Тема коммунальных платежей для большинства россиян остается основной, хотя федеральные телеканалы с большой неохотой ее освещают, чтобы не вызывать дополнительный негатив. Однако шила в мешке не утаишь: хоть и пичкают нас новостями про прямую линию, Грузию, коррупционеров и неугомонного Трампа, на лавочках возле подъездов люди в основном говорят о том, кому сколько на этот раз прислали за свет, воду, отопление и мусор.
В нашем подъезде люди живут достаточно спокойные – цветочки сажают, в лес ходят с палками для скандинавской ходьбы, однако на днях в открытое окно доносились достаточно резкие высказывания с лавочки:
– На прямой линии опять ничего про мусор не сказали! Так и будут стричь нас, как овец?
– Пять тысяч за двухкомнатную мы с дедом платим, не считая капремонта. Кстати, кто-нибудь знает, будет он у нас или нет?
– Успокойся! Если и будет, то уже не при нас.
Потом соседи стали в подробностях рассказывать про каждый переплаченный рубль, ругая коммунальщиков и тех, с чьего молчаливого согласия творятся безобразия в сфере ЖКХ. Дошли до тараканов, правда, связать их появление с деятельностью управляющей компании не смогли. Наконец, коллективно осудили делающих ремонт жильцов, которые уже две недели выносят к подъезду листы ДВП, рубероид, дверные косяки, застеленный еще в 80 годах линолеум и прочий портящий вид на красивый газон хлам.
То, что любит наш народ побурчать по любому поводу – очевидно, однако в данном случае язык не повернется кого-то упрекнуть. Услуги ЖКХ дорожают ежегодно, причем в качестве причин указываются повышение НДС, инфляция, инвестиционные программы и так далее. Наверное, при желании государство может тормознуть этот процесс, поставить поставщиков ресурсов в строгие рамки, жестко контролировать деятельность управляющих компаний, чтобы не возникало желания наживаться на коммунальной неграмотности большинства собственников. У нас же вместо этого рекомендуют жителям использовать сберегающие режимы в работе электроприборов и выдергивать из розетки штекер выключенного телевизора.
Вряд ли таким образом можно много сэкономить и отогнать от себя мысль, что в нашей стране слишком дорогие услуги ЖКХ. Есть мнение, что россияне и так переплачивают за газ, воду, отопление и прочее примерно в два раза, однако управляющие компании и поставщики ресурсов не желают умерить аппетиты. Теперь вот еще корректировку платы за отопление придумали (благо закон позволяет требовать с собственников дополнительные деньги), так что очередные квитанции люди ждут примерно с таким же энтузиазмом, как Билли Бонс – «черную метку», понимая, что ничего хорошего для себя они там не прочитают. Тольяттинцы пытались жаловаться по этому поводу властям и в прокуратуру, однако в ответ следовали лишь ссылки на действующее законодательство. В итоге дошло до того, что людям стали выставлять по две корректировки.
В распоряжении редакции «Вольного города» оказались квитанции жительницы дома № 18 по улице Громовой, которой сначала (в платежке за март) выставила корректировку управляющая компания «ДЖКХ», а затем (в майской) – самарский филиал ПАО «Т Плюс». В первом случае речь идет о 684 рублях, разбитых равными долями на шесть месяцев (так называемая рассрочка), а во втором доплатить просят уже 1991. Насколько известно, случай далеко не единичный. Коллеги-журналисты даже решили на последнем заседании думы обратить на это внимание спикера Николая Остудина, однако выяснилось, что он об этой проблеме вообще не знает, особо ей не заинтересовался, предложив собственникам жаловаться в надзорные органы.
Прокомментировать возникшую ситуацию с двойной корректировкой мы попросили известного в городе эксперта по вопросам ЖКХ Наталью Ткаченко.
– Начнем с того, что 354-е постановление правительства России действительно предусматривает корректировку платы за отопление (пункт 42.2), которая должна производиться в первом квартале, – сказала она. – То есть в этом плане управляющая компания «ДЖКХ» ничего не нарушила, однако странно, что ее представители вообще ведут речь о какой-то корректировке. Они ведь в 2018 году собирали с жителей деньги на протяжении девяти месяцев (до 1 октября, когда состоялся переход на прямые договора собственников с «Т Плюс»), а отопительный период длился всего три с половиной месяца – с января по середину апреля.
– То есть своими действиями управляющая компания «Департамент ЖКХ» дает понять, что собранных за девять месяцев денег оказалось недостаточно?
