 года, а на русском языке была опубликована вп5рвые в 1888 г.
О чем книга? Однажды доктор Джекил запирается в своем кабинете, отказываясь показываться на глаза, общаясь с домашними неестественным голосом. Предполагают, что преступный Хайд убил доктора, и, не в силах покинуть дом доктора, выдает себя за убитого.
В найденном посмертном письме, полученом Аттерсоном, доктор Джекил признается, что пришел к научному открытию, заключающемуся в том, что в человеческой психике существуют одновременно несколько аспектов одной и той же личности, а человек как таковой есть продукт одновременного совмещённого действия всех этих личностей. В результате не до конца удавшегося научного эксперимента он смог найти способ своему отрицательному «я» временно занимать главенствующее положение.
Мистер Хайд, совершавший чудовищные злодеяния — это тот же доктор Джекил, в котором его злое начало получало власть. Однако, доктор Джекил перестал контролировать процесс своего превращения в Хайда, что и привело его к отчаянию и гибели.
7. Толстой А.Н. Гиперболоид инженера Гарина/Алексей Толстой.- М.:«Мектеп», 1978.- 256 с.
Это — пожалуй, первая из российских книг, в которой элементы научно-фантастические и элементы приключенческие переплетены так тесно, что, разделить их уже невозможно. Это — книга, от которой не могли и не могут оторваться юные читатели нашей страны вот уже много десятилетий! Потому что вечная история гениального ученого, возмечтавшего о мировом господстве, и горстки смельчаков, вступающих в схватку с этим «злым гением», по-прежнему остается увлекательной и талантливой!
8. Уэллс Г. Человек-невидимка/ Герберт Уэллс. — М.: «Азбука-классика», 2004.- (Серия «Азбука-классика»)
Известный роман знаменитого английского писателя. Трагическая история талантливого ученого, совершившего удивительное открытие и возомнившего себя «сверхчеловеком», отличается напряженным, почти детективным сюжетом и поражает сочетанием психологической и бытовой достоверности с фантастичностью происходящих событий. Книга была неоднократно экранизирована, а ее герой стал одним из самых популярных персонажей.
9. Хайсмит П. Талантливый мистер Рипли/Патриция Хайсмит//Хайсмит П. Собр. соч. -М.: «Центрполиграф», 2002.-
«Талантливый мистер Рипли» — один из самых известных, интригующих и глубокомысленных романов Патриции Хайсмит. Он держит читателя в напряжении до последней минуты.
Патриция Хайсмит выстраивает увлекательный детективный сюжет, одновременно пытаясь проникнуть в самые темные глубины души своего персонажа, дать ответ на вопрос, что чувствует человек, решившийся на преступление. Том Рипли беден, у него нет могущественных покровителей, но он виртуозный аферист, а главное — человек, абсолютно лишенный представлений о морали и порядочности.
Роман был удостоен премии Эдгара По, учрежденной Ассоциацией детективных писателей США, и неоднократно экранизировался. Роль Тома Рипли в свое время исполнял Ален Делон, эталон европейского красавца — мужчины, а в 1999 году в экранизации режиссера Энтони Мингеллы — американский супербой Мэтт Дэймон. Фильм приобрел мировую популярность, в чем несомненная заслуга непревзойденной Патриции Хайсмит.
10. Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей/ Мэри Шелли.- М.: «Азбука-классика», 2011.- (Серия «Азбука-классика»)
Первая книга начинающего автора, которому к тому же исполнилось лишь 19 лет, весьма редко становится достоянием национальной литературы и приобретает мировую известность. Однако судьба повести Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» сложилась именно так. Написанная почти два века назад, она оставила глубокий след в европейской и американской литературе. Сегодня можно смело сказать, что «Франкенштейн» стоит у истоков жанра научной фантастики.
Это, обладающее мрачной, но необыкновенно сильной энергетикой повествование об ученом, уникальное изобретение которого обернулось трагедией для него и окружающих, предвосхитило пессимистические мотивы ряда современных научно-фантастических произведений.
Не случайно уже в XX веке к этому сюжету обращались многие писатели, а сама повесть была многократно экранизирована. Имя же самого Франкенштейна, человека, создавшего злую силу, с которой он не смог справиться, сделалось нарицательным.
Почему мы не распознаем «злых гениев»?
Тип «злых гениев» — людей, из ряда вон выходящих по способностям к разрушению и уничтожению, менее всего изучен в природе, менее всего описан в психологии, менее всего видим для наблюдателя.
Человек, который стреляет и взрывает бомбы, не так опасен, потому что его видно, он ярко окрашен в свой злой цвет. Вам не придет в голову дружить с тем, кто размахивает ножом у вас перед носом или с тем, кто постоянно говорит о терроризме и призывает подложить бомбу под здание школы.
Вы совершенно четко определите этих людей как воплощение зла и позвоните в полицию. Сохранность жизни в этом случае будет зависеть только от скорости нажатия на кнопки вашего телефонного аппарата.
