Итогом театральной лабораторной работы с молодыми драматургами из Тольятти стали читки конкурсных пьес в «Колесе», которые прошли одновременно на девяти площадках.
Впрочем, площадки — весьма условное определение точек на карте фойе второго этажа. И хотя эту встречу с драматургами многолюдной не назовешь, каждый явивший себя начинающим творцам, получал сразу у порога театра карту-схему, которая не дала бы заблудиться в предложениях театра. И центром каждого предложения была пьеса. Актеры «Колеса» читали драматургический материал с видеомониторов, импровизировали над листом прямо в фойе, призывали зрителей поучаствовать в «создании новой пьесы» на лестничном марше театра, а в «библиотеке на час» можно было прочитать непрочитанное и услышать пока еще не услышанное.
Сам себе художник
Было и еще одно задание зрителям: выбрать аннотацию к любой из конкурсных пьес и придумать к спектаклю свою сценографическую версию. В этом уголке фойе тоже иногда священнодействовали сами зрители, которым было интересно расставить по своим местам условную мебель в условных комнатах, благо производственных сюжетов, а потому и крутой инженерной машинерии с железяками и кранами предложено не было.
Победил наставник
Все это случилось в театре накануне премьеры, посвященной Волжскому автомобильному заводу. А именно об этом должны были писать драматурги, участвовавшие в лаборатории, которую в этом году возглавила приглашенный драматург из Екатеринбурга Анна Батурина.
В театральных кругах имя не новое: Анна уже завоевала некое внимание режиссеров страны и даже стала обладательницей независимой театральной премии «Дебют». Тольяттинские дебютанты под ее чутким руководством пьесы писали и переписывали, читали и перечитывали, надеясь победить в смотре драматургического мастерства, вдохновленном юбилеем Волжского автозавода. Но победила сама Анна. И именно ее пьесу о ВАЗе представляет «Колесо» как итог этой инициативы.
Создатели новых пьес о заводе и городе Дарья Ларионова и Дарья Савина, Ольга Зулаева и Александр Кудрявкин, Татьяна Голюнова и Степан Зубрилин, Екатерина Степанова и Сергей Сызганцев, Елена Чернышева и молодые актеры были в этот вечер и героями, и зрителями перформанса, задуманного «Колесом».
Про Пальмиро
Драматургу Татьяне Голюновой повезло быть «поставленной» на одной из арт-площадок в Питере, где она прожила с десяток лет. А на этот раз героем ее пьесы стал парень по имени Пальмиро. Как говорит Татьяна, «пьеса моя о том, как вернуться домой после долгого отсутствия на родной земле. Я пишу об этом, потому что все это произошло и со мной. В пьесе есть своеобразный квест: как узнать свой город, как погрузиться в его пространство заново, когда он тебя не принимает и даже отторгает».
Татьяна — не новичок в драматургическом мире. Она уже участвовала в Волошинском фестивале в Коктебеле, в Володинском в Питере, фестивалила в Петрозаводске и Москве.
А вот Степан Зубрилин отвлекся на создание своих первых пьес от основной работы инженера-программиста совсем недавно. В конкурсе участвовала его вторая в жизни пьеса. Она о парне, живущем мечтами своего брата, который уже уехал из родного города и реализовался за его пределами. Степан говорит, что руководитель драматургической лаборатории в театре «Колесо» Анна Батурина — человек именитый и опытный — кое-чему научила молодых тольяттинцев. И, в общем, участвовать в таких событиях интересно и небесполезно.
Новый уровень
Молодой артист «Колеса» Дмитрий Минкин проникся атмосферой читок пьес настолько, что ему доверили поработать на сценографической площадке перформанса.
«Уникальность этого события как раз в том, — говорит Дмитрий, — что здесь есть свои тольяттинские драматурги, и они появляются. Они растут. Они пишут о том, что волнует жителей Тольятти, о том, что здесь происходит. А это «что-то» происходит всегда. Главное, чтобы это выражалось в их творчестве. Потому что тогда это уже новый уровень развития».
Худрук читает пьесу
На импровизационной площадке вместе с Петром Касиловым и Мариной Филатовой вдруг оказался худрук «Колеса» Михаил Чумаченко. Волей вытянутого тут же «билетика» он сам стал артистом на десять минут и тоже принял участие в читке пьесы. Михаил Чумаченко уверен, что «эта форма привлечет внимание к пьесам драматургов. Театр придумал новую форму читок, поскольку молодые драматурги уже вложили в свои произведения много труда».
Не на день
А вот известный вазовский ветеран, бунтарь, автор острых эпиграмм Юрий Целиков оказался в центре театрального события совсем не случайно. Мы встретились с ним в театральном кафе и поговорили о том, что с автором победившей пьесы Анной Батуриной он не просто знаком. Он сам познакомил ее с яркими личностями волжского автозавода, с его историей. Хотя целиком новую пьесу Анны Юрию Кузьмичу прочитать до премьеры так и не удалось, он имеет к ней самое прямое отношение. А потому готов повторять вновь и вновь:
«Я очень хочу, чтобы это была пьеса не на один день, не на одну праздничную историческую дату. Она должна жить в этом театре долго. Важно, чтобы к ней возник интерес, чтобы на спектакль приходили зрители гораздо моложе нас, ветеранов. Ветераны-то придут, это точно. Нужно заразить интересом юных жителей города. А для этого важно, чтобы пьеса не обходила острых углов, чтобы в ней была правда. Больше правды».
Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru
Читайте также
Последние новости