– Получается так, хотя это совершенно против логики арифметики. У них пять месяцев чистой прибыли за тот период (с середины апреля по сентябрь включительно), когда отопления не было, а деньги люди платили. Пусть тогда предоставят обоснование по каждому дому, если так уверены в своей правоте.
Нужно просто сложить все гигакаллории, потребленные домом за первые три с половиной месяца 2018 года (данные можно найти на оборотной стороне квитанций), и сравнить с той суммой, которая была оплачена всеми жителями за девять месяцев. Арифметика явно будет в пользу собственников. Батарея ведь одна и та же.
Не может сумма за девять месяцев быть недостаточной для покрытия расходов за зимне-весеннюю часть отопительного периода. Если и делать перерасчет в этой ситуации, то скорее наоборот, в пользу жителей. Еще 1 октября прошлого года дома перешли на прямые договора, управляющая компания «ДЖКХ» должна была все посчитать и вернуть лишнее собственникам или компании «Т Плюс». А они мало того, что деньги требуют, так еще и рассрочку жителям предоставили на шесть месяцев, что вообще никаким законом не предусмотрено. Это ведь не кредитная организация…
– А что скажете по поводу доначислений, выставленных жителям компанией «Т Плюс»?
– Она приняла дома в октябре, так что действительно можно вести речь об убытках. Большинство тольяттинцев ведь платят по 1/12, когда сумма за отопление разбивается равномерными частями на весь календарный год. Получается, что часть «осеннее-зимних» денег жители перечислили заранее (летом), но «Т Плюс» их не увидела, поскольку они осели на счетах управляющей компании «ДЖКХ». Вот и получается, что поставщик тепла недополучил определенную сумму. Нарушение компании «Т Плюс» заключается в том, что по закону корректировка должна быть произведена по итогам первого квартала, а они сделали это уже во втором. Почему? Возможно, побоялись одновременно с «ДЖКХ» ударить по одним и тем же собственникам, предпочтя подождать пару месяцев. Думаю, что собственникам не нужно торопиться оплачивать сомнительные корректировки, тем более что соцзащита не должна воспринимать это как нарушение платежной дисциплины, и следовательно, льготы сохраняются.
– Что в этой ситуации делать жителям, которые все-таки решили заплатить дважды?
– Однозначно требовать возврата. Нельзя дважды оплачивать одну и ту же корректировку. Сейчас идет большой шквал обращений от собственников. Писали в государственную жилищную инспекцию Самарской области, однако там заявили, что не могут указывать хозяйствующему субъекту, когда и что доначислять. Тем не менее, факт остается фактом: компания «Т Плюс» нарушила сроки, указанные в 354-м постановлении.
Оценку обоим корректировкам должна дать прокуратура, причем в случае с «ДЖКХ» хотелось бы не просто возврата денег. Инициаторы подобных провокаций обязаны нести ответственность. Здесь ведь можно вести речь не только о непорядочности, но и о неосновательном обогащении.
Что ж, интересно будет дождаться реакции надзорных органов, да и городским властям стоит подключиться к решению этой проблемы, чтоб не провоцировать очередную волну недовольств. Пока же тольяттинцы находятся в ожидании новых квитанций, опасаясь, что опять что-нибудь доначислят. Кстати, с 1 июля произойдет очередное повышение стоимости коммунальных услуг, и уже через месяц цифры в платежках будут иными.
Не дает покоя и тема твердых бытовых отходов, поскольку жители уверены, что с недавних пор сильно переплачивают за их вывоз и утилизацию. Даже губернатор Дмитрий Азаров, выступая в Уфе на заседании совета при полномочном представителе президента в ПФО, не исключил корректировки в плане определения параметров системы вывоза ТКО. Впрочем, это совсем не значит, что плату обязательно снизят. Есть план по сбору «ЭкоСтройРесурсом» денег с населения, а с учетом того, что многие до сих пор за мусор не платят (протестуя или из других соображений), то вряд ли чиновники захотят уменьшить нагрузку на остальных.
– Требуется время, чтобы у населения это вошло в привычку, так же, как и оплата других жилищно-коммунальных услуг, – сказал губернатор, чем наверняка вызвал недовольство многих жителей.
Дело тут все-таки не в привычке, а том, чтобы плата соответствовала объемам и качеству оказываемых услуг. А у нас, вместо того чтобы сначала провести замеры вывозимых отходов и заключить договора, а уж потом устанавливать тарифы, делают все наоборот, давая народу понять, что, как и в случае с капремонтом, первичным является именно сбор денег. В Самаре по этому поводу планируют провести марш несогласных.
Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 24 (1255) 28.06.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362
Читайте также
Последние новости