Роман короля ужасов Стивена Кинга «Долорес Клейборн» увидел свет в 1992 году, одноименный фильм с блистательной Кэти Бейтс вышел три года спустя.
В нынешнем году на VIII фестивале «Премьера одной репетиции» тольяттинцы увидели театральную версию-эскиз истории в жанре моноспектакля. По итогам фестиваля автор постановки Анна Митрофанова была признана лучшей актрисой, а ее детище — лучшим спектаклем. Как следствие триумфа над весьма и весьма сильными заявками Анна получила право поставить на сцене «Дилижанса» полноценный спектакль. Сразу оговорюсь, что на фестивале я «Долорес» не видела, роман не читала, а вот фильм смотрела. Может, оттого что история мне хорошо знакома, а героиня у Кинга явно старше по возрасту актрисы, что замахнулась на материал, было у меня некоторое предубеждение. К тому же моноспектакль, подразумевающий игру лишь одного актера, — жанр очень «на любителя». Надо обладать недюжинным талантом, чтобы удержать внимание зрителя, влюбить его в себя.
Одинокий голос человека
Однако все фестивальные похвалы и страсти вокруг «Долорес Клейборн» были неспроста. Час сценического действия пролетел незаметно и вызвал бурю восторга переполненного зала. Впрочем, не того основного большого зала — моноспектакль играется в черном кабинете-квадрате, куда помещается 50-60 человек и где актеры максимально приближены к зрителям. В подобном пространстве, как правило, все декорации условны и многофункциональны. Эта эстетика стала широко известна после фильма Ларса фон Триера «Догвилль», где с помощью отдельных деталей и мела на черном полу был нарисован целый город. В нашей же истории действие перенесено на остров, где живет героиня. И если в фильме Долорес дает показания в полицейском участке, то в спектакле тема возмездия разыграна с помощью телефонных звонков («Тебе второй раз это с рук не сойдет!»), истинных или существующих лишь в сознании героини. Исповедь убийцы Долорес Клейборн, что виновна в одном преступлении и невинна в другом, вряд ли кого-нибудь оставит равнодушным. Во времена моего детства бытовое насилие над женщинами и детьми, происходящее в семьях, назвали бы словами М. Горького «свинцовыми мерзостями жизни». Американский островок, где живет (жила) семья Долорес, отсылает к событиям, которые могут происходить что в российской глубинке, что прямо у вас за стеной. Женщина, рассказывая о своей жизни, обращается не то к незримому анонимному собеседнику, не то просто к телефону, выступающему символом некоего возмездия. Героиня, имевшая долгие годы лишь одного собеседника (Веру Донован, в убийстве которой ее теперь обвиняют), будто находится в космосе, вне социума, далеко от большой земли. Ее гложет совесть, одиночество, равнодушие дочери (из-за которой она убила мужа), страшит подступающая смерть или безумие. По крайней мере, такой эта история увиделась мне.
Кстати о Долорес
Образ такой емкий и четкий, тем не менее условен. К первоисточнику Кинга актриса Анна Митрофанова возвращается, говоря, что дочери Селене 44 года. И хотя Анна не выглядит классической Клейборн, которая «без двух месяцев шестидесяти шести лет», находясь в потоке спектакля, веришь всему. Отсутствие ключевых персонажей, действующих в романе, актриса с лихвой компенсирует, на ходу преображаясь в каждого из них.
Одна вешалка с простыней, играющей разные роли; газеты (целые и обрывки — «мусорные кролики»), разбросанные по полу; стол (он же колодец); тумбочка с телефоном и лестница справа, если смотреть из зала, — вот и все наполнение сцены. Посреди этого актриса перемещается как хочет и делает с этими вещами что хочет — естественно, и с помощью других, работающих в постановке: вентилятор-ветер, освещение, голоса со стороны и из телефона. Понравилась находка с тапочками: они в сочетании с простыней очень весело «играют» лежащую Веру. А кусок газеты, из которой актриса складывает шапку, не менее забавно играет мужа героини.
Стиль постановки впечатлил
Моноспектакль — по определению, в силу специфики жанра — требует от зрителя внимательного вслушивания и всматривания и минимум расслабления. Здесь же все было весело и динамично, была возможность и посмеяться, несмотря на «тяжесть» повествования. Этот титанический труд — создание полноценного спектакля — Анна проделала сама: написала либретто, придумала сценографию, подобрала музыку и сама же мастерски сыграла. «Это самая лучшая игра, что я видел!» — написал один из зрителей в отзыве после спектакля. Убедиться в этом или опровергнуть вы сможете 27 и 28 октября 2017 года, лично посетив театр «Дилижанс».
Елена Кочева, «Площадь Свободы»
ekocheva@yandex.ru
Читайте также
Последние новости