В случае со «злыми гениями» все не так просто. Они камуфлируются. Они не кидаются бомбами, они не размахивают ножом, они похожи на нас с вами. Их непросто увидеть, но все же возможно.
«Злые гении» наполнены ненавистью, но в силу того, что они живут в обществе, где существует полиция и законы, они не решаются высказывать свою ненависть открыто. Они говорят о том, что стремятся сделать вам добро и добиваются справедливости, но во имя добра и справедливости они разрушают все, к чему прикасаются.
Если вашему ребенку в школе прописывают психотропные препараты «для его же блага» – можно не сомневаться, что там как раз и заседает «злой гений» в виде школьного врача. Почему они плохие?
Почему они нападают?
Поскольку «злые гении» живут в окружении более-менее здравомыслящих людей, то им приходится придумывать хоть какие-то объяснения своим безумствам. Например, Сталину понадобилась теория усиления классовой борьбы и теория о наличии врагов народа.
Представьте, если бы тот или другой открыто заявили, что ненавидят всех, кто более успешен или более силен, чем они сами, и что их надо убить немедленно! Думаю, их путь в «психушку» был бы очень коротким. Им потребовалась специальная идеология, они умудрились промыть мозг половине планеты, чтобы только оправдать свой страх перед людьми.
Многие люди до сих пор задаются вопросом — почему этим двум злодеям удалось одурачить такое громадное количество людей? Да потому же, почему эти люди попадают в состояние невроза и депрессии — они были неспособны оценить этих людей, они не имели четких признаков злых, разрушительных людей, а еще они просто не могли поверить, что человек может быть злым! Настолько злым, настолько сумасшедшим!
Возможно, это была патология беременности матери или патология мозга….Но нам надо знать о существовании таких людей и их самом сокровенном намерении, их главном побуждении в жизни.
Конечно, нелегко сознавать, что целая страна была игрушкой в руках безумного тирана. Ни один нормальный человек не позволит управлять своей жизнью душевнобольному человеку, а если окажется, что позволил, то придется признать, что сам был не в лучшем состоянии. Гордость не позволит нам согласиться, что нами управлял умалишенный.
Но если не признать это открыто, то придется придумывать логическое объяснение случившемуся. Например, создать теорию о гениальности вождя всех времен и народов, или исторической необходимости тирана во главе государства. Отсюда же и проистекает наша национальная тоска по сильной руке и «ежовых рукавицах». К сожалению, российская история вообще богата такими примерами.
Почему мы не распознаем злых людей?
Во-первых, когда на вас нападают открыто, гневно, у вас, по крайней мере, есть шанс распознать это и уйти в сторону. В случае со «злыми гениями» шанса распознать нападение почти нет, потому что «злые гении» никогда не признаются, что напали на вас. Вам будут врать, что все это просто шутки, что у них такое чувство юмора, что они добавляют немного перца в повседневную жизнь, что не надо быть такими обидчивыми, что это — их стиль общения, что они ничего такого не имели в виду.
Они нападают на нас неожиданно, и у нас возникает шок. А в шоке человек ничего не соображает, ничего не понимает, ему не до анализа ситуации. Тут бы доползти до дивана и забыться около телевизора.
Во-вторых, мы не знаем об их существовании. То есть не знали. Кто-нибудь когда-нибудь вам говорил об этих людях? Нет. Вместо этого нам всем говорили, что «все люди — братья» и «все равны перед богом» и что «бог вам судья», а также, что надо любить ближнего и подставлять вторую щеку, чтобы не увеличивать зла.
Мы мерим злых людей по себе, т.е. если бы мы такое делали, то у нас бы давно проснулась совесть. Мы даже представить себе не можем, насколько у «злых гениев» нет совести и нет никакого нравственного чувства! Это и есть третья причина, по которой мы их не видим. Мы не можем представить себе, насколько они сумасшедшие и насколько они не похожи на нас.
В-четвертых, внешне они не выглядят как монстры или крокодилы. Они очень похожи на нас.
На них такая же одежда, они ездят на таких же автомобилях, едят такую же еду, а не новорожденных младенцев, у них нет хвоста и копыт, от них не пахнет серой, и они не изрыгают пламя….
Кроме того, добрые люди в плохом состоянии или состоянии аффекта тоже ругаются и даже иногда нападают на нас.
В-пятых, мы просто — люди. И верим в лучшее, поэтому обманываем сами себя, говоря, что все будет хорошо, что все уладится само…. То есть мы не берем на себя ответственность, а вместо этого ждем.
В-шестых, есть такая вещь, как сожаление, сочувствие. Нам жалко терять людей, жалко расставаться со старыми друзьями и врагами. Вдруг мы останемся в одиночестве?
Ну и, наконец, иногда жизненные ситуации так запутаны, что просто ничего невозможно поделать…
И все же есть хороший способ, как распознать этих людей и отличать их от нормальных, но расстроенных в данный момент. Смотрите на результаты их деятельности. Смотрите на то, что они оставляют за спиной/
Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: rossinskiye@gmail.com
Читайте также
Последние новости